О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

777X даст ВСМПО удвоение объема сотрудничества с Boeing

О развитии сотрудничества с американским партнером и планах развития компании рассказал генеральный директор ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" М.Воеводин

Авиационный салон Dubai Airshow 2013 принес мировой авиаиндустрии новый рекорд - контракты и соглашения о намерениях на поставку авиатехники и услуг на сумму около $200 млрд долларов. Несмотря на то, что самый крупный банк сорвали Boeing и Airbus, мегасделки будут напрямую касаться и российской корпорации ВСМПО-АВИСМА, являющейся ведущим мировым поставщиком изделий из титана. На второй день работы салона компания Boeing продлила контракт с ВСМПО на поставку титановой продукции на 10 лет, а также подписала меморандум, согласно которому в "Титановой долине" (особая экономическая зона на территории Свердловской области) будет построена вторая очередь совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing (UBM). О развитии сотрудничества с американским партнером и планах развития компании "АвиаПорту" рассказал генеральный директор ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" Михаил Воеводин.

- Каковы временные рамки реализации проекта UBM 2?


- Планируется, что в 2016 году он уже должен начать работать. Для этого уже весной 2014 года нам надо начать строительство.

- Сейчас уже выбран проектировщик для новой площадки?

- Пока нет. В настоящее время делается техническое задание и на рассмотрении два варианта. Один - удвоение нынешнего UBM, другой вариант - утроение. С точки зрения инвестиций это или $100 млн, или $195 млн вложений. В конце ноября - начале декабря мы должны определиться с номенклатурой обрабатываемых штамповок и с номенклатурой станков. После этого приступим к проектированию. Оно не займет больше трех месяцев, потому что это будет быстровозводимое здание.

- Что принесет создание UBM 2 именно на территории ОЭЗ?

- Как минимум, мы сэкономим 10% таможенных пошлин на оборудование, так как понятно, что почти все оборудование будет импортным. Есть еще льготы по налогу на имущество, ряд других - но для нас важнейшей сейчас является именно экономия на закупке оборудования.

- О какой номенклатуре продукции СП идет речь?

- В первую очередь это механообработка крыльевых штамповок.

- По типам воздушных судов дополнения будут?

- Самое большое дополнение - Boeing 777X. Надо понимать, что эта модель с точки зрения ВСМПО - это практически удвоение объема сотрудничества с Boeing. Если взять сегодняшнюю номенклатуру самолетов Boeing, в 747 практически нет титана, в 737 его совсем мало. Раньше был 767, в котором тоже титана было мало, но его заменили на 787, в котором до 20 тонн на каждый самолет. Соответственно, в нынешнем поколении 777 порядка 4-5 тонн изделий из титана, а в новых 777X, по оценкам Boeing, будет до 15 тонн. Плюс к тому, изделия для 777 крупнее, чем для 787, а темпы выпуска новой версии ожидаются высокими.

- В проекте с Boeing финансирование будет из собственных средств, или заемное?

- Первую очередь UBM мы финансировали за счет собственных средств каждой из сторон. Если будет принята программа максимум - под $200 млн, - я думаю, что мы рассмотрим и заемное финансирование. Плюс руководство "Титановой долины" предлагает нам вариант, что здание построят они, а мы его будем арендовать. Сейчас наши экономисты рассчитывают, что выгоднее, самим построить здание, или воспользоваться этим предложением. Дело в том, что на здании можно сэкономить с точки зрения первоначальных инвестиций порядка $10-20 млн.

- Какой может быть дополнительный годовой объем выпуска в связи с вводом второй очереди UBM?

- Для нашего предприятия годовой объем выручки - не ключевой показатель в этом проекте. Перед нами стоит цель - к 2017-2018 году обрабатывать 100% штамповок для Boeing, кроме того, 60-70% всех выпускаемых штамповок должны проходить черновую механообработку на ВСМПО или на совместном предприятии. Сейчас этот показатель порядка 30-40%.

- Если говорить о штамповках, какой объем выпуска будет в тоннах?

- Сегодня порядка 3,5 тысяч тонн, к 2018 году будет порядка 7 тыс.

- Ваше собственное механообрабатывающее производство будет расширяться?

- В следующем году должно начаться строительство второй очереди нашего механообрабатывающего цеха. Мы хотим его расположить также на территории свободной экономической зоны, и в декабре мы должны выйти на наблюдательный совет на получение аккредитации как резидента. Строительство хотим начать в мае. Объем инвестиций порядка $70-80 млн.

- Планируются ли аналогичные проекты по механообработке с другими авиапроизводителями?

- Мы продолжаем переговоры с Airbus по возможности освоения механообработки в рамках либо совместного предприятия, либо СП с их поставщиком. Переговорный процесс идет, но пока до конца так и не дошел.

Надо понимать, что создание СП - это хорошо, но ВСМПО продолжает развивать и собственные мощности. Поэтому если нам с кем-то из клиентов не удается договориться о совместном предприятии, мы не сильно расстраиваемся - мы понимаем, что все равно будем заниматься этой механообработкой. Тут важно, кто первый пришел. И что очень важно в нашем СП с Boeing, что мы с ними идем уже в чистовую механообработку. А я все эти годы говорил, что ВСМПО само этот передел осваивать не станет. С партнером - сделает.

Поэтому, когда мы обкатаем чистовую механообработку в рамках СП с Boeing, мы сможем другим своим заказчикам предлагать чистовую механообработку уже на наших площадях. Дело в том, что с Boeing предусмотрен трансфер их технологий на UBM, и Boeing относится положительно к тому, что мы с совместного предприятия берем технологии на свои собственные мощности. Наш партнер никак не ограничивает в этом ВСМПО, и наоборот нам в этом помогает. Поэтому уже многое позаимствовано в нашем механообрабатывающем цехе с сегодняшнего UBM. А после ввода в строй второй очереди с чистовой механообработкой мы, возможно, в 2018-2019 году начнем другим своим клиентам предлагать чистовую механообработку на наших мощностях. Хотя с точки зрения российского рынка, Boeing не возражает против механообработки в интересах российских заказчиков и на мощностях СП.

- Ранее обсуждалось создание СП с ОАК. Сейчас этот вопрос еще актуален?

- Действительно, мы давно еще, в бытность президентом ОАК Алексея Федорова, обсуждали возможность создания СП по механообработке всего титана у нас на территории, или на площадке свободной экономической зоны. Но пока ОАК не нашел целесообразности в этом. Сейчас на каждом самолетостроительном предприятии есть своя механообработка, наверное, им пока этих возможностей достаточно. Потому что если у них есть мощности, и им их достаточно - нет смысла создавать новые. Когда темп выпуска самолетов увеличится, возможно им потребуется наращивать мощности, и в этот момент, возможно, переговоры о создании СП возобновятся.

С другой стороны, ОАК достаточно большой объем механообработки заказывает на наших мощностях, и мы этому рады. У нас нет такой необходимости - создавать со всеми СП. Мы готовы сами инвестировать в свое производство при понимании заказов. Сегодня это понимание есть.

- Какие еще проекты техперевооружения сейчас ведутся на ВСМПО?

- Следующий год у нас будет ударным, заканчиваются два больших проекта. Мы откроем новый плавильный цех с двумя гарнисажными печами. И на следующий год мы завершим строительство нового кузнечного комплекса с усилием 4 000 тонн, сейчас уже идет сборка пресса. Ввод в строй пресса развяжет наше узкое место по производству биллета, а ввод новых гарнисажных печей, что является альтернативой плазменным печам, позволит получать суперчистые материалы. Такая продукция востребована и российским рынком, и иностранным, в первую очередь двигателестроителями. С одной стороны, получаемый материал очень чистый. С другой стороны, достаточно высокую долю отходов может вовлекать в производство заново, поэтому для нас это экономически целесообразно.

Каждый проект стоит по 2-2,5 млрд рублей. После этого наши ковочные мощности увеличатся, где-то на 10-15%. Плавильные, с точки зрения общих мощностей, увеличатся незначительно, на 5%, а по высококачественным плавкам, с вовлечением большой доли отходов, в три раза, потому что у нас сегодня две гарнисажных печи и менее производительные, станет четыре.

На следующий год в активную фазу вступает третий крупный проект - линия производства колец и катушек для двигателестроителей. Это новый кольцераскатный стан, новые печи, новые пресса, то есть полностью новый комплекс. Он тоже стоит порядка 2-2,3 млрд рублей. На следующий год начинается строительство, окончание, мы ожидаем, в 2016 году. Линия будет вводиться по очередям, поэтому первые вводы состоятся уже в 2015 году.

- Можно назвать объем инвестиций в техперевооружение?

- Он достаточно стабилен, ежегодно порядка 7-8 млрд рублей. В этом году - 7 млрд рублей. На следующий год тоже планируется около 7-8 млрд.

- Как развивается работа в рамках договора с Alcoa? В чем вообще интерес ВСМПО в этом проекте?

- Сегодня у нас есть пресс усилием 75 тыс. тонн. На сегодня он самый большой в мире работающий пресс. Именно за счет этого уникального оборудования, за счет наших технологий мы получаем достаточно большое количество заказов, по которым мы поставщики 100% продукции. С одной стороны, с появлением заказа по программе 777X, у нас в 2017-2018 году использование мощностей большого пресса приближалось бы уже к 80%-85% машинного времени, что мы считаем критическим, потому что по нашим нормам 15-20% должно быть задела на ремонты: плановые и внеплановые. То есть, нам в 2018 году нужны были бы дополнительные мощности, если бы мы хотели сохранить свою долю рынка. Конечно, если бы их не было, мы бы просто уменьшили долю, не приняли новых заказов. С другой стороны, на протяжении последних 10 лет нам все покупатели задают один вопрос: "А что будет, если пресс сломается?" Потому что оборудование не вечно. Хотя пресс в очень хорошем состоянии, мы провели его аудит, и оказалось, что его износ менее 40%, при том, что он построен давно.

Поэтому создание СП с Alcoa и получение доступа к мощностям такого же пресса для нас событие революционное. Потому что, с одной стороны, мы спокойно берем дальнейшие заказы, и таким образом увеличиваем количество штамповок. С другой стороны, у нас всегда есть резерв, если что-то случилось с нашим прессом, мы можем на время ремонта перенести работу на второй пресс. И это, конечно, сумасшедшее конкурентное преимущество ВСМПО перед любым кузнецом в мире.

Инвестиции, по крайней мере, на первом этапе, что нужно в Самару вложить, порядка 500 млн рублей. Самара никогда не делала титановые штамповки, поэтому нужно вложить средства в оборудование. Мы командируем туда большую группу своих технологов, потому что нужно учить людей работать с титаном. Это достаточно большой проект, и мы надеемся, что в 2016 году, максимум в 2017 году, у нас все будет работать.

- Сейчас пресс в Самаре сильно загружен?

- Загружен, но есть достаточные для нас свободные мощности.

- Какие-то другие проекты с Alcoa есть?

- В Самаре есть еще пресс усилием 30 000 тонн, который у них пока еще не прошел модернизацию, мы его рассматриваем как второй этап сотрудничества. Возможно, его тоже модернизируем вместе, и тоже начнем использовать. Еще есть пресс 6 000 тонн, который, потенциально, можно использовать. Но пока мы эти перспективы даже не обсуждаем.

- В Самаре будет осуществляться только штамповка?

- Да, причем только передельная. Финишные операции все будут у нас, технологии по финишной обработке и по подготовке мы не передаем.

- На какой сейчас стадии проект с Alcoa?

- До конца февраля надо трансформировать соглашение в юридическую форму, чтобы уже начать работать. С февраля мы хотим начать контрактацию оборудования.

- Они будут вкладывать в этот проект ваши партнеры?

- Сегодняшнее оборудование.

- То есть, они вкладывают оборудование, а вы инвестируете в модернизацию?

- Да, во все новое.

- А по долям какое будет распределение в вашем СП?

- Пока непонятно. Будет проводиться оценка и по ее результатам будет сформированы доли.

- Какие финансовые результаты вы прогнозируете по итогам этого года?

- Объемный показатель - порядка прошлого года, где-то 29 200 тонн. EBITDA порядка 440 млн против 360 млн в прошлом году. Выручка порядка 1 млрд 600 млн. Чистая прибыль в районе 7,5-8 млрд рублей. То есть, при тех же объемных показателях EBITDA и прибыль увеличились, и это достигнуто за счет изменения номенклатуры: больше продукции с глубокой переработкой (штамповки, механообработка).

Следующий год планируем на уровне этого года, потому что завершение двух инвестиционных проектов состоится где-то в конце лета, и их влияние на экономику мы еще не почувствуем. А 2015 год, как мы ожидаем, превысит 2014-ый по всем показателям на 15%....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка