АвиаСоюз
25 октября 2013, 12:04
Виктор Горлов: "Необходимы меры по гармонизации отечественной системы поддержания летной годности с международными"
История отечественной гражданской авиации имеет очень глубокие исторические корни, они уходят в конец XIX - начало XX веков. Первые самолеты на земле были гражданскими. А позднее военные начали использовать авиацию в своих целях
Из пятидесяти двух лет работы в гражданской авиации семнадцать мне пришлось отвечать в отрасли за поддержание летной годности (ПЛГ) воздушных судов. Этот период пришелся на две исторические эпохи - советскую (Министерство гражданской авиации СССР (МГА), 6 лет) и российскую рыночную (ДВТ, ФАС, ФСВТ, ГСГА, 11 лет). В настоящее время, занимаясь общественно-авиационной работой, я все-таки по мере сил стараюсь держать себя в курсе проблем ПЛГ. Кроме того, эксплуатационный опыт - это такая "зараза", которую, если ты подцепил, то вывести из организма невозможно.
Нередко можно слышать, что Россия была и есть великой авиационной державой, еще чаще можно видеть при этом скептические, а порой и саркастические улыбки.
История отечественной гражданской авиации имеет очень глубокие исторические корни, они уходят в конец XIX - начало XX веков. Первые самолеты на земле были гражданскими. А позднее военные начали использовать авиацию в своих целях. В период зарождения авиации и ее первоначального развития Россия занимала достойное место в мире. Об этом написано большое количество литературы, проведены глубокие исторические исследования. Я просто напомню несколько исторических фактов.
За точку отсчета развития авиации в мире обычно берут зафиксированный моторный полет самолета братьев Райт в 1903 г. Однако, еще в 1884 г. русский изобретатель А.Ф. Можайский пытался совершить первый в мире моторный полет на самолете - моноплане собственной конструкции с паровым двигателем. Взлет и полет не удался из-за недостаточной мощности силовой установки. Испытания самолета на поле в Красном Селе вместе с А.Ф. Можайским проводил механик Н.Н. Голубев.
Наверное, исторически правильно считать Н.Н. Голубева прародителем системы поддержания летной годности воздушных судов в отечественной гражданской авиации.
Последующие события в истории развития отечественной авиации с пометкой "первый" или "впервые" очень близко отстоят от даты начала моторных полетов.
В 1910 г. всему миру свое мастерство демонстрировали первые русские летчики М.Н. Ефимов, Н.Е. Попов, С.И. Уточкин и др. В тот же год первые отечественные самолеты были изготовлены и испытаны А.С. Кудашевым, Я.М. Гаккелем. В 1913 г. состоялся полет самого тяжелого в мире многоместного самолета конструкции И.И. Сикорского "Русский витязь". Последующие экземпляры этого семейства самолетов имели название "Илья Муромец" и трансформировались в самые тяжелые в мире бомбардировщики.
В 1913 г. русский военный летчик П.П. Нестеров впервые в мире в полете выполнил фигуру высшего пилотажа - "мертвую петлю" ("петля Нестерова"), а в 1914 г. таранил вражеский самолет и погиб. Можно долго и подробно перечислять важные отечественные авиационно-исторические факты дореволюционного и советского времени. Дорога отечественных авиационных дел нас привела и в космос.
Развитие системы поддержания летной годности гражданских ВС в нашей стране на протяжении целого века находилось в тесной взаимосвязи с развитием авиастроения и военно-воздушных сил. Хотелось бы отметить значительную положительную роль ВВС в развитии гражданской системы ПЛГ. В этом оборонном ведомстве, с самого начала его образования, служили настоящие авиационные энтузиасты, организаторы, замечательные методисты, работали крупные ученые. Кроме того, исторически сложилось так, что структура гражданской авиации в стране долгие годы входила в военное ведомство.
Да, история развития авиации, включая гражданскую, в нашей стране действительно великая, сложная, порой противоречивая, имеет уже вековой возраст. Ей можно и нужно гордиться, но главное - это своевременно и глубоко усваивать уроки, которые она нам постоянно преподает.
На протяжении многих десятилетий наша система ПЛГ формировалась в условиях планово-централизованного управления, строгой административной системы. Мы вынуждены были идти своим путем развития, находясь то в революциях, то в войнах, то в противостоянии Западу, не имея постоянного широкого доступа к зарубежной нормативной базе, технологиям, методам. Наша политическая система не воспринимала в области авиации многое из иностранного опыта, да и информация от нас, зачастую, скрывалась. Страны Европы и Америки формировали почти единую систему поддержания летной годности ВС, основанную на рыночной экономике. Так что различия имеют исторически естественный характер.
К концу 80-х годов прошлого столетия в гражданской авиации СССР функционировала мощная, отлаженная система ПЛГ ВС. Мы в это время имели около 14 тыс. самолетов и вертолетов. Все они были предназначены для транспортной работы или применения в народном хозяйстве (ПАНХ). Авиации общего назначения (АОН) и единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС) тогда в гражданской авиации не было.
Поддержание летной годности воздушных судов в гражданской авиации в это время обеспечивали:
- 26 авиаремонтных заводов гражданской авиации (АРЗ);
- 230 авиационно-технических баз (АТБ) при объединенных авиационных отрядах (ОАО);
- 3 научно-исследовательских института гражданской авиации
- (ГосНИИГА, ГосНИИАэронавигация - бортовое оборудование, НИИ ПАНХ);
- научно-исследовательские сектора в Академии ГА, КИИГА, РИИГА, МИИГА, ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект";
- 15 опытно-конструкторских бюро (ОКБ) авиационной промышленности по самолетам, вертолетам, двигателям и воздушным винтам;
- 20 авиационных заводов по финальной сборке самолетов, вертолетов и авиадвигателей (не считая заводов - изготовителей агрегатов и бортового оборудования).
В центральном аппарате Министерства гражданской авиации СССР за поддержание летной годности отвечал заместитель Министра ГА СССР по эксплуатации, ремонту и науке. Он же отвечал и за связи с промышленностью. В его подчинении в центральном аппарате и выделенных структурах находились:
- Главное управление по эксплуатации и ремонту авиационной техники (УИАС, ГУЭАТ, ГУЭРАТ);
- Всесоюзное государственное промышленное объединение по ремонту авиационной техники "Авиаремонт" (Ремонтно-техническое управление, ВГПО "Авиаремонт");
- Главное управление заказов и снабжения серийной авиационной и наземной техникой (ГУЗСАНТ);
- Главное научно-техническое управление (ГлавНТУ);
- Объединение "Авиатехснаб" гражданской авиации.
Сейчас же в Управлении поддержания летной годности воздушных судов Росавиации, где сконцентрировались осколки всех функций ПЛГ, фактическая численность составляет всего 21 человек. Правда, штатная численность Управления в последнее время увеличена до 30 человек. Всем понятно, что функции и объемы в современных условиях иные, но на этом поле мы проваливаемся, кажется, ниже дна.
Характерной особенностью в области поддержания летной годности была подготовка инженерно-технических кадров. Нашими предшественниками она была поставлена на необычайную высоту. И в этом была заложена большая мудрость.
В течение десятилетий был сформирован высокопрофессиональный корпус авиационных инженеров и техников, способный выполнять сложные и ответственные работы в суровом климате и, в целом, в неблагоприятных условиях.
Бойцы этого замечательного корпуса, благодаря своим фундаментальным знаниям, организованности, трудовой хватке и неприхотливостью к условиям, нередко являлись компенсатором недостатков требуемой инфраструктуры. В среднем, каждый четвертый из них имел высшее авиационно-техническое образование.
Подготовкой авиационных инженеров для гражданской авиации занимались три крупных авиационных института гражданской авиации (Киевский, Рижский, Московский). Инженерные кадры нам поступали и из многих авиационных и технических институтов Министерства авиационной промышленности и Министерства высшего образования: КуАИ, МАИ, МАТИ, КАИ, ХАИ, УАИ, Иркутский политехнический. Авиатехники готовились в двенадцати средних авиационно-технических училищах гражданской авиации: Егорьевское, Троицкое, Выборгское, Иркутское, Омское, Кирсановское, Рыльское, Криворожское, Красноярское, Славяновское, Фрунзенское, Якутское.
Программы подготовки в профессиональном отношении были очень насыщенными. В институтах и технических училищах велись специальные курсы по изучению конкретных типов воздушных судов. Это в сочетании с работой на учебных аэродромах и практикой в АТБ давало возможность получить в авиапредприятия почти готовых специалистов.
Инженерно-руководящий состав постоянно был нацелен на развитие материально-технической базы инженерно-авиационной службы своих предприятий. В этом вопросе очень много сделано в Домодедово, Шереметьево, Хабаровске, Новосибирске, Уфе, Архангельске, Красноярске, Алма-Ате, Киеве, Ленинграде, Сургуте, Черском и др.
Самыми мощными авиаремонтными заводами гражданской авиации были Внуковский, Быковский, Ташкентский, Минераловодский, Свердловский, Ростовский, Минский, Киевский и другие предприятия.
В общей сложности поддержанием летной годности воздушных судов занималось около 130 тыс. работников отрасли, сейчас - менее 20 тыс.
Конечно, вся система поддержания летной годности, основанная на планово-централизованном регулировании, войти в рыночные условия не могла, даже при отсутствии экономического и политического кризисов в стране. Рынку, как говорится, не все нужно. Но в этой системе находились авиационные ценности, необходимые в любую эпоху:
- высококвалифицированная подготовка авиационно-технических кадров;
- единая по отрасли для типа воздушного судна техническая документация (Руководство по эксплуатации, Регламент технического обслуживания и др.);
- обязательный, централизованный по отрасли сбор данных по отказам авиационной техники. Анализы надежности и разработка профилактических мер;
- оперативная информация по отрасли по всем проблемам, возникающим при эксплуатации авиационной техники;
- тесная связь с разработчиками и производителями. Рассмотрение вопросов надежности на межведомственном уровне. Государственный контроль за принимаемыми в этой области решениями;
- целенаправленная политика и участие инженерно-руководящих и летно-командных кадров в осмотрах и текущих оценках состояния воздушных судов;
- регулярное проведение летно-технических конференций по обмену опытом эксплуатации конкретных типов воздушных судов;
- проведение специальных подготовок к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду эксплуатации воздушных судов;
- отработанная нормативная база по всем вопросам технической эксплуатации и ремонта авиационной техники;
- сильные инженерно-авиационные службы в региональных управлениях гражданской авиации, возглавляемые главным инженером - заместителем начальника управления по эксплуатации и ремонту авиационной техники;
- постоянные научные сопровождения процесса поддержания летной годности ВС со стороны научно-исследовательских институтов отрасли;
- масштабные по объемам и глубокие по существу исследования отказавшей авиатехники, определение причин и выработка мер профилактического характера;
- разработка перспективных стратегий и программ развития, проектов нормативных документов конкретных программ оценки состояния авиатехники.
Характерный пример того, как нам помог прежний опыт в важном для гражданской авиации деле.
В 1996 г. по инициативе Российско-Американской Комиссии (Черномырдин - Гор) была произведена совместная оценка состояния дел с безопасностью полетов в России. Это было вызвано ухудшением дел с безопасностью полетов (катастрофы самолетов А-310 в Междуречье и ТУ-154 в Иркутске). Изучение дел и оценка производились группой квалифицированных специалистов Авиационной Администрации США, Департамента воздушного транспорта Минтранса России и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Американская группа состояла из 20 человек, работала в течение месяца. Она посетила региональные управления, авиапредприятия, авиационно-технические базы, ремонтные заводы и аэропорты. По результатам работы был сделан вывод: состояние безопасности полетов в гражданской авиации России соответствует международным требованиям. На основании отчета комиссии 2 сентября 1998 г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о повышении безопасности полетов (BASA).
Мне пришлось постоянно принимать участие в работе этой комиссии. Американские специалисты, формируя отчет комиссии, положительно отметили тот факт, что нам удалось сохранить то лучшее, что было в советской гражданской авиации. При отсутствии положительного заключения в отчете гражданскую авиацию России ожидали серьезные ограничения в международных полетах с негативными последствиями. Такова цена накопленного отраслевого опыта.
После распада Советского Союза и вхождения Российской Федерации в полосу жесточайшего социально-политического и экономического кризиса в гражданской авиации сложилась острая драматическая ситуация. Объемы работ, которые выполняла гражданская авиация по РСФСР, со 100 млн. пассажиров упали до 21,5 млн., грузовые перевозки снизились с 1,3 млн. тонн до 442 тыс., общее число категорированных аэропортов сократилось с 1300 до 300 (за счет местных). Воздушный транспорт стал недоступен для большей части населения страны. У большинства образованных в результате приватизации авиакомпаний рентабельность была близка к "нулевой" и переходила на "отрицательную". Все самолеты и вертолеты были безвозмездно приватизированы. Такого количества воздушных судов под реальные объемы авиаперевозок и авиационных работ просто не требовалось. Поэтому вскоре образовался большой вторичный дешевый рынок подержанных, но действующих воздушных судов, на котором самолеты типа ТУ-154 или ИЛ-76 можно было купить за несколько млн. долларов США. Самолеты типа ИЛ-62, ТУ-154, ТУ-134 и другие еще смогли бы продолжить работу на внутренних линиях, но этот рынок рухнул. А на международных линиях, куда устремилось большинство авиакомпаний, они не были конкурентоспособными. Раздав бесплатно устаревшие самолеты, государство устранилось от формирования гражданского воздушного флота.
К сожалению, исторически сложилось так, что, начиная с середины 70-х г.г., в Советском Союзе наметилось прогрессирующее отставание гражданского авиастроения от развитых стран. Причины этого уходят в самые высокие сферы государственной политики того времени. Даже самолеты нового поколения для тех лет (ИЛ-86, ЯК-42) значительно уступали западным образцам. Так, например, флагман нашего воздушного флота ИЛ-86, вышедший на авиалинии в 1980 г., имел низкую топливную эффективность (34,7 грамм/пас/км), высокий уровень шума на местности (соответствие только второй главе 16-го Приложения к Чикагской конвенции), большой состав летного экипажа (4 человека). В результате, полюбившийся всем отечественный аэробус к 2010 г. прекратил свои полеты даже на внутренних авиалиниях. А изготовлено этих самолетов было около 100 экземпляров. Самолеты Boeing (747, 757, 767) и Airbus (А-300, А-310) в это время уже имели топливную эффективность в пределах 20 грамм/пас/км, экипаж из 2-х человек, многофункциональное бортовое оборудование, а уровни шумов на местности были значительно ниже требований третьей главы 16-го Приложения к Чикагской конвенции. Появившиеся в начале 90-х г.г. в единичных экземплярах отечественные современные самолеты ИЛ-96-300, ТУ-204, ИЛ-114 были "придавлены" экономическим кризисом.
Несколько лучше обстояли дела с вертолетостроением. Вертолеты МИ-8 и его модификации даже сейчас имеют приличный спрос, как внутри страны, так и за рубежом. Но нишу маломестных вертолетов мы все-таки потеряли. Сейчас в Россию уже завезено около трехсот легких Robinson, не говоря уже о вертолетах Eurocopter.
Авиакомпании, находясь в условиях кризиса, дорогих и коротких кредитов внутри страны, не получая реальной государственной поддержки, вынуждены были самостоятельно искать пути выживания. Они эти пути нашли в оперативном и финансовом лизинге западных подержанных самолетов у зарубежных владельцев с привлечением кредитов зарубежных банков. Это спасло гражданскую авиацию, как вид современного транспорта, от краха. Тот, кто сдает самолет в лизинг, вправе определять, в каком государстве это воздушное судно должно быть зарегистрировано. Страна регистрации, по международным правилам, несет ответственность за поддержание летной годности данного ВС, не зависимо от того, в каком государстве оно эксплуатируется.
В настоящее время в гражданской авиации России, наряду с отечественными воздушными судами, эксплуатируется более 600 средне- и дальнемагистральных самолетов (Boeing, Airbus), около 150 ближнемагистральных самолетов емкостью от 30 до 70 пассажиров (SAAB, ATR, DACH и др.). Они выполняют более 80% авиаперевозок. Только 20 самолетов зарегистрированы в нашем государственном реестре, остальные в разных государствах зарубежья.
В связи со всеми этими обстоятельствами в гражданской авиации страны сформировалась очень сложная система поддержания летной годности ВС. Ее можно разделить на четыре части:
- Отечественные воздушные суда, имеющие аттестат летной годности (ИЛ-62, ИЛ-76, АН-24, ТУ-134, ТУ-154 и др.) - государственную ответственность за тип и экземпляр несет Росавиация.
- Отечественные воздушные суда, имеющие сертификат летной годности (ИЛ-86, ЯК-42, ИЛ-96, ТУ-204, МИ-171, МИ-260 и др.) - ответственность за тип - МАК, за экземпляр - Росавиация.
- Воздушные суда зарубежного производства (Б-747, Б-777, А-330, А-320, ATR-72 и др.) - ответственность за тип - МАК, ответственность за экземпляр - государство регистрации воздушного судна.
- Воздушные суда зарубежного производства (Б-757, Б-737) - ответственность за тип - МАК, ответственность за экземпляр - Росавиация.
Наша система отличается от общеевропейской и американской по ряду процедур и набору технической документации. Разобраться во всем этом "калейдоскопе" даже начальнику Управления поддержания летной годности Росавиации очень непросто. Особенно когда у тебя в распоряжении по стране всего около 100 специалистов (21 - в центральном аппарате, около 80 - в региональных управлениях). Большинство из них, к тому же, не владеет английским языком.
Здесь необходимы кардинальные меры по увеличению численности госаппарата и гармонизации отечественной системы поддержания летной годности с международной. Давно пора говорить на одном техническом языке, иметь единую по форме распорядительную и техническую документацию, пользоваться едиными терминами и определениями, разумно вмонтировать в общую систему национальный опыт ("ценности"), пользоваться едиными оценками состояния авиатехники и организации, иметь единую систему контроля.
На страницах этого номера журнала публикуются материалы инженеров - руководителей, которые в реальной ситуации осуществляют поддержание летной годности действующего парка. Они не только рельефно видят проблемы, но и остро ощущают, в каком направлении необходимо двигаться. Их опыт очень ценен, к нему следует внимательно прислушиваться и реализовывать в конкретных делах.
Не осуждая никого и ничего, не занимаясь раздраженным наставничеством, хотел бы обратить внимание на ряд вопросов, которые было бы полезно решить в обозримое время:
- привести государственную структуру регулирования и управления гражданской авиации в соответствии с требованиями Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО - образовать "Ведомство гражданской авиации", отвечающее за состояние всех дел в отрасли и наделенное адекватными полномочиями. Аналогом может служить FAA США, работающая в рамках Министерства транспорта этой страны;
- увеличить численность Управления поддержания летной годности ВС центрального аппарата Росавиации и соответствующих структур в региональных управлениях;
- организовать специальные курсы среди сотрудников УПЛГ и в региональных структурах по изучению английского языка;
- ввести в образовательные программы в университетах и колледжах гражданской авиации для инженерно-технического состава углубленный курс изучения технического английского языка на весь период обучения с последующей итоговой государственной аттестацией. Решить вопрос о включении этого курса в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС);
- повысить статус руководителя структуры, непосредственно отвечающего за поддержание летной годности, до заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта. Аналогично этому поступить в региональных управлениях. Такой порядок был в гражданской авиации на протяжении пятидесяти лет;
- реализовать политику по постепенному переводу в российский госреестр воздушных судов зарубежного производства, эксплуатируемых в гражданской авиации Российской Федерации;
- проанализировать ранее разработанные материалы и организовать введение методов определения соответствия (МОС) к ФАП-145, предусмотрев гармонизацию с PART-14S;
- аналогично формату ИКАО разработать национальное Руководство по поддержанию летной годности воздушных судов;
- всемерно содействовать формированию российских центров по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов зарубежного производства, что увеличит число рабочих мест для наших специалистов;
- адаптировать существующую национальную систему управления безопасностью полетов к требованиям 19-го Приложения к Чикагской конвенции;
- разработать, в целом, межведомственную программу гармонизации всей нормативно-правовой и технической документации, касающейся поддержания летной годности в отрасли, с общеевропейской системой.
Меня часто спрашивают, верю ли я, что в нашей гражданской авиации все образуется и встанет на свои места. Отвечаю неизменно: "Верю. И буду верить до конца дней своих".
Хотел бы поддержать и поблагодарить редакцию журнала "АвиаСоюз" и его главного редактора (кстати, выходца из инженерно-авиационной службы ГА) за инициативу по рассмотрению и обсуждению актуальных проблем поддержания летной годности воздушных судов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 20, 2024
Аэрофлот подписал меморандум о сотрудничестве с технологической группой компаний "ИКС Холдинг"
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 20, 2024
День рождения Деда Мороза отметили в аэропорту Минеральные Воды