АвиаПорт.Ru
18 октября 2013, 15:13
Топливные элементы планируется использовать в конструкции БЛА
НИОКР по внедрению топливных элементов в качестве источника электропитания электродвигателей беспилотных летательных аппаратов активно проводятся в России
По его словам, установка топливных элементов на БЛА вместо обычного аккумулятора для электродвигателя в несколько раз увеличивает продолжительность полета. По сравнению с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), топливные элементы дают сопоставимую продолжительность полета. Однако у электродвигателя отсутствуют вредные выбросы, что присуще ДВС, ниже уровень вибраций и шума.
Работы по топливным элементам ведутся в России по нескольким направлениям на нескольких предприятиях. Так, например, несколько лет назад в ЦИАМ велись работы по топливным элементам для экспериментального БЛА под обозначением "ЦИАМ-Рекорд". По сути, это был демонстратор концепции применения топливных элементов (ТЭ) в беспилотной авиации. БЛА оснащался маршевым двигателем с ТЭ Aeropak 2 (Сингапур) мощностью 250 Вт. Топливо - газообразный водород под давлением 300 атм., который хранился в двух баках объемом по 7 л каждый. Взлетная масса - 13-14 кг, высота полета - до 3000 м, максимальная скорость - до 126 км/ч, максимальная крейсерская скорость - 90-95 км/ч, скорость полета на продолжительность - 80 км/ч, продолжительность полета планировалась 30-36 часов. Аппарат был достаточно большим: размах 5,9 м, длина 2,9 м, тянущий воздушный винт имел диаметр 500 мм. Эта работа в начале прошлого года характеризовалась, как находящаяся на стадии организации серьезных исследований в области создания авиационных двигателей на базе топливных элементов с применением углеводородного топлива.
Водородные топливные элементы существуют и широко используются в других отраслях, но существующие образцы не удовлетворяют условиям применения в авиации по массогабаритным параметрам. Проводимые работы проводились в рамках Федеральной целевой программы, но с незначительным финансированием. "Тем не менее, проведенные работы в ЦИАМ по водородным ТЭ не прошли бесследно", - отметил собеседник.
По его сведениям, в настоящее время в Институте проблем химической физики (ИПХФ) проводятся работы по применению ТЭ в БЛА. По имеющейся информации, сингапурские ТЭ весьма "средние" по характеристикам, не годятся для российских условий - даже при +10С они теряют работоспособность. Разработка ИПХФ позволит эксплуатировать ТЭ на БЛА при температуре -40 град С с потерей мощности порядка не более 10%. Со временем, ожидается повышение температурного диапазона до -60 град С. На сегодня работы ведутся достаточно интенсивно.
Создание ТЭ для работы на БЛА в российских условиях является сложной задачей. Летные испытания ТЭ разработки ИПХФ планируется проводить на нескольких типах БЛА, в том числе и на "ЦИАМ-рекорд", который, по некоторым сведениям, передан (второй экземпляр) ЦИАМ в ИПХФ. Работы будут вестись поэтапно. Известно, что испытания ТЭ будут проводиться на БЛА типа "Птеро-Е" разработки ООО "АФМ-Серверз" и "Тахион" разработки ООО "Ижмаш - беспилотные системы".
Применение ТЭ для БЛА с электродвигателями существенно увеличивают продолжительность полета - например, БЛА "Птеро-Е" летает 1,5 часа на аккумуляторе и 6-8 часов на топливных элементах при одинаковых массогабаритных характеристиках. "Ожидается, что на БЛА типа "Тахион" продолжительность полета увеличится в 5 раз", - сказал собеседник.
Он отметил существенную заинтересованность российских силовых структур в БЛА с ТЭ из-за бесшумности работы и увеличенной продолжительности полета при отсутствии вибраций, что позитивно сказывается на качестве получаемой видеоинформации. Весной этого года с работами ИПХФ ознакомился председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, которому был продемонстрирован БЛА "Птеро-Е" с ТЭ. В июле текущего года Министру обороны С.Шойгу был в полете продемонстрирован БЛА "Птеро-Е" с работой электродвигателя на ТЭ. В сентябре ИПХФ посетил руководящий представитель Министерства обороны для ознакомления с работами по ТЭ....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов