О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вертолетные "болячки"

Конец 2001 - начало 2002 г. оказался для российских военных вертолетчиков как никогда трагическим. Последние две катастрофы произошли совсем недавно: 28 апреля разбился Ми-8, среди погибших - генерал Александр Лебедь; 7 мая на Алтае потерпел крушение вертолет Минобороны, погибли 11 человек.

Все так сразу бросились ругать старые российские вертолеты, что не заметили: потери американских военных за этот же период ничуть не меньше. В начале года средства массовой информации приносили вести о гибели американских вертолетчиков из самых разных точек мира: Афганистан, США и даже Филиппины. Однако все познается в сравнении, поэтому попытаемся проанализировать аварии и катастрофы, которые произошли в последнее время у нас и у них.

Американцы болеют теми же вертолетными болячками, что и мы, у них к боевым потерям можно отнести лишь один сбитый 4 марта под Гардезом вертолет и списать (предположительно) на террористический акт трагедию на Филиппинах.

Сравнивать по количеству аварий и катастроф и числу погибших
некорректно, потому что налет десятитысячного парка военных вертолетов США ни в какое сравнение не идет с "подлетами" нашей тысячи. Тем не менее одно сравнение все же можно сделать. Несмотря на небольшую выборку и неточность цифр (все они были взяты из СМИ), при ближайшем рассмотрении проявляется одна очень характерная тенденция, которая явно не в нашу пользу, - это крайне низкий уровень выживаемости наших вертолетов. Соотношение погибших к общему числу находившихся на борту во время падения вертолета у американцев составляет 0,30, у нас этот показатель не на 10-15%, а почти вдвое больше! Практически во всех случаях у нас погибали люди, то есть любая аварийная ситуация заканчивалась катастрофой.

Если даже принять во внимание вынужденную посадку, которую совершил Ми-8 29 января, все равно соотношение остается недопустимо высоким - около 50%. Это значит, что у нас из оказавшихся в аварийной ситуации (хотя повышение температуры масла в главном редукторе из-за неправильной заправки или ложное срабатывание системы пожаротушения с трудом тянет на аварийную ситуацию) погибает каждый второй. А это уже очень серьезно.

Выживаемость - это сложное свойство, определяющееся множеством факторов, основными среди которых являются конструктивное совершенство ЛА (защищенность, безопасность повреждения, индивидуальные средства спасения и т.п.), условия и способы применения авиации, организация поисково-спасательного обеспечения. Тут надо отдать должное американцам: в двух из семи случаях вертолеты упали на воду, где удар сильнее и обеспечить спасение труднее. И тем не менее они сумели спасти несколько человек.

Во всех этих компонентах мы оказались позади. И это в начале XXI века, когда все возможное и невозможное должно быть сделано для спасения человека. Главный вопрос сегодня не в том, стреляли ли боевики или не стреляли (на то они и боевики, чтобы стрелять), отказала ли техника или не отказала (на то она и техника, чтобы отказывать), а в том, почему не защитили и не спасли ни генерала, ни рядового - всех, кто по долгу службы находился в тех злополучных вертолетах.

Нельзя впадать в крайности, одни ругают наши вертолеты, другие заявляют, что они самые лучшие в мире. Нужны реальные мероприятия, направленные на повышение качества функционирования всей системы эксплуатации вертолетов, причем не одного отдельно взятого ведомства (армейская авиация или МВД), а всех вертолетных эксплуатантов независимо от принадлежности летательных аппаратов.

Подобная проблема не менее остро стоит перед нашей крылатой авиацией. Продолжительность поисков исчезнувших самолетов, за которыми следила вся страна, самое яркое тому подтверждение.

Если проанализировать аварийность гражданских винтокрылых машин, то известное соотношение тоже не в нашу пользу. Это еще один аргумент в пользу необходимости принятия срочных мер для повышения выживаемости вертолетчиков. Не о железяках нужно думать, а о людях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка