Бизнес-Online
1 апреля 2014, 09:19
"Туполев" не хочет перелетать в Казань
Сотрудники всемирно известного конструкторского бюро обсуждают возможность переезда в столицу РТ
"...Не будет сопровождаться массовым переездом сотрудников"
Надо сказать, что "переезд" ОАО "Туполев" в Казань в кулуарах обсуждается не первый день. Но недавно эти разговоры подогрела статья в "Военно-промышленном курьере". Среди прочего в ней со ссылкой на анонимные источники говорится, что после слияния КБ с ОАО "КАПО им. Горбунова" в единую научно-техническую структуру центром новой организации станет создаваемый на казанском заводе инженерно-технологический центр, куда из комплекса зданий на московской набережной Академика Туполева и переберутся столичные специалисты. От переформирования бюро не ждут ничего хорошего. Во всяком случае предрекают увольнения и то, что коллектив после таких потрясений далеко не сразу сможет приступить к работе. Да и мало кто согласится на переезд в Казань.
Газета "БИЗНЕС Online" обратилась за комментариями в "Туполев", но там уклонились от обсуждения информации о перебазировании бюро. В неофициальной беседе двое сотрудников признали, что разговор о переезде среди сотрудников действительно идет. "Никаких решений пока нет, но мы ничему не удивимся", - уточнил один из них и указал на то, что в прессе стала все чаще стала муссироваться тема о том, что "Туполев" уже ни на что не способен... Ответ КАПО был лаконичен: "На данный момент решений о переезде конструкторского бюро "Туполев" из Москвы в Казань нет".
В ОАО "ОАК" "БИЗНЕС Online" сообщили, что речи о массовом переезде сотрудников КБ в Казань не идет: "Информация о переезде КБ Туполева в Казань не соответствует действительности. Задача объединения - приблизить друг к другу две основные функции в авиастроении: конструктора и производство. Все крупные предприятия мирового авиастроения работают примерно так же: КБ и завод - это единое целое, при этом они не обязательно должны находиться в одном городе. В процессе объединения возможна передача некоторых функций из Москвы в Казань, но она не будет сопровождаться массовым переездом сотрудников КБ".
Если переезд состоится, это будет глобальная зачистка
Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" главный редактор отраслевого сайта "АвиаПорт.Ru" Олег Пантелеев, если о переезде летно-испытательной базы "Туполева" в Казань сказано недвусмысленно, то говорить о том же в отношении конструкторского коллектива пока рано. Во всяком случае официальных заявлений на этот счет не было. Пантелеев напомнил, что на набережной Академика Туполева когда-то планировали создать инжиниринговый центр, куда должны были перевести и ильюшинское, и яковлевское КБ, но все так и остались на своих местах. Он также отметил, что сотрудники старшего возраста вряд ли поедут куда-либо, а молодежь можно привлечь только жильем и хорошим соцпакетом. Но в целом эксперт признал мысль о переезде в столицу РТ оправданной в долгосрочной перспективе: "Определенный конструкторский потенциал формировать в Казани абсолютно разумно уже сейчас, потому что есть база в лице КАИ. И есть понимание, что в Казани иметь конструкторское подразделение гораздо дешевле, чем в Москве. Поэтому если рассматривать перебазирование как долгосрочную перспективу, оно абсолютно оправданно".
А вот заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ Владимир Гайнутдинов крайне пессимистичен: "Это примерно как военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского перевели из Москвы в Воронеж. Естественно, туда никто не поехал. И все - нет академии. Хотя, наверное, номинально она существует". В решении с академией он видит корыстный мотив: "Думаю, кто-то положил глаз на имущество - землю здания. Но это мое мнение, возможно, я ошибаюсь. Теперь на очереди туполевское КБ?.. В Казань всегда ездили, жили здесь подолгу главные конструктора "Туполева" - по Ту-22М, Ту-214. А другие "мозги" сюда не поедут, они пристроятся где-нибудь в Москве. Грубо говоря, хотите развалить туполевское КБ - отправьте его в Казань".
Главный редактор отраслевого портала Aviaru.net Роман Гусаров в беседе с "БИЗНЕС Online" высказал опасение, что слухи о переезде могут быть небеспочвенными - информация о перенесении КБ поближе к заводу действительно ходит. Он тоже не исключает фактора "шкурного интереса": "Это может идти в русле высвобождения московских территорий. Укладывается в логику вывода из Москвы в Жуковский, Раменское под разными предлогами всех авиационных институтов, КБ, инфраструктуры. А потом эту землю реализуют под девелоперские проекты. Во всяком случае отчет генпрокуратуры о результатах проверки ОАК заставляет задуматься... Если переезд в Казань - правда, то закончится все тем, что большая часть кадров никуда не поедет. И соответственно, мы получим еще более худшую ситуацию, чем имеем". Гусаров предрекает, что в случае принятия решения о переезде "аксакалы" КБ просто уволятся, то есть "бюро претерпит глобальную зачистку". "То, что будет создано в Казани, формально будет туполевским КБ, но на самом деле совсем новой структурой, - уверен Гусаров. - Школа, боюсь, может просто уйти. Ведь, несмотря ни на что (на то, что люди возрастные, что технологиями они современными не пользуются), школа, допустим, аэродинамики, разработки крыла у туполевцев всегда была на высочайшем уровне. Если произойдет такой разрыв поколений, некому будет передавать опыт. Для выращивания школы нужны годы, здесь нельзя делать резких шагов. И "Гражданские самолеты Сухого" наломали немало дров, потому что сделали ставку на технологии, на молодых талантливых конструкторов. Да, они владеют современными методами проектирования, но не имеют опыта. И не оказалось рядом старших товарищей, которые могли бы помочь избежать ошибок, которые были допущены".
А вот историк авиации Ильдар Валеев в беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" указал на то, что схожая ситуация с переездом туполевцев из Москвы в Казань уже была. Никто не согласился поехать, даже несмотря на "убедительные рекомендации" НКВД. "В 1935 году было принято решение о строительстве в Казани самолетов ПС-124 (в основе - проект "Максим Горький"), - рассказал Валеев. - Но опыта-то у местных не было, кадров не хватало, КАИ только открылся, станочный парк был слабенький. А в 1938 году первый самолет надо уже сдавать, и в Москве приняли решение прислать в Казань конструкторов из ОКБ Туполева (это была их машина) на помощь, больше 50 человек. Все до одного отказались! И это ведь был 1938 год! Но ни уговоры, ни запугивания сотрудников НКВД не помогли. Ситуация зашла в тупик. Что делать? Решили так. Вызывают в Москве конструктора, говорят: "Едешь в Казань, там получаешь под начало молодых конструкторов, учишь их за месяц, принимаешь на комиссии экзамены и едешь домой. Не получается за месяц, а только за два, значит, через два месяца едешь домой. Год - через год". Только таким хитрым образом смогли решить проблему".
Объединение КАПО И Туполева должны завершить 1 апреля
Вместе с тем ОАК грех пенять на разгул слухов. Более года прошло с тех пор, как стало известно об объединении "Туполева" и КАПО, но внятной информации о планах, принципах интеграции с тех пор так и не появилось. Вначале заявили, что объединение завершится к концу 2013 года, потом срок перенесли на 1 апреля 2014-го. 24 марта прошли собрания акционеров обоих предприятий, но и после них никакой конкретной информации не появилось. Нет ее и в недавнем интервью генрального директора "Туполева" и КАПО Николая Савицких "Российской газете".
На днях "БИЗНЕС Online" удалось получить из кругов, участвующих в процессе объединения, что-то вроде меморандума на тему "Что даст объединение КАПО и Туполева". В нем есть хотя бы какие-то цифры (в ОАК не стали комментировать эту информацию, но и не опровергли ее). Что можно почерпнуть из бумаги, если опустить привычные слова о грядущей установке высокопроизводительного оборудования, цифровых технологиях и так далее?
Будут сформированы единый инженерный центр, технический центр по послепродажному обслуживанию. Косвенным подтверждением информации о переводе в Казань летно-испытательной базы могут служить слова об "объединении компетенций по летным испытаниям", а также о том, что "будет в значительной степени скомпенсирован дефицит собственных оборудованных стоянок самолетов "Туполева" для проведения летных испытаний и укрытий для проведения различных работ".
Предполагается, что создание инженерного центра позволит исключить дублирующие функции "Туполева" и КАПО при конструировании; снизить объем доработок конструкторской документации на 30%; сократить сроки ее запуска в производство на 10%. Оптимизация производственных процессов позволит сократить цикл производства на 10 - 15%; сократить количество брака на 15%.
Кое-что сказано и о недвижимости, например, о том, что после объединения избыточные производственные площади и земли КАПО будут законсервированы или реализованы (в 2013 году завод должен был продать 150 тыс. кв. м земли и 30 тыс. кв. м зданий на общую сумму 229,3 млн. рублей). Говорится и о московской площадке: производственные мощности будут выведены с 32,2 тыс. кв. метров. Но освободившееся место пустовать не будет - 22,8 тыс. кв. м планируется "реорганизовать под расширение наукоемкой инженерно-конструкторской составляющей предприятия".
"Устранение излишних управленческих звеньев"
Теперь о персонале. Предполагается радикальное изменение кадровой структуры (в соответствии с "меморандумом", на начало 2013 года на обоих предприятиях трудятся 8320 человек; по годовому отчету КАПО-2012, его коллектив - 4880 человек).
Автоматизация всего и вся позволит на 20% "оптимизировать" тех, кто сегодня занят расчетом зарплаты, а также производственно-диспетчерский персонал цехов. Столько же будет сокращено путем выделения вспомогательных служб в дочерние предприятия. "Устранение излишних управленческих звеньев" предполагает сокращение до 140 человек.
Одновременно будет идти набор персонала. До 2015 года ставка будет делаться главным образом на привлечение основных производственных рабочих, в меньшей степени - на инженерно-технических работников. В 2015 году на объединенном предприятии должно работать уже 9 тыс. человек. Упор будет на "закреплении" работников 30 - 49 лет (пересмотр социальных программ и так далее). Вообще же к 2020 году численность производственного персонала должна увеличиться в два раза (видимо, по отношению к нынешней ситуации).
Чем будет заниматься коллектив? Главная надежда - на гособоронзаказ: ОКР по модернизации авиатехники; ОКР по созданию новых самолетов; обслуживание эксплуатирующейся авиатехники. Кроме того, 15% деятельности предприятия должен составить выпуск агрегатов (например, для Ил-476 и Ил-112), а также крыльевое производство для гражданской линейки ОАК. О новых серийных самолетах не говорится ничего. Впрочем, некоторую надежду вызывает то, что на 2020 год назначен первый полет перспективного авиационного комплекса дальней авиации, который, предположительно, будут делать в Казани.
Также сообщается, что в 2013 году должны были завершиться тянущие предприятия вниз госконтракты еще 1990-х годов, в 2015-м авиастроители планируют выйти на безубыточность. Напомним, в 2012 году КАПО получило убыток в 1,2 млрд. рублей при выручке в 4,4 млрд., а Туполев - 219 млн. при 1,8 млрд. рублей. Как сообщается в "меморандуме", выручка от реализации в 2013 - 2020 годах должна увеличится с 7,7 млрд. до 33 млрд. рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 7, 2024
После реконструкции аэропорт Балаково сможет перевозить более 98 тысяч пассажиров
Ноябрь 7, 2024
В ХМАО опубликовали расписание вертолетных рейсов до отдаленных деревень