О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Татарстан" пошел на посадку

Авиакомпания "Татарстан", самолет которой разбился в аэропорту Казани в ноябре прошлого года, направила в арбитраж заявление о признании ее банкротом

Авиакомпания "Татарстан", самолет которой разбился в аэропорту Казани в ноябре прошлого года, направила в арбитраж заявление о признании ее банкротом. Компания не выдержала натиска кредиторов, которые завалили суды исками о возврате долгов и настояли на аресте ее банковских счетов. Между тем эксперты считают, что процедура банкротства с большой вероятностью будет применена с целью оздоровления ОАО. "Авиакомпанией это ОАО уже не будет, однако … компания могла бы сосредоточиться на техническом обслуживании самолетов", - полагают они.

Арбитражный суд Татарстана в понедельник зарегистрировал заявление ОАО "Авиакомпания "Татарстан" о признании компании банкротом. Как пояснили "Ъ" в суде, заявление было подано еще 30 апреля и дожидалось регистрации по окончании первомайских праздников. В течение пяти рабочих дней по нему должно быть принято определение о принятии в производство и назначена дата первого заседания, сказали в арбитраже. Там затруднились сообщить что-то по существу иска. В авиакомпании также не удалось получить информацию - вчера при попытке позвонить на телефоны, указанные по месту ее регистрации, раздавалось: "Номер, который вы набираете, не существует".

Напомним, АК "Татарстан" (100% минус две акции ОАО владеет контролируемое правительством Татарстана ЗАО "Тат-аэро") не ведет основной деятельности с начала года: 31 декабря 2013 года Росавиация аннулировала у перевозчика свидетельство эксплуатанта. Ведомство выявило серьезные нарушения сертификационных требований, связанных с подготовкой персонала авиакомпании и соблюдением режима труда и отдыха членов экипажей. Проверка проводилась в связи с крушением 17 ноября прошлого года в казанском аэропорту принадлежавшего компании Boeing 737-500, в котором погибли 50 человек.

После авиакатастрофы кредиторы компании стали предъявлять требования к перевозчику. С конца марта и в апреле текущего года арбитраж регистрировал новые иски к АК "Татарстан" едва ли не каждый день. В числе истцов аэропорты Казани, Бугульмы, Уфы, Чебоксар, Кирова ("Победилово"), Екатеринбурга ("Кольцово"), авиапредприятия Магнитогорска и Белгорода, казанское ООО "Тулпар Техник", которое обслуживало авиапарк перевозчика. Как писал "Ъ" 23 апреля, арбитражный суд Татарстана наложил арест на банковские счета АК "Татарстан" в целях обеспечения заявления ОАО "Аэропорт Бегишево", которое пытается взыскать с АК 15,61 млн руб. долга.

Всего, как писал "Ъ" 5 апреля, долги "Татарстана" к началу 2014 года достигли 3,7 млрд руб. (годом ранее - 2,6 млрд руб.), в том числе кредиторская задолженность - 1,65 млрд руб. Половину ее составляли долги перед поставщиками - 646,44 млн руб., обязательства перед персоналом - 113,35 млн руб., задолженность перед прочими кредиторами - 587,73 млн руб., перед бюджетами и внебюджетными фондами - 111,39 млн руб. Кроме того, АК "Татарстан" имеет долги перед банками - по кредитам и займам. К началу года ее краткосрочные обязательства перед ними достигали 1,99 млрд руб., долгосрочные - 73,08 млн руб.

Многие кредиторы, в том числе "Тулпар Техник", выигрывают процессы - в апреле суд решил взыскать с авиакомпании в оплату долгов перед ООО по договорам 2013 года более 1 млн руб. Однако совладелец этого предприятия Азат Хаким высказывал "Ъ" сомнения в платежеспособности ответчика, утверждая, что у АК "Татарстан" "нечего брать": "Нет там никакой ни деятельности, ни имущества, ничего" (см. "Ъ" от 23 апреля). Он прогнозировал, что в ближайшее время "Татарстан" ждет "или ликвидация, или банкротство" и полагал, что и в этом случае "перспективы взыскания долгов не радужные".

Похоже, к этому же склоняется и Международный аэропорт "Казань" (МАК), который выиграл суд по долгам авиакомпании почти на 420 млн руб. и пытается взыскать с нее еще 128 млн руб. Как следует из официальных документов МАК, аэропорт посчитал эту задолженность сомнительной - такой, которая "с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями". Из этих же документов известно о существовании согласованного с президентом Татарстана решения МАК "с целью недопущения ухудшения финансовых показателей" переуступить права требования долга АК "Татарстан" перед аэропортом на общую сумму 548,8 тыс. руб. в пользу акционера МАК - ЗАО "Тат-авиа". Таким образом, правительственное "Тат-авиа", скорее всего, будет одним из первых в реестре кредиторов АК "Татарстан".

Согласно отчету за 2013 год, основные средства АК "Татарстан" к началу 2014 года уменьшились более чем вдвое - с 223,78 млн до 90,92 млн руб. (данные за истекший период 2014 года пока не опубликованы). В частности, у компании не стало земельных участков, резко уменьшилась стоимость зданий. Согласно бухгалтерской отчетности, к началу года АК имела на своих счетах около 3,8 млн руб., в том числе 770 тыс. руб. в долларах, 53 тыс. руб. в евро и около 100 тыс. руб.- в узбекских сумах.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что банкротство АК "Татарстан" вовсе не означает ликвидации предприятия. Они полагают, что процедура может быть проведена в целях финансового оздоровления. Так, глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев припомнил высказывание премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова о реорганизации компании, сделанное им в день подачи в суд заявления о банкротстве "Татарстана". Он говорил, что правительство не рассматривает возможность сохранения этой авиакомпании и намерено сосредоточиться на развитии "Ак барс аэро": "Мы бы не смогли сохранить обе авиакомпании". Вместе с тем премьер добавил, что "идет процесс реорганизации" АК "Татарстан". Господин Пантелеев полагает, что под реорганизацией следует понимать "именно оздоровление общества": "Авиакомпанией это ОАО уже не будет, однако сможет выполнять ряд функций, которые позволят в будущем рассчитаться с кредиторами". "Ранее заявлялось о том, что компания могла бы сосредоточиться на техническом обслуживании самолетов", - напомнил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка