Коммерсантъ
6 июня 2002, 16:34
Российский вертолет поскользнулся в чилийских Андах
Ми-171В (Hip-h no классификации НАТО) является модификацией Ми-8 и Ми-17. Главным усовершенствованием на вертолете является новая двигательная установка. Основная установка состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3-117ВМ мощностью по 1900 л.с. Вспомогательная АИ-9В, которая включается в случае отказа основной установки, имеет мощность 2200 л. с. В грузовой кабине могут устанавливаться один или два дополнительных топливных бака, позволяющих значительно увеличить дальность полетов. На Ми-171В также установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование, позволяющее совершать полеты как в дневных, так и в ночных условиях. Вертолет может использоваться как десантный (с 30 вооруженными солдатами), медико-эвакуационный (12 раненых и медицинское оборудование) и транспортный (4 т груза в кабине или на подвесном крюке). В штурмовом варианте вертолет может нести 20 неуправляемых ракет, 23-миллиметровую пушку или легкие бомбы общим весом до 500 кг.
Свой первый демонстрационный полет Ми-171В совершил в Чили на открытии аэрокосмического салона FIDAE-2002, проходившего с 1 по 7 апреля этого года.
"Рособоронэкспорт" и завод производитель Ми-17 - Казанский вертолетный завод (КВЗ) - использовали салон для продвижения вертолета на рынок военной авиации Латинской Америки, который эксперты оценивают в $1 млрд ежегодно. И хотя в "Рособоронэкспорте" "Ъ" вчера заявили, что контрактов о продаже Ми-17 на салоне заключено не было, машина заинтересовала чилийских военных и политиков.
"Эта машина представляет для нашей страны большой интерес в силу своих прекрасных технических характеристик, многофункциональности и приемлемой цены, - заявил Хорхе Ульоа (Jorge Ulloa), председатель комиссии по оборонным вопросам чилийского парламента Чили может стать крупным региональным центром по продаже и обслуживанию Ми-17"
Однако налаживанием контактов с Чили "Рособоронэкспорт" не ограничился. По согласования" с руководством Казанского завода Ми-17 вместе с экипажем и другими специалистами остался в Америке еще на три месяца, чтобы совершить демонстрационные полеты в Боливии, Перу, Парагвае, Уругвае, Гватемале и Мексике. Там тоже собирались искать потенциальных покупателей. "Естественно, речь шла о том, чтобы укрепить свое присутствие в регионе, который для нас является очень перспективным и обнадеживающим", - заявил "Ъ" главный инженер КВЗ Игорь Булгаков. Свой последний полет образцовый Ми-17 совершил 4 июня.
О том, как развивались события, корреспонденту "Ъ" по телефону рассказал ведущий инженер службы маркетинга Казанского вертолетного завода Юрий Красильников. Сейчас он вместе с девятью другими россиянами и одним боливийцем, которые находились на борту вертолета, лечится в госпитале "Доктор Хуан Ноэль" в городе Арика на Севере Чили.
- Мы вылетели йз Сантьяго в 13.30, - рассказал господин Красильников. - Летели через Анды в Кочабамбу, что в Боливии.
В 14.30 при плановом наборе высоты на отметке 4300 м вертолет был порывом ветра внезапно придавлен к земле. Taк как двигатели машины работали в режиме, близком к взлетному, их мощности не хватило чтобы парировать возникшую турбулентность. Тем не мене командир экипажа Борис Аксенов сумел выровнять машину и посадить ее на площадку с не большим уклоном. Но он не знал, что сажает вертолет на ледник, покрытый тонким слоем торфяника. Как только мы сели колеса вертолета сорвали слой торфа. Вертолет проехал несколько метров по льду вниз и перевернулся".
По словам Юрия Красильникова, машина пострадала не сильно, но проблема состоит в том, как после аварийной посадки доставить ее на ближайший аэродром для ремонта. Ведущий инженер попросил передать через газету, что все члены экипажа живы и здоровы: "У меня компрессионный удар позвоночника. Врачи обещают выписать уже через два дня. У остальных - легкие ушибы, и только у одного из пассажиров вертолета сломаны пальцы ноги".
Главный инженер КВЗ заявил "Ъ", что пока на место аварии техническая комиссия не выезжала, поэтому говорить возможных причинах катастрофы рано. Господин Бугаков отметил, что представители завода обязательно отправятся в Чили, чтобы на месте разобраться в причинах аварии.
В "Рособоронэкспорте" считают, что авария Ми-171В в чилийских Андах вряд ли изменит отношение к этому вертолету в Латинской Америке. В пресс-службе компании корреспонденту "Ъ" заявили: "Это происшествие никак не отразится на экспортных перспективах этой великолепной машины. Teхника здесь ни при чем против стихии приемов еще не придумали".
К технике вопросов нет
В интервью "Ъ" генеральный директор КВЗ Александр Лаврентьев заявил, что в данном случае техника ни в чем не виновна.
- Чем, по-вашему, объясняются катастрофы вертолетов, которые стали постоянным явлением: изношенностью парка, плохим Техобслуживанием, ошибками пилотов?
- Мы, как разработчики, привлекаемся к анализу всех происшествий такого рода. И причина, как правило, одна: недостаточная квалификация персонала, ошибки пилотов. К технике вопросов нет. Ни один вертолет в небо не поднимется, пока не будет соответствовать всем требованиям.
- Но ведь поднимаются же!
- Нет. Под суд, военный или гражданский, идти никто не хочет. Все действия технических служб регламентированы, расписаны поминутно, и тот, кто выпустил из ангара неисправную машину, будет нести персональную ответственность. Все летные правила написаны на крови.
Другое дело, что многие экипажи сегодня летают восемь часов в год. Это трагедия. У нас на заводе летчик-испытатель только что ушел в отпуск на 54 дня - у испытателей увеличенный отпуск. Когда он вернется, то не будет допущен к штурвалу, пока не налетает на месте второго пилота определенного количества часов. Потому что он за время отдыха уже потерял навык. Ведь вы на машине полгода не поездите - уже с опаской за руль садитесь. А это - вертолет, сложнейшая техника.
Тем более, когда скверные погодные условия. Мы сегодня делаем более совершенную технику, с метеолокаторами, радарами, картографами, она позволяет летать в любых условиях. Но такие вертолеты идут за рубеж: у отечественного потребителя денег не хватает, он берет базовую комплектацию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться