Сегодня
6 июня 2002, 18:23
Полеты за границу подешевеют
По словам министра, высокая цена билетов компенсирует недозагрузку авиалайнеров. Поэтому начинать надо с создания единого диспетчерского центра для всех украинских авиакомпаний, который отвечал бы за максимальную заполненность авиарейсов. Но это - паллиатив. Стратегическая задача - "подрезать крылья" инофирмам, которые, по словам директора госдепартамента авиационного транспорта "Укравиатранс" Андрея Шкатюка, сегодня контролируют 57% международного воздушного сообщения Украины. Противопоставить им правительство намерено сильного конкурентоспособного национального авиаперевозчика, для начала объединив две крупнейшие отечественные авиакомпании - "Международные авиалинии Украины" и "АэроСвит". В будущем, возможно, к проекту присоединятся "Авиалинии Украины", но не раньше, чем оздоровятся финансово. Предполагается, что в итоге наша пассажирская авиация сможет конкурировать с ведущими компаниями мира по уровню безопасности полетов, сервису, эффективности и прибыльности.
Каким образом? Правительство рассчитывает, что такое наращивание мускулов и концентрация мозгов позволят оптимизировать управление единой компанией, расширить возможности для инвестиций, увеличить объемы перевозок и уменьшить расходы и себестоимость услуг. Так вот где кроется главный резерв для удешевления полетов за границу! Когда себестоимость услуги ниже, то и продавать ее можно дешевле, наращивая прибыль за счет привлечения новых клиентов. Если, конечно, новоявленного воздушного богатыря жадность не заест, и вместо удешевления он не взвинтит цены на билеты.
Справка
В 2001 г. услугами украинских авиаторов воспользовались 1383 тыс. человек. Из них "Международные авиалинии Украины" ("МАУ") перевезли 283, 2 тыс. пассажиров, "АэроСвит" - 316 тыс., "Авиалинии Украины" - 105, 8 тыс. Парк компании "АэроСвит" насчитывает 5 лайнеров Boeing, "МАУ" - 6. Доля отечественных собственников в уставных фондах этих компаний - соответственно 62 и 61%.
Сами кандидаты на объединение в "единый могучий союз" оценивали эту перспективу со сдержанным оптимизмом (а после смены власти в Минтрансе такое ощущение, что "принишкли", выжидая, куда выведет). Григорий Гуртовой, гендиректор "АэроСвита", назвал приоритетной задачей будущей нацкомпании увеличение ее доли на рынке и более активное продвижение на другие авиарынки. Для чего нужны дополнительные инвестиции и создание на базе аэропорта "Борисполь" международного хаба. Президент "МАУ" Виталий Потемский подчеркнул, что национальная авиакомпания не собирается становиться монополистом на внутреннем рынке, речь идет исключительно о повышении конкурентоспособности на рынке международном.
И все же автор усомнился, что данный "проект века" не породит монополиста, который начнет устанавливать цены на авиабилеты, исходя из принципа "очень хочется денег". И высказал свои опасения в запросе Антимонопольному комитету Украины. Председатель АМКУ Алексей Костусев ответил, что в 2000 г. общая доля трех названных компаний в международных авиаперевозках Украины составляла 30, 1% (а по нашему законодательству, монополистом считается компания, контролирующая 35% и более рынка. - Авт.). И, по предварительным выводам АМКУ, их объединение приведет не к монополизации международных авиаперевозок, а к так называемой экономической концентрации, на которую, впрочем, тоже нужно согласие Антимонопольного комитета.
Но здесь возникает "но": цифирь, которой оперирует АМКУ, быстро устаревает. По статистике, за прошлый год украинские авиакомпании увеличили пассажирские перевозки на 10, 1%, а за первый квартал 2002 года - на 11, 6% по сравнению с аналогичным периодом 2001-го. "АэроСвит", например, добился в минувшем году прироста в 28, 5% и на текущий запланировал 15-процентный "взлет". Искренне надеемся, что наши труженики неба по крайней мере не снизят темпы развития. Однако такие успехи уже в следующем году позволят объединенной авиакомпании (если будет заключен именно "тройственный союз") контролировать более 35% рынка - то есть, все-таки стать монополистом.
"Я не разделяю восторгов по поводу создания единой национальной авиакомпании, - говорит Алексей Кучеренко, президент Антимонопольного союза (не путать эту общественную организацию с АМКУ). - В условиях отсутствия в Украине регулирующей комиссии в сфере транспорта, создание такой компании - довольно опасная для потребителей затея. По сути, мы порождаем монополиста, что может привести к повышению тарифов и ухудшению качества обслуживания. Ведь потребитель будет лишен возможности сравнивать цены билетов и уровень сервиса разных авиакомпаний, "выбирая" из... одной.
К сожалению, некоторые из разрабатываемых и реализуемых правительством масштабных проектов усиливают монополии и ослабляют потребителя. При этом абсолютно ничего не делается для создания механизмов защиты потребителей от диктата монополистов. Такая политика бесперспективна, поскольку приводит к росту социальной напряженности и формирует негативное отношение населения к рыночным реформам".
Вот такие диаметральные оценки получил проект. Так хороша или плоха эта затея для пассажирского кошелька? Ответ на этот житейский вопрос в решающей степени зависит от умения и желания правительства регулировать аппетиты будущей единой авиакомпании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться