О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Модели управления предприятием: какую выбрать? Часть 2

В 1960-е годы традиционный подход управления по инструкциям сменился управлением по целям, за последние 10-15 лет возник новый подход - управление на основе ценностей

В 1960-е годы традиционный подход управления по инструкциям (MBI - Management By Instructions) сменился управлением по целям (MBO - Management By Objects), за последние 10-15 лет возник новый подход - управление на основе ценностей (MBV - Management By Values). Однако из-за роста социальной напряженности в обществе, вызванной многими причинами, в том числе и коррупцией на всех уровнях управления и в отраслях экономики, наметилась тенденция перехода к модели ближайшего будущего - управления на основе социальных потребностей (MBS(d) - Management By Social demands). И главную роль в этой модели должны играть общественные организации и профессиональные объединения, призванные выражать потребности и тревожные настроения различных социальных слоев общества и профессий. Эта тенденция была подтверждена и на Всемирном экономическом форуме в Давосе в начале 2012 года, а на 10-м ежегодном заседании клуба "Валдай" в 2013 году президент РФ В. Путин заявил: "К сожалению, в истории нашей страны ценность отдельной человеческой жизни была невелика. Слишком часто люди оставались лишь средством, а не целью и миссией развития. У нас больше нет не только права, но и возможности бросать в топку развития миллионы людей. Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие будут главной силой России этого и последующего веков". И мнение президента РФ начинает разделять и российское бизнес-сообщество, в частности, президент Банковского холдинга республиканской финансовой корпорации А. Мальчевский отметил: "Мы стараемся быть полезными людям, создавать продукты и услуги по их потребностям, равно как и по их доходам". Генри Форд миссией своей автомобилестроительной компании определил создание дешевых автомобилей для того, чтобы население США могло осваивать обширные просторы своей страны, попутно заработав на этом бизнесе $300 млрд в сегодняшних ценах. Социальные приоритеты государства провозглашаются и Конституцией РФ: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст.7, п.1). Разработка проблем научного управления в начале XX века, сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения организации в целом и формулирования принципов ее функционирования. Ответом на эту потребность деловой жизни стали работы теоретика и практика менеджмента, основателя административной (классической) школы управления Анри Файоля (1841-1925), который в 1916 г. во Франции опубликовал свою работу "Общее и промышленное управление", где впервые была дана полная версия теории управления и предложены организационные принципы. С 1888 г. по 1918 г. он руководил крупной горнодобывающей компанией. На основе своего управленческого опыта и научного склада мышления им были выделены 5 функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но связанные с другими направлениями процесса управления, а именно:
  • Предвидение
  • Организация
  • Распорядительство
  • Координация
  • Контроль
А. Файоль рассматривал искусство управления как набор соответствующих принципов, применимых в конкретной ситуации. Он предложил 14 принципов управления, хотя и утверждал, что их может быть намного больше. Группировка указанных принципов, которые не потеряли своей актуальности и сегодня, по разным признакам приведена в таблице. Группировка принципов Файоля
Структурные принципыПринципы процессаПринципы конечного результата
Разделение труда - перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего вниманияСправедливость - уважение и законность администрации к подчиненным, сочетание доброты и правосудияПорядок - рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте
Единоначалие - каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряженияДисциплина - необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины требуется наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядкаСтабильность персонала - текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента
Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Требуется поддержание баланса централизации и децентрализацииВознаграждение - наличие справедливых методов стимулирования работниковИнициатива - предоставление возможности проявления личной инициативы работникам
Власть и ответственность - право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствияЕдинство действий - группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной целиКорпоративный дух - сплоченность работников, единая коллективная сила воли
Иерархия (цепь) - организационное деление на уровни управленияПодчиненность интересов - интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации
Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности. Организаторские функции включают дробление задач на более мелкие подзадачи, перегруппировку этих задач во взаимосвязанных подразделениях, назначение руководителя каждого подразделения и передачу ему прав и ответственности и, наконец, соединение подразделений цепью целевых команд. Рассмотрим более подробно каждый из основных принципов организации управления. 1. Принцип разделения труда. Согласно Файолю, разделение и специализация труда - естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника. Основатель политэкономии Адам Смит рассматривал разделение труда как основной фактор экономического роста, поднимал проблему стоимости произведенных товаров и услуг. Анри Файоль считал специализацию лучшим средством использования индивидов и групп людей. В то же время разделение труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены. Такие методы упрощения труда, как стандарты работ и исследование в действии и во времени, акцентировали внимание на технических сторонах работы, а не на поведенческих. Позднее, в начале 1930-х годов, появился подход, описывающий человеческие отношения и позволяющий более углубленно рассматривать разделение труда в организациях с учетом влияния человеческого фактора. В качестве ярчайшего примера успешного применения принципа разделения труда можно привести сельское хозяйство Голландии, где каждый занимается своим делом, совершенствуя его. Выращиваешь - с тебя качественный овощ. Хранишь - построй такой склад, чтобы урожай дожил до следующего сезона (кстати, в РФ при хранении портится до 50% урожая, в Голландии - не более 3%). Все звенья работают в связке - в отработанной столетиями системе сельхозкооперации. В этой цепочке банк, под 1,5% кредитующий фермеров - Рабобанк, созданный самими крестьянами. Сегодня у него берут в долг даже европейские госструктуры. В основе - "золотой треугольник": правительство, обозначающее, что ему нужно сельские хозяйство (плюс небольшая госпомощь); наука, готовая развивать заданную тему; предприниматели, которые вкладывают деньги, заручившись поддержкой государства, пользуясь плодами научных работ. Для воздушного транспорта - это выделение в начале 1990-х годов из состава авиапредприятий аэропортов в качестве самостоятельных юридических лиц, оказывающих услуги по аэропортовому и наземному коммерческому и техническому обслуживанию, в то время как авиакомпании стали заниматься авиаперевозками и частично - инженерно-техническим обслуживанием воздушных судов. Госкорпорация по ОрВД, будучи в подчинении Росавиации, оказывает услуги авиакомпаниям по управлению воздушным движением. 2. Принцип единоначалия. Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны быть скоординированы и направлены к единой цели. Процесс группировки задач по определенным признакам называется департаментализацией. Файоль не выделил базис для департаментализации, но он действительно выработал основное направление, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип объясняет необходимость назначения руководителя для координации взаимозависимой деятельности. В СССР существовало единое ведомство - Министерство гражданской авиации, после его распада в 1991 году прошла череда реформ, конечным результатом которых явилось образование федеральных органов исполнительной власти и одного межгосударственного органа СНГ, каждый из которых функционально отвечает за свои направления деятельности, обозначенные в таблице. Федеральные органы исполнительной власти в области воздушного транспорта
Наименование ведомстваФункции
Министерство транспорта (Минтранс)Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства
Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ)Оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними Примечание
  1. Росимущество управляет государственным имуществом, в том числе эксплуатируемым на объектах воздушного транспорта.
  2. ФГУП "АГА" управляет государственным имуществом аэропортов (аэродромов).
  3. Госкорпорация по ОрВД оказывает услуги по управлению воздушным движением.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Контроль (надзор) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене
Управление государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации (Госавианадзор)Контроль (надзор) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации (кроме авиационно-космического поиска и спасания). Является структурным подразделением Ространснадзора
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)1. Сертификация:
  • типов ВС, двигателей, воздушных винтов, комплектующих изделий, летной годности, разработчика гражданской авиационной техники, ремонтной организации, типа по шуму на местности, производство материалов;
  • аэродромов, светосигнального и светотехнического оборудования аэродромов, радиотехнического оборудования центров УВД, аэродромов и воздушного транспорта, метеорологического оборудования;
  • авиакомпаний, авиационно-технических баз, учебных центров, высших и средних учебных заведений, медицинских учреждений.
2. Расследование авиационных происшествий на воздушном транспорте
В период со 2 по 18 октября 2001 года группа аудиторов ИКАО провела проверку организации контроля за обеспечением безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации по следующим направлениям деятельности:
  1. Основное авиационное законодательство;
  2. Организационная структура ведомства гражданской авиации;
  3. Выдача свидетельств авиационному персоналу;
  4. Эксплуатация воздушных судов;
  5. Летная годность воздушных судов.
По результатам проверки была представлена 41 рекомендация по указанным выше направлениям деятельности:
  1. 2 рекомендации
  2. 5 рекомендаций
  3. 9 рекомендаций
  4. 5 рекомендаций
  5. 20 рекомендаций
Большинство рекомендаций носило технический характер и было адресовано ГСГА Минтранса России. Следующие 5 рекомендаций были обращены непосредственно Правительству РФ:
  • Правительству следует в приоритетном порядке принять постановление или закон, определяющий круг полномочий и сферу компетенции Государственной службы гражданской авиации России и разработать положение, касающееся передачи необходимых полномочий руководителю ГСГА, первому заместителю министра транспорта РФ по разработке правил и процедур производства полетов;
  • Правительству следует обеспечить, чтобы в случае, если в будущем будет проводиться реорганизация органа гражданской авиации, то она соглаосвалась с этим органом, а полномочия и сфера компетенции новой структуры утверждались до упразднения существующей;
  • Правительству следует обеспечить ГСГА достаточными фондами для введения новых должностей, которые обеспечат необходимое внедрение связанных с безопасностью полетов стандартов и рекомендаций и существующих процедур. Правительству следует также принять необходимую политику и предпринять административные шаги для утверждения конкурентоспособного, по сравнению с отраслью, уровня вознаграждения, для того, чтобы ГСГА РФ могла дополнительно набрать квалифицированный и опытный персонал;
  • Правительству следует обеспечить ГСГА РФ достаточными средствами для того, чтобы технический персонал получал периодическую специализированную подготовку, которая помогает поддерживать уровень технической экспертизы в рамках ГСГА РФ на одном уровне с отраслью, за которой она осуществляет надзор;
  • Правительству следует существенно увеличить общее финансирование ГСГА РФ, чтобы она как можно точно выполняла свои обязанности по надзору и контролю над авиационной отраслью.
Спустя 12 лет с момента выдачи этих рекомендаций ИКАО можно не сомневаться, что по официальным бумагам они были выполнены, однако, сама жизнь свидетельствует об обратном - к несчастью, по количеству авиакатастроф за 2012 год Россия заняла печальное первое место в мире, а черные ящики разбившихся самолетов продолжают скорбный подсчет жертв. Вот, и трагедия 17 ноября 2013 года с 23-летним Боингом-737 авиакомпании "Татарстан" в Казани, унесшей жизни 50 человек, явилась очередным печальным свидетельством системного кризиса отечественной гражданской авиации, корнями которого являются не только "человеческий фактор", но и ставшая небезопасной западная авиатехника, взятая в лизинг из десятых рук, и нестабильное финансово-экономическое состояние перевозчиков, и отсутствие в высшем руководстве российских авиакомпаний авторитетных профессионалов, за редким исключением, с базовым авиационным образованием и успешным опытом работы в отрасли, и этот список можно продолжить. К слову сказать, типичным доказательством, ставшим уже национальной бедой, - новым классом "эффективных топ-менеджеров", способных управлять чем угодно, - является образование гендиректора печально упомянутого перевозчика: в области мелиорации и механизации, финансов и бухгалтерии. Тотальная инвентаризация отрасли с заменой нынешних управленцев, не имеющих базового авиационного образования, позитивного научного опыта управления и системных достижений в отрасли, на специалистов и экспертов специализированных общественных организаций и успешных выпускников отраслевых учебных заведений позволит вывести гражданскую авиацию из пике, выровнять многолетний крен и набрать устойчивые обороты для взлетного режима и безопасного полета в будущее. А нынешним и будущим авиапассажирам не нужно будет перед покупкой билетов или вылетом узнавать подлинную историю жизненного цикла и степень готовности самолета к рейсу, а также уровень профессионализма летчиков, и при малейшем подозрении - отказываться от полета. И как тут не вспомнить афоризм Козьмы Пруткова "Зри в корень", который уже натер мозоль на языке авторитетных отраслевых экспертов и специалистов и даже получил благозвучное для уха наименование - непрофессионализм, относящийся, как к управлению материально-техническими, так и людскими ресурсами. А ведь за этим ставшим привычным и характерным для любой отрасли экономики России термином скрываются участившиеся аварии и трагедии, избежать которых можно было бы с участием преданных своему делу профессионалов. Этот факт подтверждается тем обстоятельством, что примерно половина выпускников отраслевых учебных заведений (за исключением летных и инженерно-технических факультетов) не работает по полученной специальности и квалификации. В этой связи нельзя не упомянуть о том, что в СМИ уже давно звучат предложения восстановить министерство гражданской авиации, что из-за "семи нянек дитя без присмотра". Однако если следовать этой логике, то и автомобилисты должны бы потребовать для себя отдельное ведомство - Минавтотранс, железнодорожники - Минжелтранс, водники - Минводтранс, ну а трубопроводники, видимо, постесняются просить Минтрубтранс, иначе дело будет совсем - "труба". А необдуманная, не основанная на научных исследованиях и позитивном опыте (включая зарубежный) очередная реформа системы управления такой стратегической отрасли экономики, каковым является транспорт для самой большой страны мира, чревата очень негативными последствиями и для экономики, и для общества, особенно в период глобального экономического кризиса. В основе современной государственной системы управления транспортом, включающей воздушный, положены рассмотренные выше принципы разделения труда, иерархии, единоначалия и централизации. 3. Принцип централизации. Этот принцип связан с увеличением или снижением объема власти руководителя, что позволяет говорить о той или иной степени централизации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией и что этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который координирует деятельность департаментов (отделов). 4. Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделен. Желательная связь состоит в равенстве этих двух факторов. Оценить эту связь, особенно при исследовании задач руководителей высшего уровня, весьма сложно. Суть дела в том, что поскольку ответственность передана руководителю, то ему должны быть даны и права отдавать приказы, и власть требовать послушания. 5. Принцип иерархии (цепи). Естественный результат применения предыдущих 4-х принципов - создание соподчиненной цепи руководителей от высших звеньев управления до низших уровней. Цепь - это путь для вертикальных связей в организации. Соответственно, все связи от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в цепи команд. А связи, идущие сверху, должны пройти через каждую подчиненную единицу, прежде чем они достигнут должного уровня. Такая цепь будет результативной до того предела, когда: 1) задания однозначно определены; 2) деятельность департаментов основывается на четко установленном базисе и определенных критериях; 3) полномочия специально передаются на нижестоящие уровни управления. В то же время необходимо учитывать возможность существования горизонтальных связей. Для руководителя часто необходимо контактировать с другими сослуживцами на том же уровне организации. Рассмотренные выше 5 принципов определяют главные вопросы, требующие решения при создании структуры задач и власти. Они не являются подробно фиксированными правилами, а лишь намечают ведущие направления в деятельности руководителей. Принципы процесса сосредоточены на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда руководители общаются с подчиненными. Справедливость руководителей рассматривается как основной фактор побуждения наемных работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливости отражен и в справедливом вознаграждении. Этот принцип гласит, что оплата труда и оклад должны соответствовать объему и качеству выполненной работы. Принцип дисциплины относится к практике заключения стабильных соглашений между производственной организацией и ее наемными работниками. При этом должно предусматриваться применение санкций в случае невыполнения соглашений. Применение санкций должно осуществляться в соответствии с принципом справедливости и подчинения личных интересов общим. Это означает, что в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над интересами индивидуума. Согласно принципу единства действий руководитель никогда не должен демонстрировать превосходство при общении с подчиненными или нарушать цепь команд. Считается, что любой исполнитель должен подчиняться только одному начальнику. Такая связь и взаимодействие учитываются при формировании организационных структур. Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная деятельность организации должна характеризоваться порядком и стабильностью, а рабочие - инициативным выполнением своих задач. Эти атрибуты деятельности организации, по Файолю, могут проистекать из ощутимого использования принципов структуры и процесса. Истоками принципов можно считать XIX век, когда в 1870 году в мире появились первые крупные предприятия, а их фундаментом - армию, которая была в то время единственной крупной постоянной организацией со структурой, основанной на подчинении приказам и контроле их исполнения. В условиях рыночной экономики, глобализации и открытости границ для движения товаров, услуг, рабочей силы конечной целью применения принципов можно определить конкурентоспособность, от которой зависит жизненный цикл организации. С рассмотренными выше принципами организации управления сопряжены принципы эффективного менеджмента, которые должны быть присущи стилю руководства предприятием, среди которых можно выделить следующие:
  1. Лояльность к работникам.
  2. Ответственность как обязательное условие успешности менеджмента.
  3. Коммуникации, пронизывающие предприятие по горизонтали и вертикали.
  4. Атмосфера на предприятии, способствующая обнаружению и раскрытию человеческого капитала и творческого потенциала.
  5. Установление долевого участия каждого работника в общих результатах.
  6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
  7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
  8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы.
  9. Умение слушать тех, с кем сталкивается менеджер в своей работе.
  10. Этика бизнеса - золотое правило менеджмента.
  11. Честность и доверие к людям.
  12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведение, контроль ресурсов, персонал, дисциплина.
  13. Качество личной работы, ее постоянное совершенствование.
  14. Самостоятельное овладение новыми знаниями и их распространение среди коллег на протяжении профессиональной жизни.
Эти принципы носят универсальный характер и применяются ко всем видам менеджмента, а именно:
  • Административный - общее управление предприятием;
  • Производственный - управление технико-технологическими процессами;
  • Финансовый - регулирование финансовых средств предприятия;
  • Маркетинг - регулирование рыночным поведением предприятия;
  • Инновационный - управление созданием и внедрением различного рода новшеств и технологий;
  • Управление персоналом - деятельность по комплектованию штатов, развитию и эффективному использованию персонала;
  • Стратегический - наука, изучающая методы и способы конкурентной борьбы на рынке;
  • Система менеджмента качества - управление качеством продукции, процессов и услуг.
Кстати, первым использовал термины "менеджмент" и "менеджер" родоначальник "научного менеджмента" Фредерик У. Тейлор, которым были разработаны следующие основные положения теории научного управления:
  1. Вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
  2. С помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;
  3. Тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;
  4. Обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственность между руководителем и работниками.
Современные зарубежные теории управления акцентируют внимание на профессионально-личностном росте специалистов, создании персонал-технологий, которые учитывают потенциал личности работника, его стремления, ценности, мотивы (Т. Питер, Р. Уотермен, Б. Швальбе, У. Оучи, М. Вудкок, Д. Френсис, О. Доннал и др.). Профессиональный фундамент для будущих поколений специалистов закладывается сейчас в высших школах, где студенты должны культивировать в себе такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности, а во главу угла образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава должен быть положен афоризм: "Если сегодня учить как вчера, потеряешь завтра"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка