АвиаПорт.Ru
26 мая 2014, 10:15
Восстановиться, функционировать, развиваться
Власти Чеченской республики строят большие планы по развитию собственной авиакомпании и аэропорта города Грозный
Быстрая реабилитация
Сейчас в Грозном в полном объеме функционируют все службы аэропорта "Северный" под управлением ФГУП "Вайнахавиа". Аэродром способен принимать все самые распространенные типы ближне- и среднемагистральных воздушных судов, технические службы аэропорта могут осуществлять линейное обслуживание самолетов отечественного производства. Налажена работа жизнеобеспечивающих наземных служб. Оборудован пункт пропуска через государственную границу, способный обслуживать до 150 пассажиров в час с возможностью наращивания мощности до 250 пассажиров в час. Помимо этого, есть все необходимые дополнительные сервисы: работает служба кейтеринга, открыты гостиница и ресторан, есть парковка. Руководство аэропорта все время напоминает, что после известных событий прошлых лет, так называемых "чеченских кампаний", работа аэропорта была нарушена, инфраструктура разрушена почти полностью, повреждены воздушные суда. Все, что пассажиры видят сегодня, было восстановлено и введено в эксплуатацию в максимально сжатые сроки.
Возрожденный аэропорт работает с 2007 года, сталкиваясь при этом с теми же проблемами, что и другие воздушные гавани с малой интенсивностью полетов: чтобы привлекать новых клиентов, нужно реализовывать масштабные инвестиционные проекты. Чтобы начинать модернизацию, нужны средства. Чтобы получить их своими силами, нужно увеличивать количество выполняемых операций взлета-посадки, а значит привлекать новых клиентов. Получается замкнутый круг. Сейчас руководство "Вайнахавиа" рассчитывает на государственную поддержку, чтобы приступить к реконструкции аэродромной инфраструктуры - нужно удлинять и расширять полосу, строить перроны, чтобы иметь возможность привлекать новых перевозчиков и зарабатывать.
Реконструкция разрушенного аэропорта проводилась совместными усилиями республиканского и федерального правительств, а также самого ФГУП "Вайнахавиа", рассказывает генеральный директор предприятия Султан Гамбулатов. Замена светосигнального оборудования и установка метеорологического, а также частично реконструкция аэровокзала были проведены за счет заемных средств, привлеченных самим ФГУПом. На эти цели потребовалось более 200 млн рублей. На развитие терминала деньги выделял и республиканский бюджет.
Чтобы выйти на самоокупаемость, аэропорту необходимо ежедневно обслуживать 15-18 взлетно-посадочных операций, подсчитал С.Гамбулатов. В настоящее время, по его словам, аэропорт принимает в среднем 2,5 рейса в сутки. "Как содержать аэропорт на эти средства - тяжелый вопрос", - рассуждает С.Гамбулатов.
Развитие по всем направлениям
Развитие планируется в нескольких направлениях. Во-первых, большой интерес для республиканской авиации представляют перспективы расширения международной маршрутной сети. Во-вторых, "Вайнахавиа" ждет у себя перевозчиков, которые готовы выполнять рейсы внутри России по направлениям, отличным от московского - здесь "Грозный-авиа" пока справляется своими силами. В-третьих, существуют проекты по развитию местной авиации и туристических сервисов. Помимо этого, как аэропорт, так и авиакомпания рассчитывают значительно увеличить количество клиентов за счет жителей сопредельных регионов.
Сейчас из аэропорта "Северный" можно улететь в Турцию, Алма-Ату, Астану, Актау. "С каждым днем мы расширяем географию полетов", - констатирует С.Гамбулатов. В ближайшее время планируется открыть прямое авиасообщение между Грозным и Бишкеком. Кроме того, если аэропорт и авиакомпания продолжат развитие, то не за горами открытие сообщения с европейскими странами, в частности, Францией и Германией.
Довольно сложно для аэропорта стоит вопрос с привлечением новых перевозчиков. С одной стороны, желающих выполнять рейсы между Грозным и Москвой достаточно много. С другой стороны, региональные власти склоняются скорее к тому, что это направление, как самое выгодно, следует оставить за местной авиакомпанией, в качестве меры поддержки перевозчика. Хотя рейсы на этом направлении уже больше двух лет выполняет также авиакомпания "Руслайн". "Мы монополии не создали, всех приветствуем, но все хотят именно на московский маршрут", - говорят в грозненском аэропорту. Вместе с тем, это направление не единственное, которое могло бы быть востребовано пассажирами, считают в "Вайнахавиа". Летали бы, например, также в Екатеринбург и Санкт-Петербург. Но маршруты надо раскатывать, а собственных сил базовой авиакомпании на это не хватит. С точки зрения грозненских специалистов, есть перспектива и у рейсов в Сибирь. "Многие авиакомпании сегодня зондируют почву, эти вопросы в ближайшее время будут решены", - выразил надежду С.Гамбулатов.
Министерство транспорта и связи республики отмечает, что аэропорту Грозного пошло бы на пользу участие в программе субсидирования региональных авиаперевозок. Речь может идти как о субсидировании рейсов базового перевозчика, так и о начале сотрудничества с другими компаниями-участниками федеральной программы. В прошлом году, например, в рамках этой программы в Грозный летал Pilatus из Минеральных Вод. Как вариант рассматривается приобретение собственных самолетов для "Грозный-Авиа". Чтобы компания могла участвовать в федеральной программе, ей необходимы три-четыре самолета L-410. "Даже если мы не сможем на первом этапе купить самолеты или арендовать их для нашей авиакомпании, мы готовы принять у себя другого перевозчика", - говорит директор "Вайнахавиа". Интересны также региональные рейсы, которые соединили бы Грозный с другими городами юга России, например, Астраханью.
Помимо прочего, увеличивать пассажиропоток аэропорта и базовой авиакомпании планируется, привлекая в "Северный" жителей соседних регионов, рассказывает заместитель министра транспорта и связи Чеченской республики Зелимхан Абдурахманов. По словам руководства, аэропорт Грозного выгодно отличается от соседей своей всепогодностью - мол, за четыре года он ни разу не закрывался по погодным условиям и с некоторой периодичностью принимает рейсы, которые не смогли сесть в Беслане, Махачкале, или Нальчике. Кроме того, эти аэропорты закрываются на ночь, а "Северный" работает круглосуточно. В республиканском Минтрансе говорят, что собрать в Грозном пассажиров из соседних регионов - одна из очень важных задач, стоящих перед авиационными властями Чечни. Однако никто не отрицает, что у соседних аэропортов есть свои плюсы - там уже сегодня зачастую работает несколько перевозчиков, что провоцирует большую конкуренцию, и, как следствие, снижение стоимости авиабилетов. Но при этом, аэропорт "Северный" считается у местных пассажиров более удобным, поэтому рейсы "Грозный-Авиа" из Грозного улетают с высокой загрузкой, тогда как на рейсы их соседних аэропортов такого спроса нет, утверждают местные специалисты.
Более отдаленные планы - развитие вертолетного сообщения внутри республики. Такие перспективы рассматриваются, но спроса на них пока нет. Руководство республики рассчитывает, что вертолеты будут использоваться с туристическими целями, и, соответственно, понадобятся по мере развития туристической инфраструктуры региона.
Быстрее, шире, длиннее
Чтобы не тормозить развития, аэропорту "Северный" необходимо уже сейчас совершенствовать аэродромную инфраструктуру и парк спецтехники, говорят в "Вайнахавиа". Планируется расширение ВПП и удлинение её до 3200 метров вместо имеющихся 2600 м. Также необходимо закончить восстановление перрона, второго курса посадки и здания спасателей. Этот комплекс мероприятий называется "вторым этапом" реконструкции аэродромной наземной инфраструктуры аэропорта "Северный". По словам С.Гамбулатова соответствующая проектно-сметная документация полностью готова, прошла экспертизу и получила положительное заключение надзорных ведомств. На эти цели в федеральном бюджете изначально было заложено 6,4 млрд рублей, но из года в год сроки начала финансирования переносились. "У нас есть уверенность, что в этом году нам выделят часть средств для начала работ", - говорят представители аэропорта. Обещают, что если финансирование начнется прямо сегодня, в течение года-полутора работа будет закончена.
Первым делом - самолеты
Одновременно с модернизацией аэропорта готовится развиваться и базовый перевозчик - авиакомпания "Грозный-Авиа", которая сейчас работает также под брендом NKair. Среди планов компании - создание совместного предприятия с турецкой Pegasus, пополнение парка воздушных судов, освоение на правах второго базового аэропорта крымского Симферополя.
Сейчас "Грозный-Авиа" эксплуатирует самолеты Як-42, часть из которых находится в собственности, часть - в лизинге, часть - в аренде. Осознавая необходимость обновления и пополнения флота, компания намерена взять в лизинг два самолета Airbus A319 в возрасте 6-7 лет. Планируется, что сделка будет профинансирована "Сбербанк-Лизингом", но, для начала, как говорят в министерстве транспорта и связи республики, необходимо определиться с конкретными самолетами, а после будет выбрана схема финансирования. Эти планы не включены в программу развития транспортной системы Чечни и отдельно обсуждались между республиканским и федеральным правительством. Местные власти не отрицают, что при покупке самолетов помощь бюджетов разных уровней также не будет лишней. Вместе с тем, министр транспорта республики Рамзан Черхигов не исключил, что перевозчик в дальнейшем приобретет ещё два самолета Airbus A320.
Первоначально парк "Грозный-Авиа" планировалось пополнять за счет самолетов Ан-148, позже планы были пересмотрены в пользу отечественной новинки SSJ-100. Но ни тот, ни другой не удостоились чести базироваться в "Северном". С экономической точки зрения они не выгодны, констатируют представители перевозчика и республиканского Минтранса. "В первую очередь мы вынуждены смотреть на экономику. Если с финансовой точки зрения нас какой-то проект не устраивает, мы вынуждены отказываться от него", - говорят местные специалисты.
Подружиться с соседями
"Грозный-Авиа" рассматривает варианты сотрудничества с перевозчиком Pegasus. Делегация турецкой авиакомпании недавно посетила Чечню, где были проведены предварительные переговоры по возможности создания совместного предприятия. Чтобы турки могли работать в России, они могут на 49% войти в уставной капитал "Грозный-Авиа". Текущее взаимодействие сторон руководство "Грозный-Авиа" охарактеризовало следующим образом: "Ведется плотная переписка". Если планам по созданию СП суждено реализоваться, турецкий перевозчик, скорее всего, поставит под флаг чеченской компании три самолета Boeing 737-800.
Помимо сложностей, сопряженных с получением новых машин, компании предстоит проделать масштабную работу по их освоению. Сейчас планируется создание на базе аэропорта линейной станции технического обслуживания. Помимо этого, необходимо будет переучивать технический и летный состав. В компании говорят, что готовы также привлекать новый персонал. Большие надежды руководство "Грозный-Авиа" возлагает на новый закон, позволяющий принимать на работу иностранных пилотов.
Что касается будущего Як-42, прощаться с ними пока не планируют - самолеты намерены эксплуатировать так долго, как они будут нужны, ресурса пока достаточно. Помимо этого, не исключается вариант конвертации их в грузовые, если в том возникнет потребность у самой авиакомпании или кто-то выразит желание их приобрести. "Грозный-Авиа" готова вложить в переоборудование собственные средства.
"Грозный-Авиа" строит новый дом
Большие надежды перевозчик связывает с развитием в новом базовом аэропорту - крымском Симферополе. Сегодня полеты между Чечней и Крымом выполняются с частотой три раза в неделю. Базируясь в аэропорту Симферополя, перевозчик планирует выполнять полеты в Белгород, Краснодар, Ставрополь, Курск, Казань, Минеральные Воды и так далее. Решение о базировании в аэропорту Крыма было принято в конце апреля текущего года, к настоящему времени компания уже получила субсидии для полетов в Ростов-на-Дону.
"Тенденция увеличения пассажиропотока уже есть. Например, если на Ростов первым рейсом мы перевезли пять пассажиров, вторым - уже 90", - рассказывает генеральный директор "Грозный-Авиа" Зелимхан Ветерханов. По его словам, задачи сразу получить прибыль с этих рейсов перед перевозчиком не стоит, но и оставаться в убытке авиакомпания не планирует. Финансирование из федерального бюджета, как и в случае с региональными перевозками, необходимо для раскатки маршрутов, которые своими силами не освоить. Сам же факт базирования в Симферополе подразумевает, что там будет находиться и летная эскадрилья, и техническая служба авиакомпании. Планируется также создание там станции линейного техобслуживания.
ПОЭЗ и ныне там
Одним из крупнейших проектов, который призван был стимулировать развитие как аэропорта, так и перевозчика, остается создание в "Северном" особой экономической зоны портового типа. Соответствующая документация была подготовлена ещё два года назад. Тогда же проект был согласован с министерствами транспорта и регионального развития. Однако на уровне федерального министерства финансов инициатива была приостановлена - ведомство сформулировало большое количество замечаний к документам, которые в последствии были устранены. Однако представители власти Чеченской республики не теряют надежды на реализацию планов. Это, в числе прочего, помогло бы привлечь частные инвестиции.
С учетом динамики развитии региона, инвесторы Чечне, в том числе, в части развития авиации, сейчас необходимы. И как отдельные предприятия, так и регион в целом намерены заставить вкладываемые средства работать максимально эффективно....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться