О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Хватит ждать. Пора заводить моторы!"

Дальневосточная тайга в нынешнем году горит страшно, полыхает от океана до глубинной Сибири. Пожарные не успевают засечь начала возгораний. Вовремя заметить и потушить первые всплески пожара можно только с помощью вертолетов. Однако слишком дорого обходятся полетные часы больших Ми-24. А других машин нет. Потому и экономят даже на экстренных десантах.

В середине апреля, когда тайга еще не горела, в Москве прошла международная авиавыставка "Двигатели-2002". Запорожский завод "Мотор Сич", производитель силовых установок для практически всех российских вертолетов и большей части самолетов, представил здесь одну из самых заметных экспозиций. Впервые на постсоветском пространстве завод выставил новый турбовальный двигатель АИ-450 для малых вертолетов. Оказывается, Советский Союз вообще не производил малых вертолетов. Даже знаменитую "стрекозу" Ми-2 делали в Польше. А сегодня выходит на старт модернизированный малый отечественный вертолет Ка-226. Легкий "Ансат" разработали в Казани. Новую жизнь получили ветераны Ка-126 и Ми-2. И все эти российские винтокрылые машины будут оснащены запорожским мотором АИ-450.

На выставке "Двигатели-2002" начальник Генерального Штаба МО России Квашнин запорожскую экспозицию осматривал особенно долго. У Квашнина и генерального директора "Мотор Сич" Богуслаева был большой и конкретный разговор.

Отработав московский визит, домой Вячеслав Богуслаев возвращался со спокойной душой. А на заводе был праздник - их "генералу" вручена личная благодарность президента В. Путина. Такой награды украинские промышленники еще не удостаивались.

- Пять месяцев, как идет в России объявленный Владимиром Путиным Год Украины. Много за это время было политических лобызаний и фольклорного гопака. А российско-украинская экономика, как и прежде, оставалась на задворках. Получается, московская презентация запорожских авиамоторов стала первой по-настоящему серьезной экономической акцией Года Украины?

- Не совсем так. В начале года Леонид Кучма побывал в Тюмени, где подписал серьезные экономические документы. Как отголоски того визита, на "Мотор Сич" и другие украинские предприятия пришли долгожданные северные заказы. Экономическая интеграция возвращается. Начали решаться таможенные проблемы. Мы сегодня взялись напрямую обслуживать "Тюмень-Авиатранс". Это самая большая вертолетная компания в России, в ней около двух сотен машин...

- Буквально перед самым началом московской выставки ОКБ им. Яковлева выиграло тендер на создание учебно-боевого самолета Як-130. Подписано распоряжение главкома ВВС России об использовании на самолете Як-130 запорожских двигателей АИ-222. "Мотор Сич" может праздновать победу - ведь соперником в этом тендере был МиГ-АТ с французским двигателем "Ларзак"?

- Что значит победа? Як-130 и МиГ-АТ - два хороших самолета. Каждый из них найдет свое место в учебном процессе. Есть такое понятие в авиации: первоначальное и профессиональное обучение. МиГ-АТ больше подходит для начала. Он легкий, послушно выполняет небольшие пируэты, очень простые на нем взлет-посадка, как раз для обучения курсантов училища. Зато когда парни в конце обучения подходят к сложным заданиям, тут нужен более тяжелый самолет. Для этих целей больше подходит Як-130, потому он и называется учебно-боевым.

Полагаю, ВВС нужны обе машины. Проблема в другом. Мне непонятно, почему на российско-украинский самолет МиГ-АТ был поставлен двигатель "Ларзак". Кто-то пролоббировал заем в 60 млн. франков? Господа заработали? Однако я настаиваю, чтобы самым серьезным образом вернуться к проблеме МиГ-АТ, но уже с двигателями АИ-25ТЛ. То есть на "МиГ", как и на Як-130, можно и нужно ставить наши российско-украинские двигатели. Отечественные, эсэнговские, черт возьми! Хватит выжидать и говорить об интеграции - пора заводить моторы.

Посмотрите на основной выставочный стенд "Мотор Сич". Правая часть - запорожские разработки, слева - совместные изделия с питерским ОКБ "Завод им. Климова". Громадный пролет заняли мы с питерцами! А как иначе, если они наши стратегические партнеры-вертолетчики! С Уфой и московским "Салютом" проводили совещание по Д-436, двигателю для Ту-334. Еще один пример - АИ-22, движок совместного производства для Ту-324 и Як-48. Он стоял и на украинском стенде, и в экспозиции Казанского завода.

На "Двигателях-2002" наша команда выставила наземные установки газоперекачки, поршневую технику - очень любопытные лодочные моторы и движки для небольших тракторов. Сами делаем мини-тракторы, мотоблоки, культиваторы. А еще занялись электростанциями. Так почему бы не привлечь заводы, которые традиционно занимаются теплотехникой?

Сегодня работаем с Краснодаром и Ростовом по совместному выпуску электростанций с утилизаторами тепла. Если с утилизатором поставить еще и паровую турбину, то кпд электростанции резко увеличивается. Сейчас в Краснодаре такой агрегат успешно проходит испытания. Подписываем договор о создании СП с Тюменью. Сибиряки довольны: комплекс передвижных и стационарных электростанций с утилизатором и турбиной имеет кпд не 28-30, а все 54. Понимаете, рост эффективности почти в два раза!

- Не слишком ли вы оптимистичны? На последней встрече президентов России и Украины Леонид Кучма оценивал военно-транспортный самолет Ан-70 как самое лучшее, что сделали за последнее время". Между тем среди официальных лиц и в некоторых российских СМИ началась кампания следующего свойства: мол, есть российско-украинский четырехмоторный Ан-70 - дорогой, тяжелый... А есть российский Ту-330. Он дешевле и гораздо лучше.

- Уверен, военным нужен только четырехмоторный самолет. Это требование армий всего мира. Ту-330 - хороший двухмоторный грузовик. Но гражданский! Ему разбег нужен 1, 5 км, а военному - максимум 450 метров. Значит, Ан-70 альтернативы нет.

- Недавно Украина избрала новую Верховную Раду. Прошлый ее состав принял закон, очень важный для вашего предприятия "О государственной поддержке авиастроения". Что ожидаете от нового парламента?

- О чем можно говорить, когда наш завод поставляет на внутриукраинский рынок всего шесть процентов продукции? Остальное не нужно? Не думаю: на склад мы не работаем, все востребовано. Но другими странами! А нашим просто не на что купить. Украинские политики в пустых размышлениях провели десять лет независимости. Что значит внутренний рынок? Прежде всего активно работающая кредитно-финансовая система. Но сегодня негде взять кредиты под нормальный процент, тем более долгосрочные. Ни мелкому бизнесу, ни среднему - никому, кроме бандитов.

От булочника до директора предприятия-гиганта - все должны где-то брать кредитные деньги. Нужна национальная кредитно-финансовая система, но нам все время говорят о системе банковской. И только.Оказывается, у Украины перед МВФ есть обязательство: ни в коем случае не создавать собственную кредитно-финансовую систему. Мы взяли обязательство быть всегда бедными, нищими, недоразвитыми!..

В головы вдалбливают какой-то навязчивый примитив: увеличение денежной массы означает обязательную инфляцию. А гривна должна стоять непоколебимо, как каменный фаллос в индусской молельне. На нее можно молиться, но, извините, жить с таким "богатством" Украине трудно. Надеюсь только на раскрепощение Украины от всевозможных "советников" и их преступных рекомендаций.

Другая проблема - налоговая. Межрегиональная ассоциация промышленников Украины, которую я возглавляю, предлагает взять за основу законсервированную систему налогообложения. Не надо вводить новые статьи, наоборот, следует принять на уровне закона график по снижению налогового бремени. Не изобретать велосипед, а действовать по примеру современного Китая или послевоенной Германии.

А потом... Кто выигрывает от того, что весь украинский экспорт в Россию облагается 20 процентами НДС? И только по одной причине: "влиятельные структуры" в Киеве не хотят Таможенного союза СНГ.

Касьянов, чтобы угодить украинскому руководству, теперь называет этот договор не "союзом", а "правилами таможенного регулирования". Москва предлагает: пожалуйста, подпишите "правила таможенного регулирования", если за "союз" вам кто-то на Западе голову отвернет. Подпишите - и не будет никаких проблем с экспортом ваших труб, подсолнечного масла, муки и хлеба.

- И что украинский премьер Кинах?

- Сказал, подумает. Думать надо хорошо - без таможенного союза Украина каждый год теряет 5-6 миллиардов долларов.

- Многие россияне связывают надежду на перемены в жизни своей страны с именем президента Путина... Вы, граждане Украины и гость Москвы, почувствовали эти изменения?

- Безусловно. Знаете, политика российского президента Путина для меня прозрачна. Я понимаю его: то, что он говорит, и то, что он делает. Он укрепляет Россию - и это импонирует. Без всяких оговорок.

Кстати

В Москве на расширенном заседании Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП) состоялась торжественная церемония вручения благодарности президента В. В. Путина группе наиболее активных членов МКПП "За заслуги в укреплении и развитии экономического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами и многолетнюю активную работу". Благодарности удостоены А. Айтикеев - президент Союза промышленников и предпринимателей Киргизской Республики, В. Богуслаев - президент - генеральный директор ОАО "Мотор Сич", президент межрегиональной Ассоциации промышленников Украины, М. Лях - президент Ассоциации Союза работодателей Словацкой Республики, Г. Скоба - президент Союза молодых предпринимателей Литвы, К. Станилов -президент Конфедерации "Союз Болгарской Индустрии", Н. Стрельцов - президент Белорусской научно-промышленной Ассоциации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловой вторник». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка