О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

О делах и планах аэронавигации России

О том, как столь огромный механизм приводится в действие, в интервью журналу ATC рассказал генеральный директор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Игорь Моисеенко

Провайдер аэронавигационного обслуживания России, бесспорно, один из крупнейших в мире. В зоне ответственности - 26 млн. кв. км, 680 тыс. км воздушных трасс, более 1,3 млн. ежегодных полетов в воздушном пространстве РФ, 45 центров ОВД разного уровня и 27 тысяч специалистов. О том, как столь огромный механизм приводится в действие, в интервью журналу ATC рассказал генеральный директор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Игорь Моисеенко

- Игорь Николаевич, насколько эффективно позволяет вам работать Единая система организации воздушного движения?

- ЕС ОрВД является важнейшим компонентом сохранения национальной безопасности государства, обеспечения безопасности воздушного движения и экономической эффективности полетов. Ведь территория и воздушное пространство, обслуживаемые Единой системой, превышают 26 млн. кв. км, протяженность воздушных трасс - около 680 тыс. км, из которых более 500 тыс. - международные. Из 869 используемых воздушных трасс - 556 международных. Организация использования воздушного пространства и обслуживание воздушного движения осуществляется 45 центрами Единой системы федерального, регионального и местного уровней. ЕС ОрВД обслуживают свыше 27 тысяч специалистов. Ежегодно всеми пользователями воздушного пространства РФ выполняется более 1,3 млн. полетов, из них более 850 тысяч - международные полеты, более 540 тысяч - внутренние и около 300 тысяч - транзитные. Единая система организации воздушного движения позволяет грамотно и оперативно планировать и координировать использование воздушного пространства России и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на нашу страну.

- Россия создает национальную аэронавигационную систему. Укрупненные центры, передовые технологии, кадры - что в приоритете?

- Одно без другого реализоваться не может. Что такое укрупненные центры без передовых технологий? Могут ли работать укрупненные центры без высококвалифицированных кадров? Ответ очевиден. Все должно развиваться параллельно. Как я уже сказал, в настоящее время ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" включает 45 центров ЕС ОВД: один Главный центр, 7 - зональных, 31 районный центр (из них 17 - с правами планирования) и 7 вспомогательных районных центров. Сегодня в полном объеме функционируют: Московский, Ростовский, Хабаровский, Калининградский, Самарский и Магаданский укрупненные автоматизированные центры ОВД. Выполнен большой объем работ по развитию Иркутского, Екатеринбургского, Якутского УЦ. Продолжается процесс создания Санкт-Петербургского, Красноярского, Новосибирского и Тюменского центров ОВД. Все они - в стадии плановой модернизации, наращиваются до укрупненных центров. Остановлюсь на некоторых объектах, введенных в эксплуатацию за последние два-три года. Ключевым элементом, позволившим задействовать Хабаровский укрупненный центр, стала АС ОрВД, созданная на основе районной автоматизированной системы УВД "Синтез-Р2" и ее подсистемы. В Калининградском центре ОВД была проведена опытная эксплуатация и приемочные испытания аэродромно-районной системы УВД "ТОПАЗ", после чего укрупненный центр заработал полноценно. В Самарском укрупненном центре осуществлен переход к планированию использования воздушного пространства и обслуживанию воздушного движения с рабочих мест АС ОрВД (системы "Планета-5" и "Альфа-5"). Магаданский укрупненный центр введен в эксплуатацию после его реконструкции и технического перевооружения, включая строительство технологического здания площадью до 1300 кв. м. В Московском УЦ завершены строительные, монтажные, наладочные и отделочные работы центра управления полетами. Установлено инженерное и технологическое оборудование. ЦУП готов к приемочной комиссии с замечаниями, не влияющими на безопасность эксплуатации здания. Ростехнадзор провел итоговую выездную проверку. Ведется работа по оформлению документов. По распоряжению Правительства РФ от 27 августа 2007 года № 1130-р Центр управления полетами был введен в эксплуатацию в 2013-м, с передачей функций управления воздушным движением в 2014 году. В этом же году мы планируем ввести эксплуатацию Иркутский укрупненный центр. Изготовлено оборудование АС ОрВД, по итогам приемо-сдаточных испытаний уточнен состав системы в части замены типа оборудования связи (КАРС "Топаз" на СКРС "Мегафон"). Ведется монтаж. Пуско-наладочные работы, автономные и комплексные испытания будут завершены уже в мае. В 2016-2019 годах намечен ввод в эксплуатацию Санкт-Петербургского, Красноярского, Екатеринбургского, Новосибирского, Якутского, Тюменского УЦ и техническое перевооружение Ростовского укрупненного центра.

- Скажите, какие новые технологии по управлению воздушным движением внедрены "Госкорпорацией по ОрВД" в последние годы?

- Совместно с филиалом "НИИ Аэронавигации" ведется работа по совершенствованию структуры воздушного пространства Московской, Ростовской, Санкт-Петербургской, Самарской и Екатеринбургской зон ЕС ОрВД. После внедрения новой структуры воздушного пространства Московской и четырех смежных зон ЕС ОрВД повысится качество обслуживания и уровень безопасности воздушного движения в самих зонах и на аэродромах, увеличится пропускная способность Московской зоны за счет оптимизации структуры воздушного пространства, повышения степени автоматизации процессов ОВД, унификации технологии работы, сокращения интервалов эшелонирования. Вместе с этим снизятся экономические потери пользователей воздушного пространства и аэропортов при сбоях воздушного движения, задержках ВС в воздухе и на земле, а также уменьшится рабочая нагрузка экипажей ВС и диспетчеров ОВД, сократится шумовое воздействие и выбросы СО2 на окружающую среду. В рамках новой структуры воздушного пространства разрабатываются схемы маневрирования с применением зональной навигации RNAV, указанием на схемах высот в футах в связи с переходом на использование давления, приведенного к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH) при выполнении полетов в районах 17-ти аэродромов. Разрабатываются схемы точного захода на посадку по GLS. В более чем 70 аэропортах, из которых 50 международных, идут работы по установке функционального дополнения GBAS. Предприятие принимает активное участие во внедрении навигации, основанной на характеристиках (PBN) в России, а также переходе на QNH. В числе новых технологий и внедрение отечественных спутниковых навигационных услуг с использованием системы ГЛОНАСС. В 74 аэропортах предприятием внедрены средства функционального дополнения наземного базирования (GBAS) - ЛККС-А-2000, что позволяет осуществлять мониторинг состояния спутниковой группировки ГЛОНАСС/GPS, а после завершения облета станций - выполнять точный заход на посадку по I категории ICАО во всех аэропортах, где они установлены. К 2020 году планируем дооснастить порядка 30 аэропортов этими элементами системы спутниковой навигации, что заметно повысит безопасность и экономическую эффективность полетов. Завершается внедрение комплексов вещательного автоматического зависимого наблюдения на полуострове Ямал и в Московской воздушной зоне, а также пилотный проект "Балтика-АЗН" для создания бесшовного маршрута Москва - Санкт-Петербург - Стокгольм. Сегодня средствами АЗН-В оснащено 35 аэропортов. К концу 2014-го планируется создать сеть АЗН вещательного типа в филиалах: "Аэронавигация Дальнего Востока", "Аэронавигация Центральной Волги" и "Татаэронавигация", начнется развертывание наземной инфраструктуры АЗН-В в "Аэронавигации Юга". К 2020 году мы будем иметь полнодоступную сеть вещательного АЗН во всех наших укрупненных центрах.

- Надо понимать, что не отстает итехническое оснащение?

- Принята Федеральная целевая программа "Модернизация ЕС ОрВД Российской Федерации на 2009-2020гг.", над реализацией которой мы работаем. Так, в прошлом году введены в эксплуатацию аэродромные радиолокационные комплексы: два АРЛК "Лира-А10" и четыре АОРЛ-1АС. В процессе ввода - еще восемь объектов. Запущены в работу моноимпульсные вторичные радиолокаторы - "АВРОРА" и "Крона-М"в четырех аэропортах: Кольцово, Самара, Туруханск, Челябинск. Аналогичным оборудованием сейчас оснащаются Новосибирск, Сыктывкар, Барнаул, Усть-Хайрюзово. В перспективе - Пулково, Вилюйск, Печора, Тюмень. Системы ближней навигации DVOR-2000/DME-2000 задействованы в аэропортах Туруханск, Подкаменная Тунгуска, Ханты-Мансийск, Внуково. РМА-90/РМД-90 введены в Черском, Киренске, Чите, Николаевске-на-Амуре. РМД-90НП - в Краснодаре, Хабаровске, Улан-Удэ и два комплекта во Внуково. Еще в 31 аэропорту ведутся работы по оснащению данными системами. Радиомаячные системы посадки СП-200 задействованы в аэропортах Краснодар, Хабаровск, Внуково (2 комплекта), Улан-Удэ. И еще 25 аэропортах оснащаются СП-200 . Автоматические радиопеленгаторы DF-2000 появились в Иркутске, Усть-Хайрюзово, Красноярске, Бугульме, Оссоре. Приводными радиостанциями АРМ-150МА оснащены Вологда-2, Туруханск, Петрозаводск. Аналогичные работы ведутся на 12-ти объектах. По программе "Реконструкция и развитие международного аэропорта Шереметьево" введены в эксплуатацию система управления наземным движением и две радиолокационные станции обзора летного поля, установленные на аэровокзальном комплексе Шереметьево-2 и в новом здании КДП.

- Для управления воздушным движением, эксплуатации и обслуживания современного оборудования нужны высококвалифицированные кадры.

- Мы стремимся создать эффективную систему подготовки молодых специалистов. Действующая структура первоначальной и дополнительной профессиональной подготовки диспетчерского и инженерно-технического состава позволяет нам полностью обеспечивать производство квалифицированными кадрами, отвечающими международным требованиям. Авиадиспетчеров и инженеров по РТОП и АС готовят три высших и четыре средних учебных заведения, а также Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профобразования - Институт аэронавигации. Предприятие учредило именную стипендию: на учебный год устанавливается 50 стипендий. За шесть лет именными стипендиатами стали 267 студентов/курсантов. С учащимися заключаются ученические контракты, в них значительное место отведено социальным обязательствам: ежемесячная доплата к стипендии - до 3000 рублей, компенсация транспортных расходов, содействие решению жилищных проблем и т.д. Предусмотрена подготовка по дополнительным образовательным профессиональным программам. Сегодня на контрактной основе учится более 600 студентов/курсантов. С 2008 года организовано ускоренное обучение диспетчеров УВД по программе среднего профобразования. За шесть лет подготовлено 407 специалистов. Еще пять групп -110 человек начали обучение в Санкт-Петербургском госуниверситете ГА в 2013 году. Ежегодно квалификацию повышают около восьми тысяч работников предприятия. Для достижения достаточного уровня владения английским языком в 2008-2011 годах 739 диспетчеров УВД прошли обучение в учебных центрах Великобритании. Необходимым уровнем владеет 99,8% диспетчерского состава, управляющего воздушным движением на международных воздушных трассах и в международных аэропортах. В данное время на конкурсной основе выбран специализированный учебный центр в стране - носителе английского языка. За два года в нем пройдут подготовку 1100 наших диспетчеров.

- Насколько важна для предприятия социальная поддержка кадров?

- Должен сказать, что это одна из самых сильных сторон "Госкорпорации по ОрВД". Таким количеством социальных программ едва ли может похвастаться любое другое предприятие. В основе социальной политики лежит принцип партнерства, идет постоянный диалог. Коллективные договоры и Соглашения это основные документы, регламентирующие взаимоотношения между работодателем и работниками. В 14 наших филиалах такие договоры продлены до 31 марта 2016 года. В Московском центре АУВД заключен новый Коллективный договор на 2014-2016 годы. Предприятием обязательства выполняются полностью. Ежегодно мы увеличиваем расходы на реализацию социального пакета. Так, в 2014-м на эти цели запланированы 2 392 млн. рублей: в расчете на одного работника расходы составляют 87,8 тыс. рублей, что выше уровня 2013 года на 15%. При этом наибольший вес (34%) в расходах на соцпакет занимает бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно в любую точку мира. Для привлечения молодых специалистов, закрепления их на предприятии предусмотрен ряд льгот. Так, окончившим вузы или средние профессиональные учебные заведения и впервые трудоустроенным на должности авиадиспетчера или инженера по радиолокации, радионавигации и связи в течение 6-ти месяцев после окончания обучения, при отсутствии собственного жилья - в течение первых 5-ти лет производится ежемесячная компенсация аренды жилья в размере 50% от стоимости аренды однокомнатной квартиры. Этим же специалистам, при условии работы на предприятии не менее 5-ти лет, в течение трех лет после обучения специальности предусмотрены ежегодные дополнительные выплаты в размере - 10%, 10% и 15% годового заработка. Для единого подхода к обеспечению жильем, при переезде в другую местность в рамках укрупнения центров ОВД, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров, молодых специалистов, повышения социальной защищенности действует жилищная программа. На ее реализацию выделено 300 млн. рублей. В зависимости от региона размер финансовой помощи составляет от 510 тыс. рублей до 1,8 млн. рублей. Наши работники ежегодно обеспечиваются санаторно-курортным лечением, есть программа добровольного коллективного страхования от потери профтрудоспособности, несчастных случаев и болезней работников службы движения, осуществляющих непосредственное УВД, и работников службы ЭРТОС. "Госкорпорация по ОрВД" учредила негосударственный пенсионный фонд "Авиаполис" для реализации корпоративной пенсионной программы, что повышает наши конкурентные преимущества по найму и закреплению квалифицированных кадров, снижает остроту процессов высвобождения персонала в ходе оптимизации структуры предприятия. Основная корпоративная пенсия в данное время составляет минимально 2040 рублей, максимально - 3060 рублей. Это одна из основных частей соцпакета наших работников.

- Как "Госкорпорация по ОрВД" выстраивает сотрудничество с другими провайдерами АНО?

- Мы исходим из важности международного сотрудничества и развиваем его, как самостоятельное направление деятельности, повышая роль и значимость предприятия в сообществе провайдеров АНО мира. В течение нескольких лет активно сотрудничаем с международными межправительственными и неправительственными авиационными организациями, иностранными авиакомпаниями. Наши специалисты участвуют в работе различных органов ICАО, регионального Европейского/Североатлантического бюро ICАО. Развивается сотрудничество с Евроконтролем: не только в связи с проведением Олимпиады-2014 в Сочи, предстоящими в России в 2016 и 2018 годах крупными международными спортивными мероприятиями, но и ростом количества полетов, в том числе транзитных из Европы в Азию и обратно. Проводятся консультации с IАТА по установлению и взиманию аэронавигационных сборов с иностранных пользователей воздушного пространства РФ, развитию транзитных маршрутов и использованию воздушного пространства. IАТА объединяет 240 авиакомпаний мира (84% объема регулярных пассажирских перевозок), большая их часть выполняет полеты в Россию или через ее воздушное пространство, что создает основную долю наших доходов, и долгосрочное партнерство в этом плане - одна из наших приоритетных задач. С провайдерами АНО взаимодействие строится на двусторонней и многосторонней основе: обмен информацией, передовым опытом по развитию и совершенствованию методов, процедур, правил, систем и средств ОрВД, использованию воздушного пространства. Мы активно работаем в рамках СНГ, Балтийского региона, с Германией (DFS), США (FAA/ATO), Великобританией (NATS), а также в составе Рабочей группы по кроссполярным и трансвосточным маршрутам (CPWG). Более тесное взаимодействие с провайдерами США, Канады, Японии, Китая позволит совершенствовать систему кроссполярных, трансполярных и трансвосточных маршрутов. Кстати, с учетом динамичного развития Азиатско-Тихоокеанского региона, роста количества полетов по этим маршрутам активизируется наше участие в работе регионального бюро ICАО в Бангкоке.

- И, безусловно, участие в деятельности КС "Евразия"?

- Координационный Совет "Евразия" - не менее важная для нас организация, которую представляют провайдеры АНО восьми стран. Нужно продолжить политику расширения, привлекая новых членов, в первую очередь из СНГ. "Госкорпорация по ОрВД" рассматривает этот орган в качестве ключевой, консолидирующей силы в регионе, способной объединить провайдеров АНО для реализации совместных проектов. С учетом этого мы будем стремиться активизировать работу нашего предприятия в КС "Евразия". По нашему мнению, создание и внедрение Международной аэронавигационной службы "Восток" для координации и согласования потоков воздушного движения в регионе Евразии должно стать приоритетной задачей КС "Евразия". Основополагающие документы - Концепция и Соглашение, определяющие порядок развертывания и функционирования МАС "Восток", подписаны еще в 2008-м. Надо, как говорится, только "засучить рукава".

- Игорь Николаевич, и в завершении интервью: Ваши пожелания коллегам?

- Становится все более очевидно, что мы должны стать одной командой. Нам надо иметь больше общих планов, проектов, активное работать в рамках КС "Евразия". Очередное совещание состоится в сентябре этого года, и надеемся, оно станет поворотным пунктом в расширении нашего сотрудничества. Хочу пожелать уважаемым коллегам сил в нелегкой работе по обеспечению безопасности полетов, успехов в реализации проектов, в том числе - совместных, высоких профессиональных достижений!

- Благодарю Вас за беседу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Air Traffic Control & Управление Воздушным Движением». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка