Эксперт
3 апреля 2014, 09:12
Технопаркам подрезают крылья
Объединенная авиастроительная корпорация - первая крупнейшая компания с госучастием, готовая отдать производство деталей и комплектующих малому и среднему бизнесу, для чего создает четыре масштабных технопарка
Частный бизнес - в ВПК
Как ни парадоксально звучит, но государство уже несколько лет безуспешно пытается заставить крупные госкомпании делиться частью производства с малым и средним бизнесом. Пока известны лишь единичные примеры "Ростеха", отдавшего частникам производство несложных деталей.
Между тем, два года назад была поставлена еще более амбициозная задача - допустить малый и средний бизнес в военно-промышленный комплекс. Согласно указу президента от 7 мая 2012 года №603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса", правительство с прошлого года занялось упрощением процедуры создания новой продукции военного назначения. В том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). В прошлом году для этого был создан Совет Военно-промышленной комиссии при правительстве по развитию государственно-частного партнёрства (СВПКГЧП). Предполагается, что за счет привлечения частных инвестиций государству придется меньше тратить денег на производство вооружений или инфраструктуры для армии, конкуренция позволит также повысить качество выпускаемой продукции.
Появились уже и успешные примеры. В прошлом году премьер-министр Дмитрий Медведев посетил московское предприятие "Промтехнология", создающее винтовку ORSIS марки Т-500 - одно из высокоточных в мире стрелковых оружий. Сейчас она проходит испытания, после чего будет принято решение о заказе винтовки для нужд Минобороны в рамках ГЧП.
Тогда премьер-министр отметил, что в России сфера ВПК до последнего времени считалась закрытой и малопривлекательной для частного бизнеса, но при этом он выразил надежду, что ситуация будет меняться:
"Для этого нужно пройти определённый путь и государству, и, соответственно, тем производствам, которые создавались частными предпринимателями", - добавил Дмитрий Медведев.
И вот этот процесс начался. СВПК ГЧП совместно с Центром поддержки ГЧП разработали модели, по которым частные предприятия могут вступить в партнерство с государством для работы на оборонку.
"Помимо этого мы сейчас готовим дополнения в Концепцию развития ГЧП в военно-промышленном комплексе для того, чтобы в контрактах жизненного цикла мог участвовать малый и средний бизнес, - пояснил "Эксперт Online" Максим Ткаченко, директор департамента исследований и организационно-аналитической деятельности Центра развития ГЧП при правительстве РФ. - Вообще, большой вопрос, что считать государственно-частным партнерством. Мы предлагаем два основных критерия: долгосрочные вложения частного инвестора и долгосрочный контракт со стороны государства. Обоюдные риски и составляют основу ГЧП. Пока же создание винтовки "Промтехнологией" с натяжкой можно отнести к ГЧП, здесь пока нет участия государства, оно только предполагается".
Одним словом, создание нормативной базы для допуска МСП в военно-промышленный комплекс или вообще к проектам ГЧП - дело долгое.
Миллиарды рублей на аутсорсинг
Тем временем ОАК - первая крупная корпорация с госучастием, которая решила пойти другим путем. Этот путь, собственно, предусмотрен отраслевой программой "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Речь идет о реструктуризации предприятий ОАК и создании на высвободившихся площадях технопарков. Развивать их предполагается в том числе за счет субсидий, выделяемых МЭР регионам на поддержку малого и среднего бизнеса.
Основная суть реструктуризации в том, что производство продукции низких переделов выводится на аутсорсинг и передается малому и среднему бизнесу. По схеме, к 2025 году в корпорации останется только конечная сборка самолетов и ключевые компетенции (запатентованные технологии производства и проектирования). Не ключевые компетенции будут отданы в технопарки, на базе которых планируется создать Национальный авиастроительный кластер в Европейской части России. Это технопарки Казанского авиационного производственного объединения, Воронежского авиастроительного общества, технопарк "Сокол" Нижегородской области, "Авиастар" в Ульяновской и Промтехнопарк "АСЗ парк" в Хабаровском крае. Четыре первых - уже в высокой степени готовности. Под них будет выделено до трети, а то и более, площади действующих в этих регионах предприятий корпорации. Предприятия малого и среднего бизнеса смогут производить здесь детали и сборочные единицы механообрабатывающих производств, композитные материалы, делать литье, выпускать резино-технические изделия, шарико-винтовые пары и прочее. Кроме того, в технопарках будут производить те комплектующие, которые сейчас предприятия корпорации покупают за рубежом.
Справка:
Предприятия малого и среднего бизнеса в случае создания технопарков смогут участвовать в производстве деталей и комплектующих:
В Ульяновске - транспортных самолетов Ил-76МД-90А, Ан-124-100, пассажирских семейства Ту-204, Sukhoi Superjet 100 (материалы для монтажа интерьера), компонентов для перспективного гражданского самолета МС-21.
В Комсомольск-на-Амуре - истребителей семейства Су, а также региональных самолетов SSJ-100, в том числе экспортных моделей.
В Казани - гражданских самолетов Ту-214 и его модификаций, самолетов стратегической авиации Ту-22М3 и Ту-160.
В Воронеже - самолетов ИЛ-96, Ан-148, легких военно-транспортных самолетов.
В Нижнем Новгороде - истребителя семейства МиГ и самолетов легкой авиации.
"Это дает корпорации существенное сокращение издержек, накладных расходов за счет сдачи в аренду резидентам технопарков и индустриальных парков избыточных площадей и оборудования, - рассказал "Эксперт Online" Олег Севрюков, директор департамента по реструктуризации ОАК. - В советское время численность среднего завода, например, в европейской части России была 25-30 тысяч человек, сейчас 5-7 тысяч, а производственная инфраструктура осталась прежней. Поэтому мы имеем большие резервы площадей. Кроме того, за счет развития конкуренции среди резидентов технопарков мы получим удешевление стоимости деталей и сборочных единиц низких переделов, в том числе за счет льготных режимов налогообложения. К тому же малый бизнес более эффективно использует рабочую силу".
По предварительным оценкам, к 2025 году на аутсорсинг может быть передано изготовление продукции на сумму до 100 млрд рублей. Увеличение производительности труда в технопарках в рамках новой индустриальной модели планируется на 300-500% по сравнению с действующими предприятиями ОАК. Кроме того, корпорация может сэкономить до 20-30% на инвестициях в развитие мощностей за счет привлечения частного капитала в низкие производственные переделы. Наконец, переход от нормативного ценообразования на детали и сборочные единицы к рыночному обеспечит стимулы для повышения внутренней эффективности собственного производства.
"У нас уже готов проект, подготовлены площадки под технопарк, определено оборудование, которое будет сюда передано, - рассказал "Эксперт Online" Александр Лисицин, руководитель проекта технопарка Воронежского авиастроительного общества (ОАО "ВАСО"). - Пройдены основные этапы согласований, остается дело за государством".
Нет сертификатов - нет доступа
Основная проблема в том, что предприятия малого и среднего бизнеса не могут войти в высокотехнологичные отрасли, особенно сопряженные с оборонным заказом, поскольку не имеют необходимых сертификатов, лицензий, программного обеспечения и оборудования.
"Существуют очень жесткие требования по лицензированию и сертификации, которым должны соответствовать наши предприятия и наши поставщики, неважно крупный это бизнес или малый, - говорит Олег Севрюков. - Для любого крупного предприятия, даже имеющего опыт и ответственные за это структуры, поддержание стандартов системы менеджмента качества, ежегодное подтверждение выполнения требований сертифицирующих органов, а также военной приемки, является сложной задачей. Для малого и среднего бизнеса выполнение таких требований по производству авиационной техники, зачастую является непосильной ношей".
Поэтому ключевым звеном в технопарках должны стать так называемые центры коллективного пользования. Первым делом это инжиниринговые центры, которые помогут спроектировать деталь на современном программном обеспечении, центры прототипирования, которые изготовят единичные модели продукции, в том числе на 3D принтерах. Это и центры сертификации и контроля качества производимой частными предприятиями продукции. Наконец, это испытательные центры, имеющие необходимые стенды и прочее дорогостоящее оборудование.
"Сейчас продукция ОАК соответствует единым стандартам качества, предприятия имеют единые сертификаты и лицензии на производство продукции, - говорит Александр Лисицин. - Но малые частные предприятия не могут позволить себе заплатить за сертификацию тому центру, с которым работаем мы. Поэтому необходимо, чтобы при технопарке был свой сертификационный центр, финансируемый государством, который будет работать с частными предприятиями. Он же и позволит обеспечивать контроль качества выпускаемой продукции для оборонзаказа".
Для ясности резюмируем: предприятия ОАК выделяют площади и инфраструктуру под технопарки и передают им часть оборудования, приглашая работать на нем те частные компании, которые изъявят желание производить детали и конструкции для самолетов. Но эти предприятия не смогут самостоятельно спроектировать деталь по электронным чертежам, прототипировать ее, не смогут сами провести испытания. Поэтому сертификация и лицензирование - большая проблема для вхождения в этот бизнес.
"Вообще в России развелось тысячи сертификационных центров, но компетентных из них - единицы, - пояснил "Эксперт Online" Алексей Шалин, президент научно-технического фонда "КОНСТАНД", председатель комитета по совершенствованию системы технического регулирования "Деловой России". - Я очень сомневаюсь, что надо создавать новые".
"В том-то и дело, что в России единицы компетентных лабораторий, они удалены от производства и не нацелены на задачи малого и среднего бизнеса, - оппонирует Александр Лисицин. - На все предприятия их не хватит, да и территориально им лучше находиться близко к производству, чтобы избежать лишних затрат".
Один технопарк необходимо оборудовать как минимум центрами инжиниринга, прототипирования, сертификации и, что очень важно, центром коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию. Общая цена вопроса - несколько сотен млн рублей. Только центр коллективного доступа стоит около 200-300 млн рублей. Речь идет о дорогих станках, без которых невозможно создать сложные узлы и детали. Без такой инфраструктуры частные предприятия смогут разве что вытачивать болванки. При этом госкомпания, сколь бы она ни была заинтересована в скорейшей реструктуризации, не может сама организовать такие центры коллективного пользования.
"Существуют законодательные ограничения на инвестиции в развитие малого и среднего бизнеса со стороны ОАО "ОАК", даже если это вложения в инфраструктуру, которая остается на балансе наших предприятий, - говорит Олег Севрюков. - Государственные инвестиции в форме федеральных целевых программ планируются только на основные авиационные программы в привязке к конкретным предприятиям ОАО "ОАК". И по закону мы не можем расходовать эти средства на иные цели даже в том случае, если это инвестиции в поставщиков основного производства, в том числе малые и средние предприятия. Это нецелевое использование средств и уголовно наказуемое деяние".
Кроме того, корпорация испытывает дефицит финансовых ресурсов, поскольку из года в год увеличивает объемы производства на 15-20%. Это требует больших затрат на инвестпрограммы и закупку комплектующих, которые составляют до 70 % в себестоимости продукции.
"К тому же, если речь идет об инвестициях в развитие инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, то это задача государства, - считает Олег Севрюков. - Роль государства при создании технопарков - обеспечение их инфраструктурой, роль крупного бизнеса, таких корпораций как ОАК - формирование спроса на инновационную продукцию малых и средних предприятий. А дело частных инвесторов вложить деньги в производство качественной продукции".
Теоретически государство при этом выигрывает многократно - развивает малый и средний бизнес, увеличивает налоговые поступления, снижает вливания в предприятия ОПК по линии федеральных целевых программ - за счет замещения государственных инвестиций частными. Наконец, получает снижение социальной напряженности и многое другое.
Необходимые МЭРы
В настоящее ситуация находится на пике развития - уже верстается ежегодный приказ Минэкономразвития о проведении конкурса по отбору субъектов федерации, которые смогут получить субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса. В этом году сумма предполагается беспрецедентная - 21 млрд рублей.
Но почему-то именно в этом году Минэкономразвития вовсе решило отказаться от субсидирования технопарков, в том числе центров сертификации, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию. Именно сейчас, когда впервые сыскалась крупная компания с госучастием, затеявшая масштабную реструктуризацию, которая помогла бы развиваться и встать на ноги многострадальному малому и среднему бизнесу.
Справка:
В прошлом году субсидии регионам на поддержку малого и среднего бизнеса кроме прочего предназначались на создание центров: коммерциализации, инноваций, кластерного развития, транспортно-логистических, инжиниринговых, прототипирования, промышленного дизайна, субконтракции, коллективного доступа, сертификации, коллективного доступа к выосокотехнологичному оборудованию, учебных.
Председатель Открытого правительства Михаил Абызов и Минпромторг, руководство Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий направили в Минэкономразвития письма - кто с просьбами, кто с требованием не перекраивать список субсидируемых центров. Абызову от заместителя министра экономического развития Евгения Елина поступил ответ о том, что ведомство за три года выделило субсидии на создание четырех технопарков, 17 центров кластерного развития, 21 инжиниринговый центр, 6 центров прототипирования и 4 - коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию. И в завершении сказано, что в этом году МЭР продолжит поддерживать предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе "создание технопарков, инжиниринговых центров, центров кластерного развития и центров прототипирования". В этом списке кроме многих прочих не оказалось сертификационных центров и центров коллективного доступа. Как раз того, без чего малым и средним предприятиям в принципе закрыт доступ в оборонно-промышленный комплекс, равно как и во многие другие высокотехнологичные отрасли.
"Если на создание центров сертификации и коллективного доступа не будут выделяться государственные субсидии, мы можем загубить пилотные проекты, которые находятся в высокой степени готовности, - сообщил "Эксперт Online" Андрей Шпиленко, член СВПКГЧП, руководитель НП "Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий". - Что такое технопарк? Это пол и стены. Без станков, высокоточного оборудования, закупаемого на государственные субсидии, они не имеют смысла. А без центров сертификации, для которых тоже необходимо дорогое оборудование, доступ частного бизнеса к военно-промышленному комплексу вовсе будет закрыт. Предприятия уже в очереди стоят со своими технологиями, кадрами, даже образцами продукции, но ни одно из них не сможет наладить мелкосерийное производство без центров коллективного доступа к высокоточному оборудованию, а тем более без центров сертификации", - говорит Андрей Шпиленко.
К слову сказать, руководители регионов, на территориях которых предполагается создание новых технопарков, тоже на низком старте, они готовы подавать заявки на получение субсидий для создания необходимых центров коллективного пользования. Из каких соображений МЭР именно в этом году решило секвестировать список объектов субсидирования, непонятно. Но ясно одно: если сейчас "подрезать крылья" ОАК, а вместе с ним десяткам, а то и сотням частным предприятиям, то потом уже никакую госкорпорацию не заставить вывести на аутсорсинг производство. А значит, на развитии высокотехнологичного малого и среднего бизнеса можно будет ставить крест....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 6, 2024
Аэрофлот увеличит частоту полетов из Москвы в Горно-Алтайск
Ноябрь 6, 2024
Годовой отчет Группы "Аэрофлот" получил высокую оценку на ежегодном конкурсе Московской биржи
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК