Военно-промышленный курьер
1 апреля 2014, 09:31
ВВС Украины: прерванный полет
На фоне произошедшего переворота на Украине мало кто обратил внимание на то, что военно-воздушные силы фактически расколотой страны не просто переживают стремительный упадок, а фактически уходят в небытие
С момента распада СССР в 1991 году Украина получила солидное советское наследство: дележ военной техники оставил новообразованной республике СНГ довольно сильный авиационный потенциал. По количественному показателю боевая авиация Украины в 1992 году уступала лишь авиации США, России и Китая, будучи самой многочисленной в Европе.
Стоит также отметить, что значительная часть современных военных аэродромов бывшего СССР находилась на территории Украины, где дислоцировались истребители МиГ-29 и Су-27, дальние бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160. Именно украинские аэродромы в те времена играли первостепенную роль для нанесения обезоруживающего удара по силам НАТО. Авиабазы в Миргороде и Василькове, Мелитополе и Белой Церкви, Прилуках и Полтаве, Мукачеве и Стрые - вот далеко не полный список тех, которые получали новую авиатехнику в первую очередь. На аэродроме Саки в Крыму располагается комплекс НИТКА - наземный испытательный тренажер корабельной авиации для подготовки летчиков морской авиации. Он представляет собой наземный комплекс корабельных средств укороченного взлета и посадки самолетов.
В 1992 году в состав ВВС Украины были переданы три воздушные армии (1100 боевых самолетов):
- истребители: две дивизии (восемь полков) - 80 МиГ-23МЛ/МЛД, 240 МиГ-29, 70 Су-27;
- фронтовые бомбардировщики: две дивизии (пять полков) - 150 Су-24М;
- бомбардировщики (дальняя авиация): две дивизии (три полка) - 30 Ту-16, 30 Ту-22К, 36 Ту-22М2/М3;
- разведывательная авиация: три полка - 30 Ту-22Р, 15 МиГ-25РБ, 30 Су-17М3/М4, 12 Су-24МР;
- авиационный полк РЭБ: 35 Як-28;
- четыре авиационных центра: 240 МиГ-21бис, 60 Су-24М, 550 L-39 "Альбатрос"/L-29 "Дельфин".
Однако с дальнейшим ухудшением финансово-экономического положения Украины авиаполки стали сокращаться, как шагреневая кожа: с конца 90-х годов были сняты с вооружения заправщики Ил-78, истребители МиГ-23, учебно-тренировочные Ту-134УБЛ, утилизированы либо порезаны на металлолом Ту-22М2/М3, Ту-95 и Ту-160 (правда, некоторую часть "тушек" продали России). Не лучше обстояли дела и с подготовкой авиационных кадров.
Но самое унизительное для украинских ВВС - подписание 25 ноября 1993 года соглашения между Украиной и США об уничтожении частей дальней авиации. Всем стало ясно, что натовцам не нужна сильная, самодостаточная Украина. В 1996-1999 годах руководство страны ликвидировало 29 стратегических ракетоносцев (10 Ту-160, 19 Ту-95МС). Кроме того, в 2002-2006-м в присутствии американских "инспекторов" на авиабазах в Полтаве, Прилуках и Белой Церкви были уничтожены Ту-22М2/3.
Военно-воздушные силы Украины в начале 2014 года насчитывали 80 фронтовых истребителей МиГ-29 (некоторое количество было модернизировано до МиГ-29МУ1), 20 перехватчиков Су-27, 24 фронтовых бомбардировщика Су-24М, 36 штурмовиков Су-25 (14 из них модернизированы до версии Су-25М1), 12 разведчиков Су-24МР, 38 учебно-тренировочных самолетов чешского производства L-39 "Альбатрос", семь военно-транспортных Ил-76МД, пять транспортников Ан-26, по одному VIP-самолету Ан-24 и Ту-134АК. Вертолетные части имели на вооружении только Ми-8/Ми-17, поскольку в 1994 году большинство винтокрылых машин вошло в состав сухопутных войск.
Анализируя состояние ВВС Украины до переворота, необходимо отметить, что еще в 2012 году ситуация несколько улучшилась. Так, среднегодовой налет украинских летчиков значительно возрос по сравнению с предыдущими показателями и составил в среднем 42 часа на одного пилота (в 2010-м среднегодовой налет - всего лишь 17 часов). Однако украинский показатель сильно уступал другим странам: к примеру, средний годовой налет летчика в ВВС России за аналогичный период составил 100-120 часов, в НАТО - 120-180 часов. Все самолеты и вертолеты, которые были возвращены в состав ВВС, прошли капитально-восстановительный ремонт или среднюю модернизацию на предприятиях Украины (всего удалось вернуть в строй более 50 машин).
После прихода к власти нового руководства боевая авиация Украины фактически потеряла боеспособность. Авиабазы и ангары остались по существу без должной охраны, что еще больше осложняет положение в связи с тем, что авиационное вооружение стало попадать в руки откровенно нацистских группировок.
Захват власти в Киеве привел к еще одному фактору - расколу Украины. А это фактически повлекло формирование воинских частей Крыма (до перехода республики в состав России), с одной стороны, и "западенцев" - с другой. Уже с начала марта по приказу председателя Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Парубия идет процесс формирования так называемых параллельной армии и национальной гвардии. Однако рядовой состав военно-воздушных сил бывшей единой Украины, дислоцирующийся в Крыму и в некоторых частях на юго-востоке страны, отказался подчиняться новому руководству.
В настоящее время авиабазы стали испытывать значительные трудности с получением запчастей, ГСМ и вооружения. Таким образом, бездействие прежней власти Виктора Януковича и откровенная русофобия нынешней хунты сделали свое дело - авиации единой Украины как таковой, наверное, больше не существует....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 7, 2024
После реконструкции аэропорт Балаково сможет перевозить более 98 тысяч пассажиров
Ноябрь 7, 2024
В ХМАО опубликовали расписание вертолетных рейсов до отдаленных деревень