О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рост реальный, скачок мнимый

Объем реализации авиакеросина на российских товарно-сырьевых биржах в 2013 году вырос почти на 20%. Аналитики считают, что этот показатель будет увеличиваться и в дальнейшем

Объем реализации авиакеросина на российских товарно-сырьевых биржах в 2013 году вырос почти на 20%. Аналитики считают, что этот показатель будет увеличиваться и в дальнейшем. Рост продаж на торгах в наибольшей мере обеспечил выход на биржу компании "Роснефть". В свою очередь, реальный прирост рынка авиационного топливообеспечения не так высок, как кажется.

Рост объема торгов авиационным керосином на товарно-сырьевых биржах в 2013 году составил 19,5% по сравнению с 2012 годом, рассказали аналитики компании Creon на конференции "Керосины-2014". Общий объем реализации авиакеросина на биржах в 2013 году составил 1 млн 978 тыс. 820 тонн против 1 млн 656 тыс. 120 тонн годом ранее. "Объемы торгов по месяцам за 2013 год не опускались ниже 123,7 тыс. тонн, - говорится в материалах Creon. - Наибольшие объемы торгов наблюдаются в летние месяцы (достигая почти 200 тыс. тонн в месяц) и спадают к зиме. Однако наибольшая разница между показателями за месяц составляет около 60%".

Лидирует в объемах торгов Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа (СпбМТСБ), где реализуется 98,2% всего авиационного керосина. Из общего объема ее сделок порядка 86% объема керосина поставляется непосредственно российскими производителями, 12% поставляется со вторичного рынка и около 2% со стороны иностранных поставщиков, уточняют в Creon. По структуре объемов сделок можно отметить, что 68% операций не превышает 0,3 тыс. тонн и почти 90% приходится на сделки с объемом менее 1 тыс. тонн. Аналитики компании Creon считают, что в ближайшие годы объем реализации авиакеросина на биржах будет расти.

Игроки рынка оценивают рост торгов авиакеросином позитивно. "Сейчас этих объемов мало, можно еще увеличивать, это делает цену более прозрачной, - сказали "АвиаПорту" в группе компаний "Аэрофьюэлз", владеющей сетью топливозаправочных комплексов в России. - Спрос на бирже пока превышает предложение. Если же говорить не только о биржевом сегменте, то есть профицит произведенного продукта, за счет чего сейчас снижаются цены". В компании считают, что рост биржевой торговли обеспечивает возможность закупать продукт, который необходим вне зависимости от производителей. Как ранее говорили "АвиаПорту" в компании, уровень закупки на биржах на начало 2013 года составлял 20% и его собирались наращивать. В компании затруднились назвать объем закупок на бирже на сегодняшний день.

Тем временем, на динамику роста объемов реализации авиакеросина на биржах в 2013 году повлиял подписанный в начале года приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэнерго. Он установил минимальную величину продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, производимых и/или реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках. Согласно документу, на торги должно поступать не менее 10% производимого топлива для реактивных двигателей. "В этой ситуации работает косвенный механизм, - рассказывал "АвиаПорту" ранее управляющий директор СпбМТСБ Павел Строков. - Если у нефтяной компании не будет реализации на бирже, которая даст ориентир по цене сделок, другие ее сделки могут быть признаны нерыночными, что потенциально влечет за собой существенные санкции".

На начало 2013 года на биржах не был представлен ряд крупных отечественных нефтепроизводителей, которые впоследствии на биржи вышли. Одной из них стала "Роснефть", объединившаяся с "ТНК-BP". Согласно данным сайта "Роснефти", общий объем произведенного компанией в 2013 году авиакеросина превысил 3 млн тонн. Таким образом, 300 тыс. тонн из этого количества компания должна была вывести на биржу, что могло составить львиную долю общего роста. В Creon сообщили, что в 2013 году компания "Роснефть" заняла 17,7% рынка товарно-сырьевой биржи. То есть реализовала там примерно 350 тыс. 250 тонн. Объем реализации авиатоплива на бирже компанией "ТНК-BP" был в 4,5 раза меньше, и составлял примерно 77,8 тыс. тонн. Итого из общего объема роста 2013 года в 322 тыс. 700 тонн львиная доля в 269,3 тыс. тонн - результат выхода "Роснефти" на биржевой рынок. Все остальные компании нарастили свои объемы реализации продукции на бирже лишь на 53,4 тыс. тонн.

Без пикового всплеска, произошедшего благодаря "Роснефти", динамика роста оказывается не настолько существенной. Если подсчитать объем реализованной продукции на биржах в 2012 году без учета "ТНК-BP", 1 млн 578 тыс. тонн, и прирост реализованной продукции в 2013 году без учета "Роснефти", а значит и "TНК-BP", рост составляет невысокую цифру, примерно в 3,5%. Этот показатель вполне коррелирует с 4% ростом производства авиакеросина в России в 2013 году.

"Ситуация двоякая, и реальный рост может быть даже еще меньше, - считает эксперт банка "БКС-Премьер" Антон Шабанов. - Дело в том, что в прошлом году все игроки рынка наращивали добычу и переработку всех видов топлива, что привело к профициту. Но рынок конечен, а покупателей ощутимо больше не стало. Этот рост частично искусственный, на бумаге. Поддерживают видимость этих показателей и авиакомпании, стремящиеся в период снижения цен закупить керосин впрок. Но они четко оценивают возможный выигрыш и затраты на хранение, и не закупают крупные объемы топлива".

Представители биржи отмечают, что объемы торгов достаточно точно отслеживают масштаб производства керосина, и нынешний всплеск - следствие действия "разового" фактора. "Изначально авиакеросин занимал на торгах больше объема, чем было принято законодательно в последствии, в 2012 году показатель реализации составлял 18% от общих продаж, - добавил "АвиаПорту" источник, близкий к СпбМТСБ. - В прошлом году несколько компаний, которых мы раньше на бирже не видели на этот рынок вышло, и это обеспечило 20% рост. Но керосина на биржах снова было реализовано намного больше, чем законодательный минимум в 10% от производства". По данным источника, объем продаж авиатоплива на торгах действительно прямо коррелирует с ростом объемов производства топлива, если исключить пиковые всплески наподобие выхода "Роснефти" на рынок. Собеседник "АвиаПорта" утверждает, что рынок в следующем году продолжит расти, но никак не теми темпами, что в 2013 году. "Впрочем, нужно помнить, что "Роснефть" зашла на биржи только во втором полугодии 2013 года, - отмечает он. - То есть возможен прирост на такие же объемы"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка