О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пролетая над Новосибирском...

Недавно Октябрьский районный суд Новосибирска вынес приговор по обвинению человека, который так и не сумел превратить Новосибирск в перекресток международных авиалиний. Бывшего директора АООТ "ТрансСибАвиа" Валерия Колтунова приговорили к трем годам лишения свободы и тут же амнистировали. Еще в 1996 году было признано, что строительство международного терминала в Новосибирске с самого начала велось с нарушением строительного законодательства. На август 1996-го полного проекта у "ТрансСибАвиа" так и не было. Даже урезанный вариант на тот момент не прошел экспертизы. Это, по мнению специалистов по архитектурному надзору, постоянно приводило к браку в строительстве. Кстати, только на одну кровлю, которой не один раз покрывали крышу терминала, АООТ "ТрансСибАвиа" затратило неоправданно колоссальные средства. Когда международный терминал все же сдали в эксплуатацию в 1998 году, последняя третья кровля потекла. Внутри здания был практически полностью испорчен навесной потолок. Пришли в негодность полы и мебель в зале VIP. Ущерб составил около 200 тыс. рублей. Уже после сдачи терминала в эксплуатацию начались обрушения фасадных финских стекол. Собственник международного терминала к тому времени - аэропорт "Толмачево" - нес немалые убытки.

В Новосибирске печальные итоги работы "ТрансСибАвиа" стали широко известны в 1997 году, когда депутаты Новосибирского облсовета провели финансово-хозяйственную проверку. Ее вывод был обескураживающим: "Широко разрекламированная кампания по созданию крупного международного аэропорта в Новосибирске, построенного по международным стандартам с привлечением иностранных и отечественных инвестиций, полностью провалилась. Усилия администрации области по проекту "Международный аэропорт" свелись к попытке строительства небольшого терминала в основном за счет бюджетных средств области. Такой итог нельзя признать положительным, особенно если принять во внимание большое количество злоупотреблений".

Куда же уходили деньги? Нескольким иностранным специалистам, которые принимали участие в подготовке строительства, было выплачено в общей сложности более 400 тыс. долларов США. Например, один из "консультантов" фирмы "ТрансСибАвиа" - Боб Стайнер - получил 309 тыс. долларов США. В Новосибирске был всего лишь однажды с набросками к бизнес-плану. Около 100 тыс. долларов из областного бюджета "ТрансСибАвиа" потратило на организацию более 300 встреч с более чем 70 инофирмами. Кроме того, "под контакты с иностранцами" большие средства дирекция "ТрансСибАвиа" использовала в личных целях. Руководство предприятия арендовало "для иностранных специалистов" апартаменты "обкомовских дачах". Правда, зарубежные специалисты жили в городской гостинице, а в апартаментах расположился директор "ТрансСибАвиа" Валерий Колтунов с домочадцами. Всего аренда жилья на обкомовских дачах обошлась бюджету в сумму более 234 млн. неденоминированных рублей. Из них более 230 млн. было уплачено за помещения, закрепленные за Валерием Колтуновым. Для сравнения: проживание и прием иностранных спецов обошелся в сумму около 4 млн. Всего с 1995 по первый квартал 1997 года нецелевое использование средств, выделенных на строительство терминала, исчисляется почти в 13 млрд. рублей.

Тратились деньги на некое мараловодческое хозяйство "Куюмское" в Горном Алтае. Приличные средства ушли на покупку четырех дорогостоящих квартир в центре Новосибирска для Валерия Колтунова. В том числе и на двухуровневую общей площадью 357 квадратных метров. Не гнушался Валерий Колтунов даже "мелочью". В ходе одной из проверок КРУ Минфина РФ был вскрыт факт двойной оплаты расходов по командировке Валерия Колтунова во Франкфурт. "Хорошие деньги" от Колтунова получал молодежный театр "Глобус". Дело в том, что нынешний директор табаковского МХАТа Мария Ревякина - бывший руководитель новосибирского "Глобуса" и жена Валерия Колтунова. Кстати, когда Колтунова отстранили от должности директора "ТрансСибАвиа", он нашел пристанище в "Глобусе".

В одном из интервью в 1997 году Колтунов рассказывал об "интересном предложении" из Австрии. Он заметил, что у "ТрансСибАвиа" появилась возможность получить кредит в 1,2 млрд. немецких марок под 6,5% годовых на 25 лет, да еще и с отсрочкой погашения на четыре с половиной года. Как выяснилось позже, речь шла о некоем австрийском гражданине Стефане Ландау, представляющем собственную фирму. Господин Ландау был и ранее знаком Валерию Колтунову. Ведь за его "адвокатские услуги" в 1993-1995 годах было выплачено 54 тыс. долларов США и 28 тыс. немецких марок.

Стефан Ландау поучаствовал и в снабжении оборудованием для синхронного перевода новосибирского молодежного театра "Глобус". Правда, при этом Западно-Сибирским таможенным управлением был зафиксирован факт необоснованного перевода за границу валютных средств в размере 250 тыс. 309 австрийских шиллингов. Поскольку вместо оплаченного оборудования в адрес театра пришли... пустые транспортные чемоданы, нынешнему директору МХАТа Марии Ревякиной, работающей теперь рука об руку с Олегом Табаковым, тогда удалось все списать на ошибку отправителя.

Столь широкий размах неминуемо вел к грустному финалу. Уголовное дело в отношении Колтунова было возбуждено 19 февраля 1997 года. Следствие длилось больше полутора лет. За это время оно неоднократно приостанавливалось, трижды руководство УВД меняло в бригаде следователей. По некоторым данным, первый следователь, принявший уголовное дело к производству, вскоре ушла в отпуск, а затем вообще из милиции, прислав заявление об уходе почтой. В июне 1998 года руководство ГУВД Новосибирской области заменило следственно-оперативную группу, работавшую по делу Колтунова, одновременно отказавшись от услуг сотрудников местного управления ФСБ. Результатом работы милиции стала передача в суд уголовного дела против Валерия Колтунова, состоявшего из двух эпизодов. Остальная деятельность руководителя "ТрансСибАвиа" была выделена из уголовного дела и направлена в областной ОБЭП на дополнительную проверку. На дополнительную проверку отправили эпизоды, связанные со строительством терминала, покупкой и ремонтом квартир Валерия Колтунова, с мараловодческим хозяйством "Куюмское", приобретением автомобилей, неоправданным переводом валютных средств за рубеж... Вскоре после того, как дело передали в Новосибирский областной суд, защита Валерия Колтунова добилась его "перевода" в районный Октябрьский суд. Оттуда дело было отправлено на доследование. Затем уголовное дело на основании статьи 6 УПК РФ, вследствие изменения обстановки, было вообще прекращено. Правда, такое основание для закрытия уголовного дела на юридическом языке называется нереабилитирующим. Кстати, незадолго до передачи уголовного дела в суд областная администрация представляет в правоохранительные органы на Валерия Колтунова блестящую характеристику. Впрочем, "похоронить" дело не дала Генеральная прокуратура РФ, и в июле прошлого года оно снова попало в суд. И вновь... отправилось на доследование. По мнению специалистов, в данном случае речь шла о формальностях, которые следствие должно было устранить достаточно быстро. И вот наконец-то в этом году уголовное дело по обвинению Валерия Колтунова по трем статьям УК РФ было рассмотрено в суде Октябрьского района Новосибирска. Его рассматривала судья Елена Плотникова, которая в профессиональной среде имеет репутацию принципиального судьи. Однако после того, как Валерию Колтунову был зачитан приговор, государственный обвинитель на просьбу представителей СМИ прокомментировать решение суда бросил: "Какие комментарии могут быть после такого приговора?!" Прокурор, поддерживавший обвинение, "просил" для Валерия Колтунова 7 лет лишения свободы.

По одной из статей УК РФ Валерий Колтунов был оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления, по второй - освобожден от наказания за истечением срока давности. Он был осужден лишь по статье 160 Уголовного кодекса России за присвоение средств в крупном размере. При этом суд тут же амнистировал обвиняемого. Кажется, суд принял "компромиссное решение". Особенно если учесть упорные слухи о давлении, которое оказывалось на судью. Если они оправданны, то одной из причин судебного финала дела Колтунова в первой инстанции может быть потенциальная ответственность новосибирских областных чиновников, сквозь пальцы смотревших на деятельность "ТрансСибАвиа". Кстати, администрация Новосибирской области владела 80-процентным пакетом акций фирмы Колтунова. Другой возможной причиной может являться то, что средства, исчисляющиеся несколькими сотнями тысяч долларов, которые были похищены из областной казны, продолжают "работать" на своего "хозяина". Областная прокуратура не согласилась с решением районного суда, и теперь оно обжаловано в Новосибирском областном суде. В прокуратуре считают, что приговор оказался слишком мягким, учитывая, в частности, то, что Валерия Колтунова оправдали по статье, карающей за невозврат валютных средств из-за границы. Кроме того, в протесте на решение суда по делу Колтунова прокуратура обратила внимание на то, что суд недооценил степень общественной опасности "совершенных Колтуновым преступлений". Правда, никто - ни суд, ни прокуратура - не учел главную потерю от деятельности "ТрансСибАвиа" под руководством Валерия Колтунова: отказ зарубежных авиакомпаний от обслуживания в Новосибирске. А это уже потерянные миллиарды долларов, которые могли бы стать толчком для бурного экономического развития Новосибирска. Кстати, недавно в местных СМИ появились сообщения о возрождении идеи строительства международного аэропорта. Учтут ли нынешние власти предыдущий печальный опыт?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка