Коммерсантъ
7 мая 2014, 10:49
"Татарстан" пошел на посадку
Авиакомпания "Татарстан", самолет которой разбился в аэропорту Казани в ноябре прошлого года, направила в арбитраж заявление о признании ее банкротом
Арбитражный суд Татарстана в понедельник зарегистрировал заявление ОАО "Авиакомпания "Татарстан" о признании компании банкротом. Как пояснили "Ъ" в суде, заявление было подано еще 30 апреля и дожидалось регистрации по окончании первомайских праздников. В течение пяти рабочих дней по нему должно быть принято определение о принятии в производство и назначена дата первого заседания, сказали в арбитраже. Там затруднились сообщить что-то по существу иска. В авиакомпании также не удалось получить информацию - вчера при попытке позвонить на телефоны, указанные по месту ее регистрации, раздавалось: "Номер, который вы набираете, не существует".
Напомним, АК "Татарстан" (100% минус две акции ОАО владеет контролируемое правительством Татарстана ЗАО "Тат-аэро") не ведет основной деятельности с начала года: 31 декабря 2013 года Росавиация аннулировала у перевозчика свидетельство эксплуатанта. Ведомство выявило серьезные нарушения сертификационных требований, связанных с подготовкой персонала авиакомпании и соблюдением режима труда и отдыха членов экипажей. Проверка проводилась в связи с крушением 17 ноября прошлого года в казанском аэропорту принадлежавшего компании Boeing 737-500, в котором погибли 50 человек.
После авиакатастрофы кредиторы компании стали предъявлять требования к перевозчику. С конца марта и в апреле текущего года арбитраж регистрировал новые иски к АК "Татарстан" едва ли не каждый день. В числе истцов аэропорты Казани, Бугульмы, Уфы, Чебоксар, Кирова ("Победилово"), Екатеринбурга ("Кольцово"), авиапредприятия Магнитогорска и Белгорода, казанское ООО "Тулпар Техник", которое обслуживало авиапарк перевозчика. Как писал "Ъ" 23 апреля, арбитражный суд Татарстана наложил арест на банковские счета АК "Татарстан" в целях обеспечения заявления ОАО "Аэропорт Бегишево", которое пытается взыскать с АК 15,61 млн руб. долга.
Всего, как писал "Ъ" 5 апреля, долги "Татарстана" к началу 2014 года достигли 3,7 млрд руб. (годом ранее - 2,6 млрд руб.), в том числе кредиторская задолженность - 1,65 млрд руб. Половину ее составляли долги перед поставщиками - 646,44 млн руб., обязательства перед персоналом - 113,35 млн руб., задолженность перед прочими кредиторами - 587,73 млн руб., перед бюджетами и внебюджетными фондами - 111,39 млн руб. Кроме того, АК "Татарстан" имеет долги перед банками - по кредитам и займам. К началу года ее краткосрочные обязательства перед ними достигали 1,99 млрд руб., долгосрочные - 73,08 млн руб.
Многие кредиторы, в том числе "Тулпар Техник", выигрывают процессы - в апреле суд решил взыскать с авиакомпании в оплату долгов перед ООО по договорам 2013 года более 1 млн руб. Однако совладелец этого предприятия Азат Хаким высказывал "Ъ" сомнения в платежеспособности ответчика, утверждая, что у АК "Татарстан" "нечего брать": "Нет там никакой ни деятельности, ни имущества, ничего" (см. "Ъ" от 23 апреля). Он прогнозировал, что в ближайшее время "Татарстан" ждет "или ликвидация, или банкротство" и полагал, что и в этом случае "перспективы взыскания долгов не радужные".
Похоже, к этому же склоняется и Международный аэропорт "Казань" (МАК), который выиграл суд по долгам авиакомпании почти на 420 млн руб. и пытается взыскать с нее еще 128 млн руб. Как следует из официальных документов МАК, аэропорт посчитал эту задолженность сомнительной - такой, которая "с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями". Из этих же документов известно о существовании согласованного с президентом Татарстана решения МАК "с целью недопущения ухудшения финансовых показателей" переуступить права требования долга АК "Татарстан" перед аэропортом на общую сумму 548,8 тыс. руб. в пользу акционера МАК - ЗАО "Тат-авиа". Таким образом, правительственное "Тат-авиа", скорее всего, будет одним из первых в реестре кредиторов АК "Татарстан".
Согласно отчету за 2013 год, основные средства АК "Татарстан" к началу 2014 года уменьшились более чем вдвое - с 223,78 млн до 90,92 млн руб. (данные за истекший период 2014 года пока не опубликованы). В частности, у компании не стало земельных участков, резко уменьшилась стоимость зданий. Согласно бухгалтерской отчетности, к началу года АК имела на своих счетах около 3,8 млн руб., в том числе 770 тыс. руб. в долларах, 53 тыс. руб. в евро и около 100 тыс. руб.- в узбекских сумах.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что банкротство АК "Татарстан" вовсе не означает ликвидации предприятия. Они полагают, что процедура может быть проведена в целях финансового оздоровления. Так, глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев припомнил высказывание премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова о реорганизации компании, сделанное им в день подачи в суд заявления о банкротстве "Татарстана". Он говорил, что правительство не рассматривает возможность сохранения этой авиакомпании и намерено сосредоточиться на развитии "Ак барс аэро": "Мы бы не смогли сохранить обе авиакомпании". Вместе с тем премьер добавил, что "идет процесс реорганизации" АК "Татарстан". Господин Пантелеев полагает, что под реорганизацией следует понимать "именно оздоровление общества": "Авиакомпанией это ОАО уже не будет, однако сможет выполнять ряд функций, которые позволят в будущем рассчитаться с кредиторами". "Ранее заявлялось о том, что компания могла бы сосредоточиться на техническом обслуживании самолетов", - напомнил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК