О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сделано в МАИ, или разработки для всех

С 30 августа МАКС-2013 открыт для всех желающих. Их,
по сообщению местного ГУВД, оказалось не мало - более 18 тысяч
человек

С 30 августа Международный авиационно-космический салон "МАКС - 2013" открыт для всех желающих. Их, по сообщению местного ГУВД, оказалось не мало - более 18 тысяч человек. Не оставила посетителей равнодушной и экспозиция Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

Эй, вы там наверху...

Первая разработка МАИ, которую еще издалека могли увидеть пришедшие на МАКС, - аэростат "Колибри". Трудно было не заметить, что авторство принадлежит именно МАИ. Поднятый на огромную высоту, "Колибри" украшал флаг вуза. Стоит отметить, что несмотря на меняющиеся погодные условия, аэростат ни разу не спускали.

Проект аэростата "Колибри" - совместный. Кроме МАИ, им занимается компания РТИ. По словам еще одного разработчика, представителя РТИ Александра Дудко, аэростаты ничем не хуже обычных вышек, только стоят намного дешевле.

- Зачем отстраивать аналог Останкинской башни, если можно поднять аэростат с прикрепленной на ней фото и видеоаппаратурой и получить на компьютер четкое изображение, - комментирует особенности аэростата Александр Дудко.
Кстати, в комплексе с "Колибри" предполагается еще радиолокационная установка. Она помещена в обычный УАЗ.

Почувствуй себя пилотом

На стенде МАИ у юных изобретателей большой популярностью пользовался симулятор полета, который привез на МАКС ведущий инженер кафедры "Динамика управления летательными аппаратами" Константин Висляев. Помимо специальной компьютерной программы в комплекс входит специальная приборная панель, при помощи которой можно регулировать полет - например, выдвигать шасси, тормозить двигателем и т.д., а также штурвал.

- Управлять самолетом даже проще, чем автомобилем, - с улыбкой рассказывает корреспонденту mai.ru Константин Сергеевич, - некоторые студенты МАИ после занятий даже решались идти в пилоты. Например, один юноша, помню, в учебе успехами не блистал, а вот теперь зато отличный летчик.

В МАИ существует даже специальный класс, где обучаться летной практике могут сразу 27 человек.

Простые задачи для машины с интеллектом

Прямо напротив авиасимулятора - интеллектуальная система управления подвижным объектом. Когда слушаешь рассказ Сергея Пушилина, аспиранта МАИ и одного из разработчиков, то понимаешь, что нет ничего сложного для машины с интеллектом. Система разработки направлена на распознавание направления взгляда оператора и дополнена аудиоканалом для передачи голосовых команд.

- Представьте, что ваш взгляд - это штурвал, - советует Сергей Пушилин, - куда вы посмотрите, туда самолет и полетит.

Перед монитором, на котором изображен летательный аппарат, установлена небольшая платформа. Как только человек на нее встает, самолет - подчиняется взгляду. Посмотришь направо - летательный аппарат послушно пилотирует направо, вперед - разворачивается и летит вперед. Интеллектуальная система обрабатывает информацию с видеокамеры, направленной на лицо оператора, и действует в направлении "грубых" и "точных" каналов. "Грубый" канал - поворот головы, "точный" - взгляда. Именно поэтому комплекс - двухканальный. Как и все разработки МАИ, интеллектуальная система управления подвижным составом обладает широким спектром применения.

- Она способна заменить пилоту сложные системы управления со множеством кнопок, рычагов, переключателей, - говорит Сергей Пушилин. - Можно использовать прибор в бытовых и медицинских целях. Например, он отлично подходит для управления инвалидными колясками. Часто бывает, что человек лишен возможности задействовать в своем движении руки, у него нарушена координация движений и моторика. Тогда такая система для него - настоящая находка. А в медицине может служить для диагностики ряда неврологических заболеваний.

Делу - время

Дни массового посещения не помешали МАИ вести деловые переговоры. Стенд вуза посетили представители руководства Торгово-промышленной палаты РФ, Тайпейско-московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству (Тайвань) в лице директора отдела по науке и технологиям господина У Ши-И.

Как помочь авиамоделистам

Все зрители могли увидеть в дни массовых посещений поединки маевских авиамоделистов. В этот день на поле они устроили показательные бои для всех желающих. Победила, разумеется, дружба.

А вот в деловом центре Правительства Москвы на круглом столе "Авиационно-космическое направление в системе дополнительного образования: новые возможности и перспективы" царили нешуточные страсти, ведь разговор был действительно актуальным. Представители вузов, музеев, физико-математических школ, лицеев, а также Департамента столичного образования рассуждали над тем, как привлечь молодое поколение к занятию авиамодельным спортом и чем может помочь главная столичная образовательная структура.

Самым ярким стало выступление Владимира Брусова, научного руководителя студенческого конструкторского бюро авиационного моделирования МАИ. Именно оно перевело разговор в бурную дискуссию и придало круглому столу остроту и значимость.

- В нашей стране не хватает технической культуры. А ведь без нее не было бы ни соборов, ни скрипок, не фортепиано - вообще ничего! Это слово вышло из обихода. Выход сейчас - интегрирование компьютерного моделирования и реального изготовления моделей. На Западе вот этот наш советский опыт уже переняли: человек и чертит и конструирует сам. И какие показывают результаты наши коллеги за рубежом! Мне кажется, что нужно детей приучать делать что-то своими руками. Уровень мануальных способностей студентов, приходящих на первый курс института, приблизительно равен способностям ученика третьего класса. И это ужасно! А ведь если детей заинтересовать в авиамодельном спорте, то они будут заниматься и приходить в высшее учебное заведение с огромным багажом практических знаний. Теории его научат! Мы в авиамодельном клубе за с! обственные средства проводим праздники для детей, приезжаем в школы, рассказываем об этом спорте, о МАИ. И дети действительно втягиваются. Они способны задавать такие вопросы, которые не каждый взрослый может задать. Они все понимают! Нужно этим пользоваться.

Мария Салмина, исполняющая обязанности директора ГБОУ ЦДТ "Москворечье", в ответ на крик души, как сам назвал свое выступление Владимир Брусов, предложила создать на базе ДК МАИ кружок авиамоделистов для студентов и школьников.

- Нам как раз нужна поддержка в вашем вузе. Давайте сотрудничать? Придумаем программу, по которой выделяемые на образования средства пришли адресно, а не растворился в большом вузе. Давайте объединяться? - предложила профессору МАИ Мария Салмина.

Дина Горбатова, модератор круглого стола, заведующая сектором социализации обучающихся Департамента образования города Москвы, также поддержала это начинание и заявила, что именная стипендия студентам, показывающим результаты в учебе и проектной, профориентационной работе, увеличилась и составляет 6 500 рублей. По ее мнению, это должно мотивировать учащихся на участие в разнообразных мероприятиях вуза.

Квалификация прошла успешно

30 августа, под конец дня, моросил дождь... Однако летчики специального конструкторского бюро МАИ все же подняли в небо Авиатику - 890 и МАИ-223 "Китенок". Завораживающий дуэт продемонстрировали летчик Александр Митрофанов (Авиатика - 890) и герой России, летчик, Андрей Синицин.

Впервые два учебных самолета, сконструированных в МАИ, показывали фигуры высшего пилотажа. Миниатюрная Авиатика - 890 крутила петли Нестерова, зависала в воздухе, сбавляла обороты мотора и казалась прикованной к небу. А "Китенок" ложился то на правое, то на левое крыло, чертя на затянутом серыми тучами небесном полотне причудливые фигуры. Программа с успехом прошла квалификацию и была допущена до показательных выступлений....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка