О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ространснадзор научит учителей

Специалисты Ространснадзора нашли основной причиной авиационных происшествий и катастроф "человеческий фактор". Ведомство настаивает на необходимости ужесточения контроля за деятельностью АУЦ и совершенствования законодательства

Специалисты Ространснадзора нашли основной причиной авиационных происшествий и катастроф "человеческий фактор". Ведомство настаивает на необходимости ужесточения контроля за деятельностью авиационных учебных центров (АУЦ) и совершенствования отраслевого законодательства. Предлагается, в частности, разделить программы подготовки частных и коммерческих пилотов.

Выступая на коллегии Ространснадзора, специалисты рассказали, что одной из основных причин авиапроисшествий и катастроф видят так называемый "человеческий фактор". Согласно их статистике, причиной практически всех авиационных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы, являются неправильные действия авиационного персонала: летчиков, инженеров, диспетчеров УВД, работников аэродромных служб. Об этом, в частности, заявил в своем выступлении начальник Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Ространснадзора Андрей Борисов.

Учат плохо и не тому

В материалах к заседанию коллегии сказано, что с 2010 по 2013 год Ространснадзор организовал более 320 проверок образовательных учреждений, занимающихся подготовкой авиационного персонала. За этот период ведомство выписало 525 инспекторских предписаний и 142 протокола, наложило штрафов на общую сумму более полутора миллиардов рублей. Проверки выявили, что подготовка специалистов, как в АУЦ, так и в высших учебных заведениях гражданской авиации, проводилась с серьезными нарушениями воздушного законодательства.

Основные претензии к деятельности образовательных учреждений состоят в том, что последние не выполняют в полном объеме летной подготовки или вообще передают ее на аутсорсинг - встречаются случаи, когда в обучении специалиста задействованы сразу четыре организации. По сведениям ведомства, для учебных полетов порой используются воздушные суда, не имеющие полного комплекта судовой документации, выполняются они на площадках, которые не обеспечивают должного уровня безопасности. Возмутили специалистов и факты проведения тренажерной подготовки на тренажерах, не имеющих одобрения уполномоченного органа, отсутствия необходимой документации по учебным полетам и утвержденных программ подготовки. В частности, специалисты ведомства обнаружили в Северо-Западном федеральном округе факты невыполнения в полном объеме программы переучивания штурманов и бортинженеров.

Руководство Ространснадзора отметило, что учебные учреждения в ряде случаев предпочитают заплатить штраф, нежели ликвидировать причину возникновения необходимости его платить. "При отсутствии полетных заданий на выполнение 30% учебных полетов и отсутствии заявок на их выполнение в службах УВД, указанные АУЦ были готовы заплатить штрафы по 300 тысяч руб. за нарушение правил использования воздушного пространства, лишь бы закрыть этот вопрос", - сказал в своем выступлении А.Борисов. При этом организации, по сведениям Ространснадзора, продолжают экономить деньги и время на проведении персональных разборов полетов с каждым пилотом, тренажерной подготовке, поддержании квалификации пилотов и прочих необходимых элементах учебных программ.

Работа над ошибками

Более общая проблема отрасли заключается в том, что сегодня в России отсутствуют типовые программы подготовки авиационного персонала, нет перечня специалистов авиационного персонала, нет соответствующих программ тренажерной подготовки, которые соответствовали бы мировым стандартам.

Ространснадзор предлагает несколько путей выхода из сложившейся ситуации: организовывать проверки по каждому авиационному происшествию, связанному с человеческим фактором, создать единую государственную информационную систему безопасности полетов, внести в ФАП ряд требований, ужесточающих контроль за пилотами.

Обсуждалась также идея оснастить кабины пилотов видеорегистраторами. Как объяснил А.Борисов, это необходимо, чтобы иметь возможность проверить, что на самом деле видели пилоты. По его словам, участились случаи, когда пилоты при посадке продолжают снижаться ниже критической высоты, объясняя потом, что установили визуальных контакт с полосой. А проверить, так ли это было, или экипаж незаконно шел на риск, чтобы избежать ухода на второй круг (что сегодня крайне не приветствуется авиакомпаниями) возможности не существует. Противники таких мер отметили, что дополнительный контроль за экипажем сделает работу менее комфортной. Сторонники напомнили, что и сегодня за деятельностью пилотов следят и другие электронные устройства, в том числе, записывающие голос. Видеорегистраторы же только позволят взглянуть на происходящее глазами пилота.

Подчеркивается, что актуальность проблемы возрастает по мере приближения проверки ИКАО осенью 2014 года, так как в прошлый раз, в 2008 году, специалисты организации обратили особое внимание именно на подготовку пилотов, что нашло отражение в замечаниях.

Помощь в усилении контроля за деятельностью учебных заведений пообещали и депутаты Госдумы. "Мы воспользуемся правом парламентского контроля и в октябре-ноябре проверим некоторые АУЦ, как делали это в сфере автомобильного и речного транспорта", - сказал председатель Комитета по транспорту Евгений Москвичев. По мнению депутата, учебных центров должно стать меньше, чтобы качество обучения в каждом из них стало выше.

Разделяй и обучай

Помимо общих мер, предлагается также обратить внимание на подготовку отдельных групп пилотов. Например, А.Борисов предлагает разделить программы обучения частных и коммерческих пилотов. "Нельзя загонять частного пилота под требования для пилотов коммерческих и опускать планку коммерческих до уровня частных. Должны быть четкие разграничения и по подготовке, и, возможно, по медицинскому освидетельствованию", - сказал он журналистам. При этом, конечно, не должен пострадать сам принцип безопасности полетов. Вряд ли обучение для частных пилотов станет дешевле или проще, подчеркивают в ведомстве, но разделение программ должно быть.

Кроме того, специализированные программы должны быть подготовлены для иностранных пилотов, которые будут приниматься на работу в российские авиакомпании. "Мы давали Минтрансу рекомендацию, что для этих специалистов должен быть дополнительный контроль, который должен включать и проверку знаний русского языка", - сказал А.Борисов, отвечая на вопросы агентства "АвиаПорт". Хорошо говорить по-русски иностранные специалисты должны в силу той причины, что наземный персонал, с которым пилотам приходится взаимодействовать постоянно, не всегда на должном уровне знает английский. "Качество выполнения полета зависит и от его подготовки", - подчеркивает А.Борисов. По его словам, впереди еще много вопросов, которые предстоит решать, но сегодня основная задача Ространснадзора и Росавиации - подготовить все необходимые предложения для разработки новых законодательных актов.

Много вопросов у ведомства и к самому наземному персоналу. Как объяснил А.Борисов, в настоящее время отсутствует четкий перечень специальностей гражданской авиации. "Специалисты гражданской авиации должны соответствовать ряду требований, проходить определенную подготовку", - говорит он. Сегодня же в наземных службах современных аэродромов есть много специальностей, которые в этот перечень не входят, поэтому для них необходимо прописать другие требования. Случаев же, когда из-за некомпетентной работы техников и обслуживающего персонала травмируются воздушные суда и задерживаются вылеты, становится все больше. Потому сотрудники наземных служб также нуждаются в дополнительном контроле и обучении.

Законы есть, исполнения нет

Как обычно, о необходимости совершенствования законодательства было сказано немало. Контраргумент к этим выступлениям привел заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов: "Проблема вовсе не в нормативной базе, а в неисполнении требований, - сказал он в своем выступлении, - Авиации более ста лет, и все эти сто лет правовая база разрабатывается, создается и совершенствуется. И будет дальше совершенствоваться. Она может отставать от технического прогресса - это естественный процесс эволюции". По словам замминистра, регулирующие органы, конечно, должны чутко воспринимать предложения эксплуатантов, направленные на совершенствование законодательства. Но это не отменяет недопустимости правового нигилизма в отношении существующих законов. Е.Москвичев поддержал Минтранс, отметив, что в Думе регулярно рассматривается большое число документов, регулирующих деятельность транспортного сектора.

Знания нужны всем

После нескольких громких авиакатастроф эксперты и регуляторы рынка все чаще поднимают вопрос квалификации экипажей воздушных судов. В ряде случаев специалисты утверждают, что дело не только в первоначальном обучении, но и в отношении менеджмента авиакомпаний к действиям сотрудников. В частности, при большом количестве карательных мер, применяемых к летному составу, пилотам зачастую невыгодно докладывать об ошибках, нештатных ситуациях возникших, вероятно, по их вине. Выходит, что такие проблемы замалчиваются, информация о них не собирается и не систематизируется, руководители не имеют возможности адекватно оценивать уровень квалификации и действия экипажа. Недосмотр менеджмента тоже называют своего рода "человеческим фактором". Выходит, что для минимизации числа авиационных происшествий в повышении качества образования нуждается не только летный состав, но также и их руководители....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка