Дело
4 июня 2002, 13:34
Перетягивание каната
На этой неделе должно состояться годовое собрание акционеров авиакомпании "Самара". В повестке дня - традиционные вопросы: утверждение годового отчета, бухгалтерского отчета, прибылей и убытков общества, в том числе вопроса о выплате дивидендов, принятие в новой редакции уставных документов предприятия (в связи с принятием нового закона об акционерных обществах).
При этом главным вопросом, уже вызывающим очень большой и неожиданно напряженный интерес, станет избрание генерального директора аэропорта "Самара". С чем связано это напряжение и чем оно разрешится - сказать сложно. Однако сегодня понятно, что, возможно, уже в ближайшие дни решится судьба авиации Самары. И что возможен большой передел в сфере управления самарских авиапредприятий.
Утонувшие в догадках
Еще год назад вопрос о том, кто станет директором аэропорта "Самара" никого не поставил бы в затруднение. Конечно, Вячеслав Чернавин. Это не вызывало вопросов и споров. Вместе с тем в течение последних месяцев атмосфера вокруг избрания генерального директора "Самары" странно накаляется. Возможно, искусственно. Возможно, специально. Появляются различные домыслы и слухи. Еще зимой в кулуарных разговорах и прессе начались "откровенные" разговоры о том, что Чернавин скоро уйдет со своего поста. Об этом говорило много фактов: и крепнущие позиции генерального директора авиакомпании "Самара" Родиона Ковалева, сразу же после своего избрания ставшего своеобразным оппонентом Чернавина, и выдвижение последнего на выборах в губернскую Думу... С уходом со своего поста руководителя Приволжского окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Минтранса РФ Бориса Комонова, страсти разгорелись с новой силой - появилась информация о том, что именно Чернавин займет этот пост. В последнее время появилась и другая информация: что со своего поста и из авиационного бизнеса в целом тихо уйдет Ковалев. Все это кажется тем более странным, что настоящих, реальных комментариев по этому поводу, которые могли бы все расставить на свои места, сами руководители авиапредприятий не дают. И, в общем-то, понятно, почему: фактически образована группа компаний "Авиация Самары", которая должна будет осуществлять руководство авиационными предприятиями Самарской области. И вопрос о том, кто же будет ей руководить, становится особенно актуальным. Весь этот хаос слухов вокруг будущего руководителя "Авиации Самары", "не для диктофона" комментируемый вполне заслуживающими доверия людьми, не заслуживал бы того, чтобы говорить о нем так подробно, если бы не странная массовость этих слухов. Вполне возможно, именно хаос и является отражением реальной ситуации кулуарной борьбы за кресло руководителя "Авиации Самары".
Авиаторы Самары
Группа компаний "Авиация Самары" была образована еще в прошлом году. Год назад о ней говорили, как об объединении 19 самарских авиапредприятий (3 областных аэропорта, авиакомпания "Самара", а также ряд вновь созданных или выделившихся в самостоятельные предприятия подразделений аэропорта и авиакомпании) с общей управляющей компанией, занимающейся стратегическим планированием, корпоративным управлением и контрольно-ревизионной деятельностью (так называемая "Группа РАСИП"). Тогда общий расклад был понятен: в воздухе висела идея создания некоего холдинга, который объединит авиапредприятия Самарской области, в том числе аэропорта и авиакомпании "Самара". Соответственно, когда бывший генеральный директор авиакомпании "Самара" Александр Козлов "ушел" со своего поста, для Вячеслава Чернавина открылось обширное поле деятельности. Нового директора авиакомпании Родиона Ковалева тогда еще никто не знал, да и сам Вячеслав Федорович, занявший по отношению к нему позицию наставника, видимо, не ожидал, что молодой Ковалев окажется столь энергичным учеником.
За последние месяцы ситуация изменилась. Здесь и сдержанные высказывания представителей авиакомпании "Самара", у которой фактически постепенно "отвоевывали" выгодный бизнес (будь то продажа авиабилетов или организация перевозок), и нежелание Ковалева говорить об объединении. И в своих интервью в последнее время Чернавин говорит об "Авиации Самары" как об объединении аэропорта и смежных предприятий, в том числе выделившихся из структуры самого "Международного аэропорта Самара". В то же время уже в марте 2002 года была образована "Группа РАСИП", которая теперь и управляет вновь созданным холдингом.
Ковалев же на все вопросы о будущем "Авиации Самары" отвечает лишь загадочной улыбкой и подчеркивает, что у него очень хорошие взаимоотношения с аэропортом и г-ном Чернавиным лично. И что они, конечно, будут работать вместе. И что "Авиация Самары" будет способствовать только координации работы авиапредприятий, а вопрос об активах, способах совместного управления и так далее журналисты поднимают зря.
50/50
Понятно, что во всей этой крайне запутавшейся в течение последних месяцев ситуации вокруг кресла директора аэропорта пока больше вопросов. Пока в списке кандидатов на должность генерального директора аэропорта "Самара", который предложат акционерам в пятницу, будут два человека: нынешний генеральный директор аэропорта "Самара" Вячеслав Чернавин и главный специалист отдела государственного надзора за безопасностью полетов Приволжского окружного межрегионального территориального Управления воздушным транспортом Министерства транспорта РФ Сергей Манаков (человек, как говорят, близкий к Чернавину). Кто он: фигура, призванная продемонстрировать демократичность выборов или реальный кандидат на должность директора, - сказать сложно. И, тем не менее, в конечном итоге, в вопросе с избранием генерального директора аэропорта "Самара" могут быть всего два варианта: Чернавин либо останется директором аэропорта и дальше, либо уйдет с этой должности. И если с первым вариантом все более или менее понятно, то во втором случае причины, мотивы и следствия всего этого могут быть разные. Как и варианты того, куда Чернавин уйдет.
Вариант первый ("повышение") связан с работой Чернавина в группе компаний "Авиация Самары". Как можно было предположить с самого начала, именно Вячеслав Чернавин возглавил созданное в марте ЗАО "Группа РАСИП (управляющая компания группы компаний "Авиация Самары")". Оставшись на этом посту, Чернавин фактически будет руководить самарским авиационным комплексом. Вместе с тем его будущее на этом посту напрямую зависит от его взаимоотношений с акционерами (и членами совета директоров) аэропорта, в том числе с Владимиром Аветисяном, Алексеем Ушамирским и администрацией Самарской области - в лице ее губернатора Константина Титова. Нам сложно сказать, каковы у них реальные отношения с г-ном Чернавиным и есть ли у акционеров реальные претензии к директору аэропорта, но по той напряженности, которая возникла сейчас вокруг его избрания, можно предположить, что определенные трения есть.
Поэтому возможен и другой вариант: "понижение" и дальнейший отход Чернавина от руководства самарскими авиационными предприятиями (сначала аэропорта, а потом и авиакомпании). В таком случае в качестве "запасного аэродрома" для Чернавина вполне подходит почетное место начальника Приволжского окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта (к тому же, по информации "Дела", Чернавин в последнее время и сам проявляет инициативу и заинтересованность в этом вопросе). Как оно будет в действительности - сказать пока сложно. Конечно, главную скрипку в этом вопросе будет играть государство, которому, в общей сложности, принадлежит 51% акций аэропорта (соответственно по 25,5% у федерального центра и области). А они тоже молчат. Молчит и исполняющий обязанности начальника Приволжского окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Минтранса РФ Виталий Логунов, что вполне понятно, учитывая все разговоры о том, что Чернавин придет на его место. Молчит бывший начальник управления Борис Комонов, до сих пор остающийся членом совета директоров аэропорта. Молчит заместитель начальника Областного департамента имущества Павел Егоров, в беседе с корреспондентом "Дела" сказавший, что, помимо Чернавина, на место директора есть "еще один кандидат, кто-то из его окружения".
Сам же Вячеслав Федорович находится вне пределов досягаемости журналистов и, по крайней мере, уже месяца полтора не отвечает ни на какие вопросы. Что, кстати, тоже странно для обычно очень активно общающегося с прессой руководителя.
Итоги - удовлетворительны
В финансовом плане 2001 год был для аэропорта "Самара" более удачным, чем 2000-й. Чистая прибыль аэропорта составила 13 млн 246 тыс. рублей, в то время как в прошлом году убытки предприятия составили 4 млн 290 тыс. рублей. Количество взлетно-посадочных операций увеличилось на 3,5%. Пассажирооборот предприятия вырос на 4,5% и составил почти 840 тыс. человек. Грузооборот увеличился на 31% и составил 3992,8 тонн. Особенно вырос объем грузовых перевозок, что связано с началом работы "Транпортно-экспедиционной компании", занимающейся организацией перевозок (совместный проект авиакомпании "Самара" и аэропорта; одна из компаний, входящих в группу компаний "Авиация Самары)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Дело». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться