Огонек
26 мая 2014, 09:05
Полет нормальный?
Наступает время летних отпусков. И для авиапассажиров увеличивается опасность встречи на борту с пьяными дебоширами. Сотрудники "Аэрофлота" прилагают все усилия, чтобы полеты были безопасным и комфортными
Каждый год на рейсах "Аэрофлота" происходят 400-450 инцидентов с участием дебоширов - это данные Службы авиационной безопасности компании. То есть по одному-два ЧП в день. В "Аэрофлоте" не оставляют безнаказанным ни один случай нарушения правил поведения на борту. Если инцидент закачивается без серьезных последствий или вынужденной посадки, у дебошира аннулируют обратный билет. Но бывают случаи и более серьезные, когда экипаж вынужден посадить самолет в ближайшем аэропорту. Виновнику лишняя посадка обходится до 700 тысяч рублей.
Не пей в полете
Азат Зарипов, директор департамента Управления авиационной безопасности "Аэрофлота", говорит, что чаще всего пьяные скандалы случаются на дальних рейсах, когда полет длится 8, 10, а то и 13 часов. Это может быть Куба, Гоа, Таиланд, где любят отдыхать наши соотечественники. "Аэрофлот" - компания премиум-класса, это значит, что перевозит она в основном вполне добропорядочных граждан. Но, к сожалению, иногда они начинают праздновать отпуск задолго до прибытия к месту назначения.
- У нас нет какого-то особого психологического портрета авиадебошира,- говорит Азат Гумерович.- Как правило, это обычные пассажиры, но выпив, они вытворяют такое, чего никогда себе не позволили бы в трезвом состоянии.
Все пьяные инциденты похожи друг на друга. Человек "набирается" перед посадкой в самолет. Или выпивает уже в полете. Но на высоте воздействие алкоголя усиливается. Атмосферное давление ниже, пищеварительная система работает иначе, чем на земле, и за полчаса может наступить алкогольное отравление. Пьяный попросту теряет рассудок. Потом, бывает, раскаивается, но поздно.
Вообще, выпивать на борту можно лишь напитки, предложенные бортпроводниками. Зачастую пассажиры употребляют крепкие напитки, купленные в duty free. Выпившему очень хочется покурить, что законодательно категорически запрещено. К закурившему подходит бортпроводник, делает ему замечание. А вот этого наши люди очень не любят. Часто именно так начинаются потасовки на борту. Бывает, достается от хулигана и пассажирам, которые пытаются защитить стюардессу.
Сколько ему надо дать?
Пьяный дебош на высоте опасен. Самолет - не автобус, который можно остановить в любом месте. И не вагон поезда, в котором можно дернуть стоп-кран. Возникшая на борту свалка гораздо опасней, могут быть повреждены кресла, внутренняя обшивка, иллюминаторы, а то и разгерметизируется салон. Нередко пьяные ломятся в кабину пилотов - "дай порулить". Поэтому дебош на борту - это не мелкое хулиганство, а реальная угроза безопасности полета.
В прошлом году Минтранс РФ пытался начать борьбу с авиадебоширами. Были подготовлены поправки в Воздушный кодекс, согласно которым купленный в магазинах аэропортов алкоголь выдавался бы пассажирам только после посадки.
Дебоши на борту устраивают не только россияне. Граждане других стран тоже буянят. Но их наказывают за это гораздо строже, чем у нас. Еще в 2001 году Международная организация гражданской авиации (ICAO) приняла резолюцию, в которой содержались рекомендации странам - участницам организации для включения перечня конкретных правонарушений в национальное законодательство. Сделано это было для того, чтобы нарушитель не мог уйти от ответственности, где бы ни приземлился самолет. ICAO призывала законодателей принять самые решительные меры в борьбе с дебоширами.
И это правило действует. 30 ноября прошлого года пьяный пассажир Усанов, летевший рейсом "Аэрофлота" в США, избил старшего бортпроводника. По приземлении его сдали американским властям, дебошир получил четыре месяца тюрьмы и штраф в 5 тысяч долларов. Вернули его в Россию в апреле.
Кроме того, он три года будет находиться под специальным надзором полиции (но уже российской).
Американское законодательство весьма сурово к авиадебоширам. Штраф от 10 тысяч долларов налагается за угрозы, шантаж членов экипажа на борту во время полета, за беспокойное поведение в результате алкогольного опьянения, за невыполнение указаний члена экипажа по обеспечению безопасности полета (например, курение, отказ пристегнуть ремни безопасности и т.п.). А за попытку вмешательства в работу экипажа нарушителю грозит тюремный срок до 20 лет.
Дебошир, попавший в "черный список" компании KLM, на 5 лет лишается права летать ее рейсами. Пассажир, хотя бы раз затеявший дебош на рейсе British Airways, больше никогда не попадет на ее борт. Штраф за нарушение правил безопасности полета на борту японских авиакомпаний составит 4800 долларов. Во многих странах Европы нападение на членов экипажа карается тюремным заключением сроком до 20 лет.
У нас до сих пор снисходительно относятся к авиадебоширам: буйство на борту квалифицируется как мелкое хулиганство. По нашему Административному кодексу, за это полагается административный штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на 15 суток. Если инцидент связан с неповиновением представителям власти - штраф от 2 до 5 тысяч рублей. По другим статьям, например, за распитие спиртных напитков в запрещенных местах - штраф от 1 до 2 тысяч рублей или 15 суток ареста. Самое "суровое" наказание предусмотрено в статье 11.17 "Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте": от 2 до 5 тысяч рублей или арест на те же 15 суток.
В "Аэрофлоте" считают, что столь мягкое отношение к авиадебоширам является одной из причин постоянно увеличивающегося количества правонарушений на воздушных судах.
11 мая этого года председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов заявил, что, наконец, начата подготовка законопроекта, предусматривающего уголовную ответственность за дебош на воздушном транспорте. В случае одобрения законопроекта такое деяние будет наказываться штрафом в размере от 300 до 500 тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от 1 до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Бди!
Весь персонал "Аэрофлота", в том числе и работники наземного обслуживания пассажиров, обучен мерам противодействия нарушителям порядка. Уже у стойки регистрации на рейс сотрудники внимательно присматриваются к людям, ведущим себя неадекватно. Следующий этап - проход на посадку. Здесь тоже контролируют поведение пассажиров. Наконец, при входе на борт стюардессы не только приветствуют путешественников, но и готовы задержать неадекватного гражданина. Так, например, в Санкт-Петербурге не пустили на борт пьяного помощника депутата Госдумы Исаева - эта история получила широкую огласку в СМИ.
Под наблюдение попадают не только пьяные, но и наркоманы. Хотя отличить такого сложнее, запаха алкоголя нет, идти может прямо, не шатаясь. Но бортпроводники обучены различать наркоманов по другим признакам, например по сильно расширенным зрачкам. Наркоман в полете так же опасен, как и пьяный.
По словам Азата Зарипова, директора департамента Управления авиационной безопасности "Аэрофлота", уже на земле удается остановить 60-70 процентов потенциальных нарушителей (от общего числа инцидентов): "Если состояние пассажира угрожает безопасности его самого или других лиц, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства, принимается решение об отказе пассажиру в перевозке".
А во время полета командир воздушного судна имеет право "применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна". Командир может высадить дебошира по прибытии в аэропорт, а если есть признаки преступления, то передать такого нарушителя правоохранительным органам. Именно командир имеет право отобрать у нарушителя алкоголь во время полета. И если потребуется - пойти на вынужденную посадку на ближайшем аэродроме.
Словом, у командира воздушного судна есть все права, чтобы обеспечить порядок и безопасность пассажиров во время полета. Единственное, чего у него нет, это спецсредств воздействия на дебоширов - ни электрошокера, ни наручников, ни тем более оружия.
К слову, в 70-х и 80-х годах экипажи наших самолетов брали в полет табельное оружие. Тогда надо было бороться с участившимися случаями угонов самолетов. Но со временем проблема перестала быть актуальной, и оружие запретили.
Сейчас на самолетах ряда стран (в том числе США, Германии, Италии) летают так называемые воздушные маршалы. С виду они ничем не отличаются от обычных пассажиров. Если возникнет опасность террористического захвата воздушного судна - эти маршалы обязаны вмешаться. Для этого у них есть и спецсредства, и оружие. Как правило, это специально обученные борьбе с террористами полицейские. Но в инциденты с дебоширами они не вмешиваются.
Иногда бывает, что хулиган никак не угомонится, его приходится связывать. На этот случай на борту имеются специальные легко застегивающиеся ремни, наподобие ремней безопасности на креслах.
Главное - спокойствие
И в заключение несколько советов от компании "Аэрофлот" на тот случай, если на вашем рейсе окажется пьяный нарушитель порядка.
Азат Зарипов говорит категорически: "Ни в коем случае не пытайтесь его самостоятельно утихомирить. Если вы видите, что человек не реагирует на замечания, если он озлоблен, лезет в драку, наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие, не отвечайте на его оскорбления, выкрики и угрозы".
Если с вами летит ребенок, постарайтесь его тоже успокоить, прикрыть от возможных случайных толчков или ударов.
Дело в том, что в салоне самолета тесно, негде развернуться, и попытка пассажиров своими силами справиться с нарушителем нередко приводит к неуправляемой свалке в салоне. Это опасно! К тому же могут пострадать ни в чем не повинные люди.
Любые меры по пресечению нарушений на борту могут приниматься только по просьбе командира. Есть международная конвенция "О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов", принятая в Токио 14 сентября 1963 года: "Командир воздушного судна может требовать или разрешать помощь других членов экипажа и может просить или разрешать, но не требовать помощи пассажиров для применения ограничительных мер к любому лицу, к которому он имеет право применить такие меры".
Это общее правило. Но бывают и исключения, когда ждать особого распоряжения нельзя, если под реальной угрозой оказывается жизнь людей и безопасность полета. Если вы в себе уверены, если вы специально обучены приемам борьбы без оружия, если можете одним движением скрутить дебошира - Бог вам в помощь. Та же конвенция гласит: "Любой член экипажа или пассажир может также принять разумные превентивные меры без такого решения, если он имеет достаточные основания полагать, что такие меры необходимо принять немедленно для обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества".
Так что когда экипаж воздушного судна желает нам приятного полета, он прежде всего надеется, что путешествие обойдется без происшествий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Огонек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали