АвиаПорт.Ru
15 мая 2014, 21:50
Пресс-конференция накануне выставки HeliRussia-2014
Во вторник, 13 мая, состоялась пресс-конференция, посвященная выставке HeliRussia-2014
О выставке HeliRussia-2014
А.Михеев обратил внимание на то, что холдинг "Вертолеты России" выступает на выставке в обновленном составе, и он сам первый раз присутствует на мероприятии как гендиректор "Вертолетов России". По его мнению, выставка - удобная площадка для встреч, переговоров и общения с коллегами. На выставку приглашены партнеры холдинга по совместным проектам. Холдинг на сегодня находится в активной фазе партнерских взаимоотношений с компанией AugustaWestland, периодические консультации проводятся с Airbus Helicopters. Также он отметил, что компании предстоит большая программа переговоров и встреч по продажам отечественной вертолетной техники. Холдинг "Вертолеты России" рассчитывает на диалог как с отечественными, так и зарубежными эксплуатантами вертолетной техники российского производства.
А.Мартиросов подчеркнул, что выставка HeliRussia стала одним из значимых событий в мировой вертолетной индустрии. Кроме того, он выразил мнение, что вертолет в России является как бы "частью нашей национальной идеи". Россия была и остается великой вертолетной державой как с точки зрения эксплуатации вертолетов, так и их производства. В свою очередь, "ЮТэйр" - крупнейший эксплуатант вертолетной техники в России, и крупнейший клиент ОАО "Вертолеты России".
М.Казачков отметил технические параметры: выставка выросла по площади на 20%, есть прирост и в количестве участников и стран, представленных на выставке. На выставке будет представлено более 20 образцов вертолетной техники. Зарегистрировалось свыше 1300 участников деловой программы по всем направлениям вертолетной индустрии. "Мы по всем показателям превысили показатели английской выставки и вертолетного шоу в Дубае", - подчеркнул М.Казачков.
Диверсификация модельного ряда вертолетов
Ю.Слюсарь в своем выступлении уделил внимание диверсификации модельного ряда. В этом смысле ключевым событием было совещание в августе 2013 года по развитию вертолетостроения. Одна из тем там прозвучала и нашла отражение в Поручениях по итогам совещания - это диверсификация модельного ряда. Исторически размерный ряд строился вокруг военных вертолетов, в лучшем случае - машин двойного назначения. Отдельно гражданских, коммерческих вертолетов в России ранее не проектировали и не производили. Теперь ситуация меняется.
Перспективные проекты Ка-62 и Ми-38
Ю.Слюсарь отметил, что ранее неоднократно говорилось о проектах, финансируемых в рамках Федеральной целевой программы. Это Ка-62 в размерности 6,5 тонн стоимостью проекта порядка 6 млрд рублей с финансированием 50% стоимости государством и 50% - "Вертолеты России". Планируется в конце 2015 или начале 2016 года получить сертификат типа на гражданскую версию вертолета. После этого Минобороны будет утверждать облик вертолета для его использования в своих интересах.
Также создается вертолет Ми-38 с большей грузоподъемностью и с инвестициями порядка 7 млрд рублей. Особенностью этого проекта будет являться большое количество модификаций от офшорных до поисково-спасательных.
Перспективный скоростной вертолет
Итогом дискуссий по перспективному скоростному вертолету (ПСВ) является разделение проекта на две составляющих, на два этапа. "Мы говорим о перспективном скоростном вертолете с получением Сертификата типа и выходом на серийное производство в 2020 году", отметил Ю.Слюсарь. Программа реализуется на протяжении порядка двух лет, предусмотрено бюджетное финансирование в объеме примерно 7,5 млрд рублей. "Вертолеты России" демонстрируют прогресс по этой тематике. Второй этап - создание научно-технического задела (НТЗ), новых технологий, которые позволят спроектировать вертолеты в период 2020-2025 гг. с другими аэродинамической схемой, характеристиками, двигателями, бортовым оборудованием.
Замминистра отметил, что проведенный маркетологами и экспертами анализ показал, что скорость вертолета не является для коммерческих эксплуатантов абсолютным приоритетом. Соотношение стоимости эксплуатации, стоимости приобретения и жизненного цикла и скорость вертолета - не линейно зависимые величины. Поэтому задача создания вертолета, который условно называется "Вертолет 2020", это прежде всего создание экономически привлекательного продукта. "Поэтому впервые мы будем проектировать вертолет на новых принципах - под рынок, под потребителя, под заданную цену, под определенный облик. Это будет наш первый опыт", - отметил Ю.Слюсарь.
А.Михеев дополнил, что сегодня "Вертолеты России" находится на этапе эскизного проектирования ПСВ. Среди экспертов и мирового сообщества ведется дискуссия о целесообразности достижения высокой скорости. За последние 15-20 лет на опытных вертолетах были достигнуты скорости 450-470 км/ч, однако коммерческих продуктов с такими характеристиками так и нет.
Возвращаясь к проекту ПСВ, А.Михеев подчеркнул, что сегодня разработчик формирует НТЗ для создания вертолета на горизонте 2025-2030 гг. Однако пока на уровне экспертов и маркетологов не определены целевые показатели по скорости крейсерского полета. У разработчика есть представление о том, как и куда двигаться при освоении северных пространств, создании инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке, что при отсутствии развитой аэродромной сети вертолетная техника становится наиболее актуальной. Более точное определение концепции вертолета ожидается "в ближайшие год-полтора".
Говоря о рыночной нише, А.Михеев отметил, что платформа ПСВ взлетной массой 12-13 т в будущем может заменить платформу Ми-8/Ми-17, при этом скорость вертолета может превышать 400 км/час. Для старта проекта нужно подтвердить потенциал рынка либо найти якорного заказчика.
Российский рынок не может ждать отечественные вертолеты
А.Мартиросов уверен, что российские авиакомпании не могут ждать, пока на рынке появится конкурентоспособная отечественная авиатехника всех типоразмеров, перевозчики вынуждены формировать свои планы вне зависимости от отечественного авиапрома. Как следствие, за последние пять лет "ЮТэйр" ввела в эксплуатацию более чем 40 легких вертолетов западного производства.
Говоря о сегменте легких вертолетов, гендиректор "ЮТэйр" напомнил, что компания рассчитывала купить большое количество Ми-34, "но по названным причинам проект не состоялся". Российский рынок до недавнего времени не нуждался в пополнении, так как на него давили доставшиеся авиакомпаниям почти бесплатно Ми-8Т. "Я помню время в начале 1990-х годов, когда Ми-8 массой 12 т на 20 мест стоил 300 долларов за летный час, поэтому рынок был развращен", - сказал А.Мартиросов. Однако он обратил внимание, что сегодня в России ситуация резко изменилась, кроме того, с рынка ушел вертолет Ми-2, поэтому наблюдается массированный приток на рынок вертолетов зарубежного производства.
О применении импортируемых авиадвигателей
Ю.Слюсарь отметил, что Российская Федерация предпринимает большие усилия по импортозамещению по вертолетным двигателям. В 2013 году полностью отечественных комплектующих собран двигатель ВК-2500. УМПО будет производить практически 50% этого двигателя, финальная сборка - на новом заводе под Санкт-Петербургом. Задача "Объединенной двигателестроительной корпорации" - выйти в конце 2015 или в 2016 году на серийность порядка 350 двигателей, полностью произведенных в России. При этом "Вертолетов России" оценивается в районе 500-550 двигателей в год.
Комментируя ситуацию с силовой установкой для Ми-38, Ю.Слюсарь констатировал, что "мы столкнулись с проблемой по Ми-38, так как нам пришлось практически приостановить программу работ с Pratt&Whitney Canada, чем и объясняется задержка сертификации более чем на два года, так как первоначально Ми-38 проектировался под иностранный двигатель. Сейчас мы сделали двигатель ТВ7-117В на ОАО "Климов", он установлен на опытных вертолетах Ми-38. Полгода назад начались летные испытания Ми-38 с ТВ7-117В. Сейчас есть сложности с редуктором, но сам двигатель уже есть".
Что касается двигателей для вертолетов меньшего типоразмера, то из-за прекращения выпуска Воронежским машиностроительным заводом поршневых двигателей свернута, и программа Ми-34. В то же время Ю.Слюсарь подчеркнул, что потребность в двигателях такой размерности сохраняется. "Конечно, новый двигатель в этом классе проектировать обязательно нужно, такие проекты у нас есть, и в программе они прописаны, - отметил он. - Однако, вряд ли это надо делать самим полностью. Навряд ли в новых сегодняшних условиях имеет смысл начинать такие проекты, не с точки зрения финансовой, а с точки зрения кооперации усилий".
Совместная работа с АО "Мотор Сич"
Ю.Слюсарь подчеркнул, что у России большое количество различных планов совместно с "Мотор Сич", связанных как с разработкой новых двигателей, так и с серийным выпуском, с поддержкой эксплуатации. "Мы очень надеемся на реализацию существующих планов", - отметил замминистра, дополнив, что "если события на Украине нас разделят, то ни украинские, ни российские предприятия от этого не выиграют".
Вертолетный кластер в Батайске
В рамках Санкт-Петербургского экономического форума планируется подписание меморандума, в котором будет представлена дорожная карта реализации проекта создания вертолетного кластера на территории города Батайска. Изначально проект предусматривал перенос производства боевых вертолетов из центра Ростова-на-Дону в город-спутник Батайск, сейчас же проект стал более масштабным. Это связано с тем, что на территории нескольких воинских частей, которые располагались на окраине Батайска, предлагается создать промышленный центр, основой которого будет являться производство вертолетов. Помимо площадки для окончательной сборки боевых вертолетов, Батайск рассматривается в качестве перспективной производственной площадки для ПСВ. Там в чистом поле по новым технологиям построят новый завод. Так как на Юге России имеется относительно немного АРЗ, то планируется на батайскую промплощадку "посадить" и ремонтное предприятие. Сейчас очень востребованы услуги по обучению летчиков гражданских и военных, поэтому планируется создание там же и авиационного учебного центра. Применение композиционных материалов в конструкции вертолетов растет, поэтому также рассматривается создание современного композиционного производства. Сейчас на "Роствертоле" работает порядка 10 тысяч человек, а на новой площадке по перечисленным направлениям теоретически сможет работать порядка 20 тысяч человек.
О влиянии санкций Запада
Ю.Слюсарь также ответил на вопрос относительно влияния внешнеполитической обстановки на реализацию совместных проектов с западными партнерами. Он напомнил, что в результате политического давления большое количество руководителей зарубежных компаний не поедет на экономический форум в Санкт-Петербург. Однако на рабочем уровне негатива российская сторона не ощущает. "Те проекты, которые мы начали с французами и итальянцами, настолько для них масштабны и интересны, перспективны, что отказываться от них даже по политическим причинам наши партнеры не могут. Таким образом, объявленные против России санкции не сказались пока на крупных совместных авиастроительных проектах", - констатировал замминистра....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"