О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушная выделенка

Еще недавно частный вертолет считался недоступной даже по московским меркам роскошью. Но с ростом благосостояния к людям пришло понимание его преимуществ в мегаполисе

Еще недавно частный вертолет считался недоступной даже по московским меркам роскошью. Но с ростом благосостояния к людям пришло понимание его преимуществ в мегаполисе. В борьбу с московскими пробками включились десятки вертолетных такси, в регионе стали множиться вертолетные площадки.

Автостопом с вертолетом

В последнее десятилетие вертолетный рынок Москвы переживает революцию. Из предмета, свидетельствующего об очень высоком благосостоянии владельца, частный вертолет превратился в мобильный и удобный инструмент бизнеса. Рынок вертолетных услуг - один из наиболее динамично развивающихся в Европе: по данным информационного агентства BizavNews.ru, московскую "прописку" имеет уже около 200 вертолетов разных классов: от рабочей лошадки поршневого Robinson R44 до дорогого газотурбинного AW139. Компаний же, сертифицированных для выполнения вертолетных работ, насчитывается 33. И наверняка их еще прибавится: ежегодно число частных вертолетов увеличивается более чем на 10%. Примечательно, что это связано не только с ростом благосостояния граждан, но и с изменением их представлений о возможностях, которые предлагает вертолет деловым людям. Альтернативным транспортом в мегаполисах все чаще становится вертолетное такси.

Эксперты сходятся во мнении, что вертолетное такси уже выделилось в Москве, равно как и в крупных российских городах, в самостоятельный сегмент, в котором есть свои правила игры, маркетинговые фишки и, конечно, конкурентная борьба. Кстати, конкуренция уже сыграла решающую роль в ценообразовании перевозок на вертолетных такси. Большинство игроков московского рынка работает практически на уровне рентабельности, взяв за основу стоимость летного часа с минимальным собственным интересом. Дальше все зависит от предпочтений пассажира. На наиболее популярных в России легких поршневых вертолетах Robinson R44 летный час обходится примерно в 25 тыс. руб. Сумма за проезд делится на всех пассажиров, что делает услуги вертолетного такси более доступными.

"Из Внуково в Шереметьево можно долететь за 4-5 тыс. руб. на троих, что сопоставимо по стоимости с автомобильным такси, хотя время в пути всего минут 12,- рассказывает президент компании "Аэросоюз" Александр Климчук.- С более серьезными газотурбинными машинами ситуация немного другая. Час полета, например, на комфортабельном AW119 обойдется в 72 тыс. руб., на пятиместном Eurocopter AS350 или шестиместном Bell 407 - примерно 55 тыс. руб. в час".

В Московском регионе можно взять "напрокат" и настоящий воздушный лимузин, например просторный скоростной AW139, стоить это будет от 100 тыс. руб. в час. Для сравнения: в Нью-Йорке средняя стоимость часа полета на 12-местном вертолете Sikorsky - 5,6 тыс. руб., а в Лондоне стоимость только одной минуты - от 300 до 2 тыс. руб.

Кстати, при аренде дорогих вертолетов в Москве владельцы частных вертолетных площадок, которые, как правило, выступают и эксплуатантами арендованных вертолетов, стараются максимально облегчить финансовое бремя клиентов, освобождая их от сборов за взлет и посадку. Правда, так делают не все: в государственных аэропортах с пассажиров возьмут все причитающееся, например аэропортовые сборы, где стоимость взлета и посадки часто превышает стоимость летного часа поршневого Robinson R44. Жалобы вертолетных операторов на высокие расценки в аэропортах остаются без внимания, тем не менее сложившаяся ситуация стала одной из предпосылок развития частной наземной инфраструктуры.

Вертодромный бум

Удивительно, но факт: для вертолетов, которые взлетают и приземляются практически на любой поверхности, в последние годы активно возводятся вертолетные площадки. Этот тренд наблюдается не только в столицах, но и в регионах России. Как отмечалось выше, среди причин бурного роста - высокие аэропортовые сборы, запрет на полеты над Москвой, автомобильные пробки и отсутствие высококачественного авиационного бензина, который пока импортируется. Наличие этих проблем и понимание того, что решать их придется частным порядком, привели к очень существенному росту негосударственных инвестиций в вертолетный сегмент.

Один из ярких примеров выхода на московский рынок серьезных инвесторов - проект вертолетного такси "Хелипорт Москва", инвестором и девелопером которого выступает "НДВ-Групп". Всего за полгода компания вложила 1,3 млрд руб. при общем объеме инвестиций 3 млрд руб. В перспективе компания планирует создать разветвленную сеть вертолетных центров "Хелипорты России", которые свяжут города и населенные пункты страны. В компании убеждены, что комплексный подход в формировании отрасли "с нуля" в будущем обеспечит успешное развитие вертолетного такси, сделает население более мобильным, а экономику - более эффективной.

"Единственное препятствие сегодня - это даже не запрет полетов над Москвой, а неразвитость вертолетной инфраструктуры,- убеждена Нина Абулова, заместитель генерального директора "Хелипортов Москва".- Только в последнее время на рынок стали выходить серьезные инвесторы, которые стремятся подойти к этому направлению с соответствующим его потребностям масштабом. Например, только "Хелипорт Москва" будет рассчитан на базирование 250 вертолетов, а его авиапарк станет одним из самых больших среди частных компаний России. Нами также будут создаваться новые площадки и хабы, что сделает вертолеты территориально ближе к потребителю. За счет этого вертолетное такси станет не только доступнее по цене, но и эффективнее".

В другом масштабном проекте по развитию инфраструктуры участвует компания "Аэросоюз". Совместно с Министерством транспорта Московской области она реализует программу строительства сети вертолетных центров вдоль окружных автодорог Москвы: 10 вертолетных центров на МКАД, 15 центров вдоль ЦКАД, 25 центров между МКАД и ЦКАД. В компании считают, что вертолет никогда не станет альтернативой автобусу, но именно в России с ее большими расстояниями и плохими дорогами у него есть все предпосылки стать более массовым видом транспорта. В "Аэросоюзе" также добавляют, что наиболее популярные направления вертолетного авиатакси - это Нижний Новгород, Липецк, Брянск, соглашаясь при этом, что развитие услуг авиатакси в нашей стране упирается в отсутствие достаточного количества полноценных объектов наземной инфраструктуры.

"Для комфорта пассажиров, для повышения безопасности полетов недостаточно создавать просто посадочные вертолетные площадки, необходимы полноценные вертолетные центры с заправочными комплексами, с ассортиментом запчастей к самым популярным маркам, с инженерами, техническими специалистами высокого уровня. Собственно, говорим мы об этом давно, и "Аэросоюз" активно занимается развитием такой сети как на федеральном уровне, так и на уровне правительства Московской области",- рассказывает президент компании "Аэросоюз" Александр Климчук.

Одним из пионеров вертолетного такси можно считать компанию Heli Express, созданную "Русскими вертолетными системами" и компанией "ЮТэйр", входящей в пятерку крупнейших операторов вертолетных услуг в мире. В парке вертолетного такси Heli Express имеются вертолеты разных классов: Robinson R44, Airbus Helicopter AS350, AW109, Ми-8, что позволяет предлагать услуги авиатакси разным группам пассажиров. Heli Express располагает 4 вертолетными площадками, в 2014 году намечено открытие еще 2 у МКАД, на разных стадиях реализации находится еще 14 проектов в Москве и ближайшем Подмосковье. В компании убеждены, что вертолетное такси становится популярным альтернативным транспортом, приводя в пример данные о своей работе: с 2008 по 2013 год количество выполняемых в течение месяца рейсов выросло с 30 до 450.

"Клиенты Heli Express пользуются нашими услугами в совершенно разных целях, будь то полет на дачу или на деловую встречу,- говорит гендиректор Heli Express Вадим Караваев.- Кстати, услуга по аэропортовому трансферу, как это ни странно, наименее популярна. Пассажиры научены, что любая ситуация с аэропортами - масса проблем, связанных прежде всего с УВД и высокими аэропортовыми сборами. Мы же предлагаем свой вариант: выполняем рейс на ближайшую к аэропорту площадку и затем в течение двух минут доставляем пассажиров в воздушную гавань".

Для самих московских аэропортов вертолетное такси остается пока факультативной составляющей, хотя работы по созданию соответствующей инфраструктуры уже ведутся. В 2013 году в Шереметьево появилась современная вертолетная площадка компании "Авиа-Групп", а во Внуково-3 в 2015 году заработает крупный вертодром, инвестиции в который составят $30 млн.

По мнению главного редактора информагентства BizavNews.ru Дениса Лобастова, качественное развитие инфраструктуры и рост числа предложений определяют основной тренд развития рынка вертолетного авиатакси в Московском регионе.

"Рынок вступил в важную фазу своего развития: на нем началась конкуренция, что обернется для клиентов обилием новых предложений и, самое важное, снижением цен. Если же говорить о количестве вертолетной техники и числе выполняемых полетов "по запросу", то стоит ожидать роста показателей уже в этом году на 20% и 40% соответственно",- резюмирует эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка