Коммерсантъ - Пермь
14 мая 2014, 09:37
Двигатель неприсоединения
В конфликте "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК) и топ-менеджмента "Авиадвигателя" будет разбираться первый замгендиректора "Ростеха" Владимир Артяков
26 мая в Пермь должен прибыть первый замгендиректора госкорпорации "Ростехнологии" Владимир Артяков, сообщил "Ъ" источник на Пермском моторостроительном комплексе. Представитель "Ростеха" вчера не смог подтвердить эти сведения. Председатель правительства края Геннадий Тушнолобов сообщил "Ъ", что он в курсе планов топ-менеджера "Ростеха". По его данным, сначала визит планировался на 15 мая, но был отложен: "В мае господин Артяков точно приедет". Топ-менеджер примет участие в совещании по поводу создания в Перми порохового кластера, а также будет разбираться в конфликтной ситуации между топ-менеджментом ОДК и предприятиями Пермского моторостроительного комплекса. Об этой ситуации президенту РФ Владимиру Путину доложил губернатор края Виктор Басаргин на апрельской встрече, добавил премьер.
Как стало известно "Ъ", еще 18 апреля господин Басаргин написал письмо президенту Путину - о поддержке развития пермской газотурбинной отрасли. В письме губернатор сообщил, что над созданием газотурбинных установок трудится кооперация из 11 предприятий и 13 тыс. человек. По мнению губернатора (письмо есть в распоряжении "Ъ"), в ведение ОДК государством передано два "успешных и загруженных заказами поставщика газотурбинной техники - ОАО "Авиадвигатель" (Пермь) и ОАО "Сатурн-Газовые турбины" (Рыбинск, с 1 апреля - ОАО "ОДК-ГТ". - "Ъ"). Губернатор уверен, что эти предприятия друг с другом не конкурируют за ресурсы и имеют разный номенклатурный рынок сбыта продукции. "Вместе с тем в настоящее время имеет место целенаправленное ослабление пермских предприятий на рынке газотурбинного оборудования. Участились случаи прямого административного давления со стороны руководства ОДК с целью перераспределения заказов в пользу ОАО "Сатурн-Газовые турбины". При этом пермские предприятия лишаются возможности участия в конкурсах", - написал губернатор. "Внутрикорпоративные интересы не должны идти вразрез с интересами государства, которое заинтересовано в увеличении числа успешных производителей" - уверен господин Басаргин. Глава региона считает, что утрата пермскими машиностроителями компетенций может привести к негативным последствиям по реализации планов Минобороны по ремоторизации парка Ил-76, а также для обеспечения работоспособности президентского авиаотряда "Россия". Губернатор попросил президента обеспечить господдержку пермской газотурбинной отрасли. Господин Путин поручил отреагировать на это письмо министра промышленности Дениса Мантурова.
Как сообщал "Ъ", активный конфликт между ОДК и машиностроителями ОДК возник с начала года. Тогда корпорация внесла изменения в доверенности управляющих директоров ОАО "Пермский моторный завод" Сергея Попова и ОАО "Авиадвигатель" Александра Иноземцева. С 1 января 2014 года из доверенности топ-менеджеров исключено право заключения прямых договоров на поставку и ремонт газотурбинных установок (ГТУ) и газотурбинных двигателей наземного применения. Право продаж было закреплено за рыбинским ОАО "ОДК-ГТ". В ОДК пояснили "Ъ", что предприняли соответствующие меры "с целью устранения внутрикорпоративной конкуренции и поддержания оптимальных цен на рынке", поскольку головным предприятием по продаже ГТУ считают рыбинскую компанию. Менеджмент "Авиадвигателя" крайне болезненно отреагировал на решение ОДК, по информации "Ъ", обратившись с соответствующими письмами в адрес главы "Ростехнологии" Сергея Чемезова, вице-премьера Дмитрия Рогозина, главы Минпромторга Дениса Мантурова. С аналогичным письмом к господину Чемезову обратился и губернатор Пермского края Виктор Басаргин. По данным "Ъ", при поддержке господина Иноземцева было написано и письмо президенту РФ.
Пермские и рыбинские машиностроители конкурируют за перспективный рынок: в 2012 году Пермский моторный завод изготовил 44 газотурбинные установки (ГТУ), в 2014 году, по данным "Ъ", их количество вырастет до 67. Львиную долю заказов ПМЗ обеспечивает "Газпром".
По данным "Ъ", письмо губернатора Виктора Басаргина президенту поступило в ОДК, но госкорпорация еще не ответила на него главе региона. Источник, близкий к ОДК, сообщил "Ъ", что в корпорации с удивлением восприняли письмо пермского губернатора: "Мы со многими регионами сотрудничаем, вот только с Пермским краем не можем уже два года подписать соглашение о сотрудничестве. А местные власти только жалуются".
Собеседник считает, что обращение губернатора не отражает объективную картину происходящих в ОДК процессов. По мнению ОДК, корпорация строит на базе разрозненных предприятий эффективную структуру, которая позволит обеспечивать потребности российской авиации. Основная задача "Авиадвигателя" - разработка двигателя ПД-14, этим предприятие должно заниматься в первую очередь, говорит источник, близкий к ОДК. Что касается ПМЗ, то он загружен заказами до 2025 года. Поэтому доводы о плачевной судьбе пермских предприятий несостоятельны - отмечает источник. По его мнению, обращение губернатора продиктовано стремлением отдельных руководителей предприятий отстоять самостоятельность принимаемых решений по всем вопросам, вопреки стратегии ОДК.
В "Авиадвигателе" сообщили "Ъ", что в курсе письма губернатора и разделяют его мнение. "Интерес губернатора понятен - в результате передачи бизнеса в Рыбинск, уйдет и центр прибыли, налоги останутся в Ярославской области, а это больно ударит по бюджету Пермского края. Здесь налицо конфликт интересов региона и корпорации. Позиция губернатора совпадает с нашими интересами" - сообщил "Ъ" источник на предприятии. Доверенность управляющего директора не восстановлена, добавил собеседник....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться