О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Авиадартс-2014": мирный конкурс, международные планы

Международный конкурс по воздушной выручке летных экипажей авиации "Авиадартс-2014" и его Всероссийский этап с участием самолетов и вертолетов Военно-воздушных сил РФ официальной открылся 21 мая на базе Военно-воздушной академии в Воронеже

Международный конкурс по воздушной выручке летных экипажей авиации "Авиадартс-2014" и его Всероссийский этап с участием самолетов и вертолетов Военно-воздушных сил РФ официальной открылся 21 мая на базе Военно-воздушной академии в Воронеже. Этап продлится до 26 мая.

Международный конкурс по воздушной выручке летных экипажей авиации "Авиадартс-2014" и его Всероссийский этап с участием самолетов и вертолетов Военно-воздушных сил РФ официальной открылся 21 мая на базе Военно-воздушной академии в Воронеже. Этап продлится до 26 мая. Соревнования прошли под руководством главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-лейтенанта Виктора Бондарева.

Корреспондент РИА Новости провел несколько дней в компании лучших летчиков страны, главнокомандующего ВВС РФ и министра обороны и проследил за тем, как выбирали главных авиационных асов России, которым предстоит защищать честь страны на международном этапе соревнований в июле.

Многодневная гонка авиаторов

Впервые такой конкурс проводился летом 2013 года в Липецке с участием лучших летчиков Вооруженных сил РФ. В этом году асы соревнуются на базе Липецкого авиацентра, где базировалась истребительная авиация, аэродрома "Балтимор" в Воронеже, где из-за реконструкции взлетно-посадочной полосы может базироваться только армейская авиация, потому что вертолеты не требуют разгона перед взлетом, и полигона "Погоново" в Воронежской области, где происходило основное действо. Военно-транспортная авиация базировалась на аэродроме в Рязанской области, куда журналисты, к сожалению не попали, но это не помешало им проследить за точностью отработки авиагигантами своих миссий на конкурсе.

Накануне открытия Всероссийского этапа соревнований, МИД Украины переполошился от сообщений ряда СМИ о подготовке "масштабных учений" ВВС РФ "Авиадартс" в недалеких от их границы районах в период перед выборами президента страны и призвал Россию отменить "Авиадартс", считая, что это способствует эскалации обстановки.

Главком ВВС РФ поспешил ответить соседям, что "они лезут не в свое дело", прося о подобном, и популярно пояснил, что же такое конкурс "Авиадартс" и для чего он нужен.

Воздушная выучка, которую призваны продемонстрировать на соревнованиях, - это комплекс навыков летчиков ВВС по ведению боевых действий в различной обстановке и уровень его профессиональной подготовке. Это своего рода показательные выступления летчиков с боевой стрельбой по мишеням.

К слову, о времени проведения одного из этапов "Авиадартса-2014" стало известно задолго до озвучивания планов о проведении досрочных выборов президента Украины. А цель этого конкурса Ц не испугать соседей, а развить системы боевой подготовки летчиков, состязательность и популяризация военной службы, чем активно занимается министр обороны Сергей Шойгу.

Летчики соревнуются в точности стрельбы неуправляемыми авиационными ракетами, а также в стрельбе из авиационных пушек по наземным целям, мастерски преодолевают систему ПВО, представленную новейшими ЗРПК "Панцирь-С1".

"Авиадартс" - не просто соревнования, это марафон - уже за несколько месяцев до Всероссийского этапа международного конкурса летчики всех военных округов, видов и родов авиации начали подготовку и отборы участников, которые представят их на общероссийском отборе. В финальный этап соревнований ВВС РФ вышел 71 экипаж истребительной, штурмовой, бомбардировочной, дальней, военно-транспортной и армейской авиации.

Как сообщал официальный представитель ВВС РФ полковник Игорь Климов, российская военная авиация будет представлена самолетами штурмовиками Су-25СМ, Су-25, истребителями МиГ-29СМТ, МиГ-29, Су-27СМ, Су-27, Су-24, Су-34, транспортниками Ил-76МД, ракетоносцами Ту-22М3 и вертолетами Ка-52, Ми-24,Ми-28Н, Ми-8МТ, Ми-8МТВ5.

Но прежде, чем сесть за штурвалы крылатых и винтокрылых машин мастера авиационного дела должны были сдать нормативы по теоретической и физподготовке.

Активная фаза Всероссийского отбора началась 24 мая на полигоне "Погоново" в Воронежской области - гостям, судьям и главному арбитру - министру бороны РФ Сергею Шойгу в этот день предстояло оценить технику пилотирования, мастерство воздушной навигации, элементов воздушной разведки и спецпрограмму "Авиамикс" в исполнении наиболее подготовленных экипажей всех родов авиации.

"Коктейль" для министра

Идея "Авиадартса" принадлежит министру обороны Сергею Шойгу. Именно он был инициатором и вдохновителем первого конкурса военно-воздушного мастерства, который прошел в июне 2013 года. Имевшие успех соревнования прошли еще до более раскрученного в СМИ "танкового биатлона", также придуманного министром. Решено было сделать "Авиадартс" ежегодным.

В день открытия "Авиадартса-2014" 21 мая главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев рассказал журналистам, что идейный вдохновитель конкурса может приехать на активную фазу соревнований и для него подготовлена специальная программа, представляющая всю линейку боевых самолетов и вертолетов ВВС РФ.

Программа, демонстрирующая всю красоту и боевую мощь отечественной военной авиации, получила название "Авиамикс". Как пояснили корреспонденту РИА Новости представители ВВС, участники "выполняют полеты по линии заданного пути с оценкой точности полета, выход на цель в заданное время, фигуры пилотажа одиночного и в составе пары и прохождения "Авиационного слалома".

Сергей Шойгу прибыл на полигон в вертолете, в сопровождении практически всех своих заместителей, главкома ВВС, а также командующих родов войск, непосредственно связанных и взаимодействующих с авиацией - это Воздушно-десантные войска и войска Воздушно-космической обороны.

Пока порядка 500 гостей мероприятия, не пугаясь жары более, чем в 30 градусов, наслаждались авиамастерством и шашлыками на полигоне, к трибунам подлетал "кортеж" из трех вертолетов. Примерно в 14:00 винтокрылый транспорт министра приземлился в облаке пыли на площадку прямо перед трибунами. Комментатор объявил прибытие высокопоставленного гостя, а зрители приветствовали его аплодисментами.

Почти полуторачасовой авиационный "коктейль", подаренный Шойгу, начался с пролета трех штурмовиков Су-25 с цветными дымами - летчики прошли авиационный слалом. За ними на дистанцию вышел истребитель поколения 4++ Су-35С, скрутивший "Петлю Нестерова", вираж "в предельном подтягивании" на полном форсаже, перевернутый полет, боевой разворот "Ухо", две горизонтальные "Бочки" и косую петлю.

"Это тот, у которого еще маленькие крылья?", - интересуется один из гостей. "Нет - это л4++" - почти пятое поколение", - отвечает его спутник.

Су-35 на минимальной скорости в 250 км/ч стреляет неуправляемыми авиационными ракетами С-13 калибра 122 мм - прямое попадание. Зрители, увидев дым от пораженной мишени на горизонте, ликуют.

На очереди четверка истребителей Су-27 пилотажной группы "Соколы России" Липецкого авиацентра. "Соколы" не так раскручены, как их коллеги из групп высшего пилотажа "Русские Витязи" и "Стрижи", но часто участвуют в российских и международных показательных выступлениях и срывают овации. "Сушки" исполняют групповую "бочку", "горки".

"Летают красиво", - комментируют зрители, а "Соколы" начинают розыгрыш дуэльной ситуации на встречном курсе. Такие маневры не только помогают отработать элементы пилотажа, но и тренируют летчиков с психологической точки зрения.

Под палящим солнцем зрители начинают доставать зонтики, чтобы создать какую-то тень Ц особенно трогательно выглядит юноша, бережно прикрывающий свою спутницу черным зонтом.

К групповому бомбометанию приступают тактические истребители-бомбардировщики Су-34, используя 16 осколочных авиабомб - цели поражены.

Впервые в конкурсе участвует сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М3 Дальней авиации ВВС РФ Ц 14 авиабомбами он осуществляет прямое попадание по параллельным целям.

В небе над "Погоново" появляются фронтовые бомбардировщики Су-24М, за ними воздушный бой разыгрывает пара легких многоцелевых МиГ-29.

Любители авиации чем-то напоминают зрителей футбольного матча - им всегда лучше известно, как самолетам выполнять элементы. Пара знатоков увлеченно обсуждает азимуты и показывают друг другу, как и почему истребителям лучше лететь.

МиГи летят очень близко параллельно друг к другу - один в обычном положении, другой - вниз головой, в один момент машины разворачиваются, еда не задевая друг друга, но все хорошо - смотрится эффектно, зрители с восторгом взвизгивают, хлопают, кричат "Молодцы!".

Медленно и плавно над полигоном движется тяжелы военно-транспортный самолет Ил-76. Сразу чувствуется разница с истребителями, кажется, будто транспортник продирается сквозь небесную гладь. В заданный момент основной самолет российских ВДВ начинает выполнять десантирование груза - из грузового отсека появляются парашюты, а за ними и платформа, имитирующая боевую машину.

За ним уже летит первый в мире серийный сверхманевренный истребитель Су-30СМ, исполняя "Петлю Нестерова" с поворотом на 90 градусов и восходящую "Катушку".

На очереди армейская авиация. Единственная в России пилотажная группа на вертолетах - "Беркуты" представлена на "Авиамиксе" четверкой "Ночных охотников" Ми-28Н. Группа из города Торжок Тверской области демонстрирует эффектный роспуск.

"Ээээ, винты - винты", - волнуется публика.

А перед зрителями уже появляется гигант Ми-26, его участие особенно должно порадовать министра обороны, много лет руководившего МЧС, - этот вертолет выполняет забор и сброс воды и применяется для тушения пожаров с воздуха.

Над полигоном пролетают воздушные "рептилии" - вертолеты Ми-24 "Крокодил", а затем Ка-52 по кличке "Аллигатор" - они выполняют залпы противотанковых управляемых ракет. "Вот это мощь", - слышится из толпы, когда "Аллигатор" выполняет "Горку" хвостом вперед.

Самый долгожданный участник спецпрограммы в рамках "Авиадартса" - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50. Этих истребителей пятого поколения пока всего шесть, один уже проходит госиспытания полигоне ГЛИЦ ВВС в Ахтубинске Астраханской области, скоро к нему присоединится второй. Главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев уверяет, что на вооружение запущенный в серию Т-50 поступит в 2016 году. Некоторые зрители не знаю, что Т-50 Ц это перспективный боевой самолет, и по аналогии с Т-34 и Т-90 воспринимают это название как танк.

Замыкают линейку самолетов - легкие учебно-боевые Л-39, закупленные некогда в Чехии, выполняют "Авиационный слалом", которые начиналось представление в исполнении Су-25. И напоследок под бурные аплодисменты снова "машет зрителям крылом" Т-50.

Гордость за летчиков

Пожалуй, больше всех за результаты переживает главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев - это его летчики, ему за них отвечать. Генерал остался доволен, в особенности положительным впечатлением от представленной программы министра обороны.

"Самое приятное, что товарищ министр оценил качество техники пилотирования и боевого применения. Если министр сказал "спасибо", значит впечатление хорошее", - сказал он журналистам.

"Я горжусь своими летчиками", - добавил главком: "Больше всего удивила армейская авиация - хорошо стреляли".

Сам Шойгу из-за насыщенного графика уделить внимание прессе не смог, но улетал с полигона с улыбкой на лице, несмотря на то, что несколько часов на жаре следил за воздушными асами, а потом с гордостью вручал лейтенантские погоны 17-ти ефрейторам первого набора научной роты ВВС, пожелавших продолжить службу в Вооруженных Силах РФ.

Судейство конкурса производится специальной бригадой, а чистота выполнения контролируется беспилотниками.

"Оценка теоретической подготовки производится по результатам индивидуального тестирования на технических средствах обучения, воздушная навигация - по точности и времени выхода на контрольный ориентир или поворотный пунтк маршрута, а визуальная воздушная разведка - по количеству обнаруженных наземных объектов в районе поиска и точности определения координат объектов", - пояснил корреспонденту РИА Новости представитель судейской бригады.

Важным элементом, который оценивали уже в заключительный день Всероссийского этапа соревнований, было преодоление систем ПВО.

"Экипажам выставляются баллы в зависимости от дальности их нахождения от средства ПВО в момент выполнения электронного пуска", - объяснили судьи.

Результат выполнения группового воздушного боя оценивают по система баллов по принципу "Бой выигран", "Бой проигран".

Как отметил генерал Бондарев, "все результаты запечатлены на камеры, их будут анализировать, на данный момент ниже оценки "хорошо" не было".

Нет претензий у главкома и к технике. "Оценка промышленности очень высокая,пока не было ни одного отказа. В такую температуру,с таким напряжением работы все работало штатно, без замечаний", - сказал он.

Ожидание итогов и международного этапа

После этапа боевого применения, судьи поедут "на мишени", посмотрят, кто стрелял точнее, подсчитают баллы, к этому добавят "теорию" и результаты сдачи нормативов по физподготовке. Победители этапа продолжат гонку в июле. С 20 по 26 июля пройдет заключительный - международный этап авиачемпионата. К сожалению, от участия в нем отказалась сборная ВВС Франции. Но есть шанс,что на будущие годы в "Авиадартс" вовлекутся другие страны, ведь в качестве наблюдателей этим летом в Россию приедут делегации Египта, Пакистана и Индии.

"Количество участников на международном этапе, конечно, расширится. Будут белорусы, казахи, китайцы. Авиация ФСБ, МЧС, МВД, планируем пригласить морскую авиацию", - поделился с журналистами руководящий соревнованиями главком ВВС РФ.

К участию планируется привлечь Су-24, палубные истребители Су-27 и МиГ-29, но упрощать условия участия для авиации ВМФ не планируется.

Изменится и система мишеней на международном этапе. По словам начальника отдела полигонов ВВС Игоря Зацепина, они обновятся и количество их увеличится, главное, чтобы они имитировали реальную авиа и бронетанковую технику противника.

Уровень призового фонда международного этапа также вырастет: если на российском этапе - это будут телевизоры, телефоны и компьютеры, но с международного "победители уедут на своем транспорте", - пообещал главком Бондарев....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка