ЦИАМ
4 июля 2014, 12:22
Тенденции развития современных и перспективных ВСУ
В конце мая этого года по инициативе Минпромторга России на территории ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" состоялась конференция, посвященная требованиям, предъявляемым к современным и перспективным вспомогательным силовым установкам
В краткой вступительной речи заместитель Министра промышленности и торговли РФ Юрий Борисович Слюсарь отметил, что вспомогательные газотурбинные двигатели (ВГТД) являются особым классом двигателей, используемых на летательных аппаратах различного назначения. К ним предъявляются высокие требования по безопасности, надежности, электрической и гидравлической мощности, ресурсу и ремонтопригодности. Вспомогательные силовые установки должны обеспечивать запуск маршевого двигателя как на земле, так и в высотных условиях.
Потребность в более подробном обсуждении вопросов создания ВСУ, перспектив их развития и задач, которые ставятся перед разработчиками, связана с необходимостью формирования основных критериев, которыми следует руководствоваться при определении приоритетной тематики и объемов государственного финансирования выбранных направлений.
Ю.Б. Слюсарь также отметил, что на сегодняшний день среди разработчиков существуют разные точки зрения и проводимая конференция призвана выработать единую концепцию и определить степень готовности соответствовать заявленным требованиям, что в конечном итоге позволит создать конкурентоспособные изделия, обеспечит импортозамещение ВСУ в отечественной авиации. В данном вопросе институты прикладной науки играют основополагающую роль. Их оценки, заключения, видение данной проблемы являются приоритетными для Министерства. Только при их активном участии могут быть выработаны требования к ВСУ, определены методики для выполнения НИОКР и направления для создания НТЗ.
Закончив вступительную речь, Ю.Б. Слюсарь передал слово генеральному директору ЦИАМ В.И. Бабкину, который в своем выступлении акцентировал внимание на существующих правилах и стандартах создания авиационной техники, в том числе на современной нормативно-технической документации, регламентирующей методологию создания ВСУ.
Он напомнил, что есть утвержденные методики разработки авиационной техники за государственный счет, в которых четко определен порядок работ: выполнение НИР создание технологии испытания технологий и экспериментальное подтверждение заявленных характеристик проведение ОКР. В 1985 году были разработаны "Нормы технического уровня ВСУ". С учетом положений этого документа за прошедшие годы создано уже два поколения вспомогательных силовых установок. Имеющиеся нормативы, так же как и другие нормативы технического уровня, совершенствуются и обновляются. Последнее изменение было внесено в 2005 году. В 2013 году Авиационный Регистр МАК провел работу по внесению изменений и дальнейшую гармонизацию авиационных правил. Теперь в отношении ВСУ будут действовать квалификационные требования. В работе по внесению замечаний в этот документ со стороны Российской Федерации принимали участие два научных института (ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова", ФГУП "ГосНИИ ГА") и два разработчика (ОАО "НПП "Аэросила" и ОКБ "ОМКБ"), со стороны Украины АО "Мотор Сич" и ГП "Ивченко-Прогресс". При создании сложной наукоемкой продукции крайне важно строго соблюдать нормированный порядок работ.
В ходе конференции были заслушаны доклады специалистов ведущих предприятий, занимающихся проблематикой ВСУ: ФГУП "ЦИАМ", ОАО "Аэросила", ФГУП "ЦНИИ СЭТ", ХК "Авиационное оборудование", а также сообщение руководителя программы ОАО "ОАК" "Самолет 2020" М.К. Курьянского, в котором он обозначил ключевые проблемы, возникающие при эксплуатации ВСУ, и требования к ВСУ со стороны эксплуатанта. В ходе дискуссий были обсуждены основные требования, предъявляемые к техническим характеристикам ВГТД традиционных схем, к перспективным ВСУ, и ключевые технологии, необходимые для отработки при их создании.
В докладе начальника отделения "Авиационные двигатели" ФГУП "ЦИАМ" А.И. Ланшина было отмечено, что отечественные ВСУ второго поколения (ТА-14,
ТА-18-100, ТА-18-200) по своим характеристикам соответствуют мировому уровню, но в создании ВСУ перспективных схем отечественные разработчики несколько отстают от мировых. Была отмечена необходимость обеспечения импортозамещения ВСУ для самолета МС-21, важность отработки новых технологий и проведения НИР для создания электромагнитных подвесов роторов.
В ЦИАМ выполнен ряд перспективных работ в обеспечение создания газовых и магнитных подшипников для ВСУ, разработаны и проходят испытания демонстрационные образцы этих устройств на экспериментальных стендах, специально созданных в институте.
В докладе было рассказано о совместных проектах ФГУП "ЦИАМ" с ОАО "НПП "Аэросила", НПО "ЭРГА", двигателестроительными ОКБ, а также о работе по созданию демонстратора энергоустановки на топливных элементах, проводимой с институтами РАН.
В своем докладе заместитель генерального директора - главного конструктора по НВЭ ФГУП "Крыловский государственный научный центр, филиал ЦНИИ СЭТ" И.К. Ландграф подробно рассказал о состоянии работ филиала "ЦНИИ СЭТ" в области водородной энергетики и топливных элементов.
Заместитель генерального директора ОАО "НПП "Аэросила" Л.Е. Плахов в своем докладе дал видение направлений развития ВСУ и предложения НПП "Аэросила" по созданию перспективных вспомогательных силовых установок.
Подводя итоги встречи, Ю.Б. Слюсарь отметил, что в работе по совершенствованию и созданию новых типов ВСУ необходима кооперация ведущих предприятий и применение системного подхода при заказе и исполнении НИОКР. Еще раз подчеркнул, что при принятии решений Министерству промышленности и торговли принципиально важно заключение профильных институтов, которые обеспечивают выработку стратегии развития данного направления и его научно-техническое сопровождение, что особенно важно, когда работа ведется за государственный счет. Директор департамента принимает решения, опираясь на заключения научных организаций, которые проводят оценку не только итогового результата, но и этапов работы. Заместитель Министра высказал пожелания к ОАО "ОАК" более четко сформулировать требования к разработчикам на этапе формирования ТЗ и определения облика перспективных ВСУ, так как работы должны вестись для конкретного потребителя, которым и является ОАО "ОАК". Двигателисты только тогда смогут достойно реализовать все требования, предъявляемые к разработкам, когда будут четко поставлены задачи и дано время на их решение и создание конечного продукта.
Выводы, сформулированные в ходе встречи, нашли свое отражение в Решении конференции, утвержденном в Министерстве промышленности и торговли РФ....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 19, 2024
Акции ПАО "Аэрофлот" включены в индекс наиболее ликвидных акций Московской биржи
Сентябрь 24, 2024
Свыше 250 кошек и собак прошли пограничный ветеринарный контроль в аэропорту "Чкалов"
Сентябрь 24, 2024
Японские F-35 использовали ИК-ловушки при контакте с самолетом РФ у Хоккайдо
Сентябрь 24, 2024
Япония сочла угрозой своей безопасности ситуацию с военным самолетом РФ