АвиаПорт.Ru
16 апреля 2014, 14:59
Москвичи устали от заграницы
Аэропорты Московского авиационного узла отчитались о динамике изменения пассажиропотока в I квартале 2014 года. Исходя из приведенных данных, международный трафик как минимум перестал интенсивно расти
Темпы прироста международного пассажиропотока в Московском авиационном узле в первом квартале 2014 года заметно замедлились, а в случае с аэропортом "Домодедово" динамика оказалась и вовсе отрицательной. По-прежнему внушительный рост демонстрирует "Внуково", куда перебралось несколько крупных авиакомпаний. В "Шереметьево" показатели МВЛ растут, но значительно медленнее, чем годом ранее.
Предсказуемые, но от этого не менее удивительные результаты работы в I квартале продемонстрировал московский аэропорт "Домодедово". При низких темпах роста пассажиропотока - 3% против привычных двузначных показателей, на международных воздушных линиях (МВЛ) пассажиров стало едва ли не на 3% меньше, чем годом ранее. Тенденция на снижение наметилась еще с начала года, но прежние цифры можно было охарактеризовать как стагнацию. Особенно заметное сокращение числа пассажиров было в марте - аэропорт потерял более 7% клиентов на МВЛ. На внутренних воздушных линиях (ВВЛ) при этом сохраняется рост, превышающий 10% как по кварталу, так и по месяцу.
Можно предположить, что такой эффект возникает из-за "низкого сезона" на туристическом рынке - новогодние праздники уже закончились, майские еще не начались. Но, во-первых, для сравнения взят аналогичный сезон в прошлом году, во-вторых, годом ранее МВЛ демонстрировали неплохой прирост - 13,8%.
В самом аэропорту происходящее объясняют несколькими причинами. Ранее говорилось об уходе нескольких авиакомпаний, которые летали за рубеж, сейчас падение спроса на МВЛ связывают неблагоприятной обстановкой на популярных курортах - в Таиланде и Египте, а также с событиями на Украине, куда россияне традиционно много летали. По данным на сайте Ростуризма, Украину в I квартале прошлого года посетили 1,17 млн человек. Данные по началу 2014 года еще не опубликованы. "Снижение спроса обусловлено недавними геополитическими событиями в этих странах. Выбор части туристов в связи с этим пал на внутренние направления, что и показано ростом в 11,1%, или альтернативные международные направления", - сказали агентству "АвиаПорт" в пресс-службе аэропорта.
Помимо этого, в "Домодедово" апеллируют к общемировой тенденции замедления темпов роста пассажиропотока. В пример приводятся данные ACI Europe. "Среднемесячные темпы прироста пассажиропотока крупного международного хаба с высокой базой и сформировавшейся клиентурой не превышают 4,5%", - констатируют в "Домодедово", опираясь на международную статистику: в январе 2014 года прирост пассажиропотока аэропорта Мадрида с объемом 39,7 млн чел./год составил 1,42% к предыдущему месяцу, Рима (26,2 млн) - 1,2%, Копенгагена (24,1 млн) - 3,9%, Цюриха (24,8 млн) - 0,5%, Лондона (72,6 млн) - 3,8% и т.п.
Специалисты аэропорта рассчитывают, что ситуация в скором времени выровняется: "Что касается перспектив, мы ожидаем роста пассажиропотока в динамике, соответствующей среднерыночным показателям", - сказали в пресс-службе компании.
Значительное замедление темпов роста пассажиропотока на МВЛ показывает также столичный аэропорт "Шереметьево". Количество желающих улететь за границу из этого аэропорта увеличилось всего на 3% в I квартале текущего года, тогда как годом ранее этот показатель составлял 12%. В пресс-службе аэропорта отметили, что относительно предыдущих лет темпы роста действительно сократились, и теперь они стали "естественными", в то время как ранее наблюдалась компенсация нереализованного из-за кризиса спроса. По мнению экспертов "Шереметьево", рынок международных перевозок должен расти с темпом около 8-10%, однако в последние годы российские региональные аэропорты ведут активную деятельность по расширению маршрутной сети прямых маршрутов в обход столицы, из-за чего МАУ недобирает пассажиров, которые ранее пользовались его услугами.
Кроме того, в "Шереметьево" ожидают, что в летние месяцы на статистику продолжит негативно влиять падение курсовой стоимости рубля. "Представители туристического сегмента рынка уже отмечают сокращение продаж. Если в прошлом году туристический рынок в МАУ рост темпами 10%, в этом году показатель составит 7-8%", - отметили в компании. При этом стоит отметить, что 7-8% - это оптимистичная оценка. В "Шереметьево" уверяют, что она воплотится в жизнь. "С июля месяца ожидается улучшение по динамике роста, - отмечают в пресс-службе аэропорта. - На рынок выходят новые компании, выбравшие партнёром Шереметьево - TAROM, Onur Air, "Добролёт". Наращивают частоты европейские иностранные перевозчики и "Аэрофлот". Поэтому потенциал рынка и спрос сохраняется на уровне прошлого года".
Приходится признать наличие очевидной тенденции в МАУ, даже несмотря на одно "но": "Внуково" за тот же период увеличило пассажиропоток на четверть. Международных пассажиров стало почти на 70% больше, чем годом ранее. Справедливости ради, аэропорт и в прошлом году развивался похожими темпами в части международных перевозок.
Представители "Внуково" объясняют эффект тем, что авиакомпании-партнеры увеличивают частотность рейсов из этого аэропорта и увеличивают частотность рейсов. Помимо прочего, рост происходит за счет изменения типов воздушных судов, обслуживаемых во "Внуково" - с приходом туда авиакомпании "Трансаэро" из аэропорта стали вылетать широкофюзеляжные Boeing 747, что при незначительном увеличении числа рейсов дает заметный эффект по пассажиропотоку. Еще один фактор, способствующий росту популярности аэропорта - наличие подобающей инфраструктуры. "Это первый аналогичный сезон, который мы отработали с двумя полосами, имея возможность выполнять 38-40 ВПО в час", - сказала "АвиаПорту" пресс-секретарь аэропорта Елена Крылова.
Кстати, аэропорту "Домодедово", согласно такой логике, тоже со временем станет несколько проще работать - там тоже обещают построить новую полосу и реконструировать существующую инфраструктуру. Однако с мнением, что росту пассажиропотока мешают инфраструктурные ограничения, согласились бы явно не все специалисты. Аналитики видят причину падения спроса на МВЛ в колебании валютных курсов, снижении платежеспособности населения и "высокой базе" для сравнения - на фоне роста уровня жизни в России прежде наблюдался значительный рост международного пассажиропотока. Мнения участников рынка, представителей аэропортов и авиакомпаний на этот счет разнятся. При этом далеко не все крупные игроки готовы озвучивать свое мнение и прогнозы на этот счет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"