О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кончилась ли концессия?

Росавиация объявила конкурс на строительство новой полосы и реконструкцию перронов второй летной зоны московского аэропорта "Домодедово". Оба проекта предполагают стопроцентное государственное финансирование

Росавиация объявила конкурс на строительство новой полосы и реконструкцию перронов второй летной зоны московского аэропорта "Домодедово". Оба проекта предполагают стопроцентное государственное финансирование. Специалисты отрасли предполагают, что такой расклад вещей ставит под сомнение планы по передаче аэродромной инфраструктуры московских аэропортов, находящейся в государственной собственности, в концессию. Авиационные власти уверяют, все остается в силе.

Согласно документации, размещенной на портале госсзакупок, Росавиация ищет исполнителя двух проектов по реконструкции наземной инфраструктуры аэропорта "Домодедово". Первый предполагает строительство новой полосы, второй - реконструкцию второй летной зоны аэропорта. Документы на конкурс в Росавиации ждут до 28 апреля. До 8 мая должен быть проведен предквалификационный отбор, рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе закончится к19 мая 2014 года. Все работы финансирует государство.

Консультанты по развитию Московского авиационного узла ранее предполагали, что на эти цели можно пустить и частные средства, привлекаемые в рамках концессионных соглашений. Учитывая то, что неделей ранее другой московский аэропорт - "Шереметьево" - отказался от варианта "сдаться в концессию" в пользу создания совместных предприятий с другой коммерческой структурой, это начинает походить на тенденцию, считают эксперты. В дирекции Московского транспортного узла уверяют, что одно другому не мешает, и концессионные планы в силе.

Дискуссия о концессии

Самым сложным вопросом, на который наводит проводимый конкурс, становится вопрос финансирования. С одной стороны, в документах сказано, что финансироваться строительство будет из государственного бюджета. Специалисты отрасли предполагают, что такая схема может означать отказ от ранее озвученных планов по передаче московских аэропортов в концессию. С другой, правительство, судя по другим данным, своих решений менять не намерено.

Помимо нынешнего конкурса, сомнения специалистов укрепляет ситуация, сложившаяся с аэропортом "Шереметьево". На прошлой неделе появилась информация, что основной владелец воздушной гавани - Росимущество - намерено утвердить в правительстве создание совместных предприятий (СП) аэропорта с компанией TPS Avia Holding, принадлежащей Аркадию Ротенбергу. СП должны заняться реконструкцией северной терминальной зоны и строительством тоннеля, который соединит ее с южной. Этот факт сам по себе, по сути, не значит отказа от идеи концессии. Интересно другое: соперником TPS Avia Holding в этом конкурсе был холдинг "Аэропорты Регионов", который готов был взять в концессию весь аэропорт.

Представители отрасли уверены, что в нынешнем правовом поле о государственно-частном партнерстве при строительстве таких масштабных объектов помышлять не стоит. "Вопрос привлечения частных инвестиций - это вопрос государственной политики. Никаких прорывных решений на этот счет я пока не видел. Имеющиеся документы не устраивают инвесторов, они не в полной мере защищают их интересы", - говорит глава Airport Investments Сергей Детенышев.

Для "Домодедово" вопрос защиты инвестора стоит особенно остро на фоне постоянных вопросов и претензий к нынешнему собственнику Дмитрию Каменщику. Споры насчет того, ставит ли правительство целью "выдавить" бизнесмена из аэропортового бизнеса и удастся ли это сделать, не утихают уже который год. Но, вне зависимости от правоты сторон, инвестиционному климату такое положение дел явно не идет на пользу. Пока же строительство финансируется государством, каждый остается при своем.

Неверными догадки экспертов называет генеральный директор АНО "Дирекция московского транспортного узла" Виктор Еремин. По его словам, ни начало строительства домодедовской полосы за государственный счет, ни решение о создании СП в "Шереметьево" не идет в разрез с имеющимися планами. По его словам, передача аэропортов в концессию предусмотрена планом развития МАУ. И те объекты, которые сейчас финансирует государство, будут переданы концессионеру по окончанию строительства, чтобы он поддерживал их в надлежащем состоянии, проводил реконструкцию по мере необходимости и так далее.

Как стало известно "АвиаПорту", регламентирующий документ - сетевой план-график развития московских аэропортов - был недавно подписан первым заместителем председателя правительства Игорем Шуваловым. Согласно ему, аэропорты могут быть переданы в концессию в I квартале 2015 года. Источник агентства уточняет, что для аэропорта "Домодедово" будет применена трехэтапная схема, согласно которой в первую очередь в концессию будут переданы те объекты, реконструкция которых к настоящему времени завершена. Потом очередь дойдет до тех, что сейчас находятся на реконструкции, а после, к концу 2016 года, концессионеру отдадут и третью группу, как раз ту, о грядущей реконструкции которой идет речь в конкурсной документации. "Та же схема будет применяться в отношении "Шереметьево", - говорит собеседник "АвиаПорта", поясняя, что создаваемые СП будут заниматься совсем другими делами и к аэродромной инфраструктуре отношения они не имеют.

Как все будет в "Домодедово"

Что касается непосредственно самих объектов, речь идет о том, что в аэропорту появится новая полоса на расстоянии 287 метров от имеющейся, а нынешняя ВПП-2 будет реконструирована и станет магистральной рулежной дорожкой. Согласно техническому заданию, работы будут осуществляться в три этапа. Победителю конкурса предстоит начать с проведения археологических работ и подготовки земельных участков - вырубки лесов и осушения прудов. Помимо строительства самой полосы, необходимо произвести вододренажные работы, разработать и проложить инженерные коммуникации, установить светосигнальное, метеорологическое и орнитологическое оборудование, подготовить возможность для проведения наземного обслуживания воздушных судов, организовать подъездные дороги и так далее. После этого необходимо будет провести реконструкцию искусственного покрытия нынешней ВПП-2, выполнить необходимые земельные работы, обустроить недостающие коммуникации, демонтировать имеющееся светосигнальное оборудование и установить то, которое будет необходимо для магистральной рулежной дорожки.

Согласно конкурсной документации, контракт с победителем заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с того момента, когда протокол рассмотрения и оценки заявок участников будет размещен в единой информационной системе. На исполнение контракта дается 800 дней, то есть чуть более двух лет. Соответственно, новая инфраструктура на аэродроме может появиться ближе к концу 2016 года.

Игрушка для взрослых

Претендовать на выполнение этой ответственной миссии "компания с улицы" не сможет. Общая стоимость двух конкурсов по реконструкции аэродромной инфраструктуры "Домодедово" превышает 15 млрд рублей. Подавляющее большинство необходимых средств - 13 млрд - пойдет на строительство полосы. Еще 2 млрд будет потрачено на реконструкцию перронов.

Согласно условиям, претенденты должны обеспечить свои заявки на участие в конкурсе в объеме 5% от максимальной цены контракта. В случае со строительством полосы речь идет о 650 млн рублей. Во втором случае - о 100 млн рублей. Помимо этого, документацией предусматривается сумма обеспечения контракта в размере трети от максимальной цены лота. Это, соответственно, 4 млрд в первом случае и 600 млн во втором. Такие ограничения подразумевают, что претендовать на участие будет довольно узкий круг компаний. Это признают и сами организаторы конкурса. На рынке предполагают, что взяться за реконструкцию "Домодедово" смогли бы компании такого масштаба как "Трансстрой" Олега Дерипаски или "Мостотрест" Аркадия Роттенберга и напоминают, что генеральным подрядчиком при реконструкции первой полосы выступало ЗАО "Строительное управление № 1".

Сколько полос в самый раз?

Помимо вопроса о концессионном соглашении, участники рынка обсуждают еще один - необходимое количество полос. Изначально стремления "Домодедово" сводились к тому, чтобы нынешняя ВПП-2 была реконструирована, и, в добавок к этому, построена третья полоса. Что этого не произойдет, было понятно уже довольно давно. При том, что и авиационные власти, и специалисты отрасли уверены, что для удовлетворения потребностей воздушной гавани вполне хватит и двух полос. "Учитывая общие тенденции, есть предпосылки к снижению пассажиропотока на международных линиях, а на внутренних нет предпосылок к активному росту, так что "Домодедово" будет достаточно двух полос. Тем более, что там нет авиакомпании, которая делала бы аэропорт полноценным хабом", - оценил ситуацию С.Детенышев. Тем более, что по результатам работы в начале текущего года пассажиропоток аэропорта стагнировал.

Вместе с тем, сам аэропорт не планирует останавливаться на достигнутом. "План перспективного развития аэропорта Домодедово предусматривает дальнейшее увеличение количества взлетно-посадочных полос", - сказали "АвиаПорту" в пресс-службе аэропорта, подчеркнув при этом, что в первую очередь будет реализован проект строительства новой ВПП взамен выводимой из эксплуатации. Также в аэропорту не согласны с негативными оценками динамики пассажиропотока и уверены, что показатели будут расти. "Домодедово реализует проекты по увеличению терминальных площадей и модернизации аэродромных объектов. Очевидно, что процессы роста пассажиропотока и развития аэропорта зависимы и происходят параллельно", - подчеркивают представители компании....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка