Красная звезда
11 апреля 2002, 16:19
Сильному государству - сильные моторы
Об этом событии и проблемах отечественного авиационного моторостроения редакция газеты "Красная звезда" попросила рассказать генерального директора выставки - президента ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) профессора Виктора ЧУЙКО.
Чуйко Виктор Михайлович родился 23 ноября 1931 года в Кабардино-Балкарии. В 1956 году с отличием окончил Харьковский авиационный институт, после чего работал в Запорожском машиностроительном конструкторском бюро "Прогресс", где прошел путь от инженера-конструктора до заместителя генерального конструктора. В 1984 году назначен заместителем министра авиационной промышленности СССР. В 1991 году избран президентом АССАД. Доктор технических наук, академик, лауреат Государственных премий.
В развитии любой страны роль двигателестроения трудно переоценить. Кто умеет строить современные моторы, тот имеет первоклассные автомобили, корабли, самолеты, ракеты. В России создана хорошая отечественная школа авиационного двигателестроения. Ее закладывали выдающиеся российские ученые и конструкторы В. Климов, А. Ивченко, Н. Кузнецов, А. Люлька, А. Микулин, А. Швецов и их последователи. Для каждого поколения самолетов разрабатывались и строились моторы, которые работали на мировую славу отечественной авиации. Завоевание нашими истребителями господства в воздухе в годы Великой Отечественной войны, "хождение за сверхзвук", сотни рекордов высоты, скорости, грузоподъемности - все это стало возможным благодаря тому, что российские самолеты имели, как пелось в песне, пламенное сердце - сильные и надежные моторы.
Конечно, в минувшее десятилетие отечественное двигателестроение пережило трудные времена. После ликвидации Минавиапрома НИИ, ОКБ серийные заводы вынуждены были жить по принципу спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Именно это заставило нас в 1991 году создать ассоциацию "Союз авиационного двигателестроения". И сейчас с уверенностью можно сказать: мы выжили, потому что объединились. Создание ассоциации, когда еще не было ни Росавиакосмоса, ни каких-либо других структур федерального уровня, позволило сохранить кадры, научно-технический потенциал отечественного авиационного двигателестроения, совершенствовать задел, который был создан еще в годы существования Советского Союза.
Именно в эти годы мы начали проводить выставки, которые помогали двигателистам собираться вместе, смотреть на достижения коллег, сообща обсуждать насущные проблемы. Так выстраивалась общая стратегия выживания и развития, вырабатывались планы совместных действий в условиях перманентного кризиса отечественной экономики. И уже в конце 90-х наметились первые, еще робкие, но достаточно заметные ростки стабилизации. А сейчас мы с уверенностью можем сказать, что отечественное авиационное моторостроение не только стойко перенесло рыночные потрясения, но и продолжает развиваться.
Впрочем, в этом смогут убедиться и специалисты, и просто любознательные люди, словом, все те, кто пожелает побывать на 7-й Международной выставке, которая пройдет через несколько дней во Всероссийском выставочном центре (павильон ? 20).
Скажу сразу: из года в год популярность выставки растет. Естественно, встающие на ноги предприятия расширяют площади под свои экспозиции. Например, ФНПЦ "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" увеличит свои выставочные площади в два раза. И это неудивительно. Завод работает стабильно. В последнее время "Салют" демонстрирует устойчивый рост производства - до 50 процентов ежегодно. На нынешний год у него такие заказы по производству авиадвигателей военного и гражданского назначения, а также их комплектующих и другой продукции, что при их выполнении рост удвоится и завод первым из авиамоторных предприятий России выйдет на объемы производства 1990 года. Восстановлена и численность работающих на фирме, а ведь в 1993-1994 годах она сократилась в 5 раз, и многие говорили, что "Салюта" уже нет. Но, как видим, генеральный директор Юрий Елисеев и его заместители оказались очень талантливыми руководителями и менеджерами, и им удалось выправить положение.
Три года назад ФНПЦ "ММПП "Салют" создал собственное КБ. Оно, в частности, в инициативном порядке провело модернизацию реактивного двигателя АЛ-31Ф для истребителя Су-27 и его модификаций. В результате тяга мотора увеличилась на 10 процентов. Эта работа ведется совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ), Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ) и другими НИИ. В феврале 2002 года начались летные испытания двигателей на Су-27.
На выставке "Двигатели-2002" будут показаны как новые, так и модернизированные авиационные моторы. Два года назад мы демонстрировали 8 новых двигателей. Сейчас некоторые из них уже получили сертификаты или акты по государственным испытаниям. В их числе авиадвигатель ВК-2500, созданный на ГУП "Завод имени В. Климова" (Санкт-Петербург). Кстати, экспозиция этого развивающегося под руководством генерального конструктора Александра Саркисова предприятия будет также одной из самых представительных. Вот только некоторые программы, которые ведет фирма "Климов" и которые будут представлены на выставке. Знаменитый турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой РД-33 получил дальнейшее развитие в новых модификациях. На выставке "Двигатели-2002" посетители смогут ознакомиться с двигателем РД-33 серии 3 с увеличенным ресурсом для модернизации истребителей МиГ-29. Двигатель РД-33 серии 3М разработан для корабельного истребителя МиГ-29К с повышенной стойкостью к парам морской воды и эксплуатации в условиях тропического климата. Создан на "Климове" и форсированный двигатель с управляемым вектором тяги, а совместно с Запорожским заводом "Мотор Сич" предприятие разрабатывает целую гамму новых моторов для самолетов и вертолетов как военного, так и гражданского предназначения.
Пермские моторостроители представят на выставке первый отечественный двигатель четвертого поколения ПС-90А для авиалайнеров Ту-204, Ил-96-300 и военно-транспортного самолета Ил-76-МФ. "Пермские моторы" совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) успешно работают над повышением надежности и ресурса этого двигателя, по своим характеристикам отвечающего всем современным требованиям мировых стандартов. И все сетования некоторых отечественных СМИ по поводу того, что наша наука и двигателестроительные предприятия оказались не готовыми к введенным Европой с 1 апреля 2002 года повышенным требованиям к авиадвигателям по шуму - полная чушь. Мы давно знали об этих требованиях, и все современные двигатели разрабатывались под них. Другое дело, что за последние 10 лет российские авиакомпании практически не закупали новые самолеты. Их авиапарк состоит из самолетов, которые выпускались 20, 30 и даже 40 лет назад. И двигатели на них - соответствующие.
Более того, наши НИИ, ОКБ даже для части "старых" двигателей разработали специальную программу модернизации, включающую установку шумопоглощающих элементов и другие новшества, которые позволяют значительно снизить шум и эмиссию (выброс вредных веществ). Однако и тут многие компании не проявили особого рвения, чтобы провести соответствующие доработки. Действовали по известному русскому принципу: пока гром не грянет, мы не перекрестимся. А отечественная наука, предприятия двигателестроения готовы предоставить и новые самолеты с двигателями, отвечающими нормам ИКАО, и модернизировать те, которые не дотягивают до этих требований. Кстати, в рамках международной выставки "Двигатели-2002" пройдет научно-технический симпозиум "Двигатели и экология", на котором будет заслушано 14 докладов по этим проблемам.
На выставке будут представлены авиаремонтные заводы, как гражданские, так и Министерства обороны. Агрегатные предприятия покажут новые системы автоматического управления, где вместо гидравлики действует электроника. За последние годы мы получили такие системы управления, которые при увеличении функций примерно в два раза весят примерно во столько же раз меньше. А для самолета соотношение тяги и веса - одна из главнейших характеристик.
Не уменьшается интерес к нашей выставке и у иностранных компаний. Я уже не говорю об украинских фирмах из Запорожья "Мотор Сич" и ЗМКБ "Прогресс", из Николаева - "Заря-Машпроект", из Харькова - "ФЭД", которые, как и в советские времена, работают в тесной кооперации с российскими предприятиями. На выставке свои экспозиции представят компании "Пратт-Уитни" из США и Канады, французская "Снекма", "Дженерал Электрик", "Сименс" и ряд других фирм.
По решению Правительства РФ организатором выставки определен "Росавиакосмос", его генеральный директор Юрий Коптев возглавляет оргкомитет. Всю техническую работу по подготовке к 7-й Международной выставке "Двигатели-2002" проводит генеральная дирекция ассоциации "Союз авиационного двигателестроения". Мне трудно не только рассказать о всей экспозиции выставки, но даже перечислить всех ее участников. Поэтому приглашаю вас на ВВЦ - как говорится, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.
До встречи на выставке, вход свободный!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов