Голос Армении
7 июня 2002, 17:17
Над "Звартноцем" - свинцовая пелена
Парад недомолвок
Зачем было, скажем, доводить дело "до каления", а уж потом раздавать текст проекта концессионного договора депутатам не РА? Чтобы затем уже выслушивать их обвинения в искусственном создании положения "вне игры" и цейтнота?! Или зачем тот же Д. Арутюнян публично заявляет, что "в пятницу или в понедельник" (т. е. соответственно 17 или 20 мая. - А. А.) работникам аэропорта будет объявлено о том, что те из них, что по состоянию на 31 декабря 2001 года работали в аэропорту, а сейчас в связи с передачей последнего в доверительное управление иностранной компании лишатся ее, уже с 1 августа с. г. и в течение 2-х лет будут получать 50% своей зарплаты? Работники аэропорта, между тем, заждались, прямо скажем, этого объявления. (Только вчера, 31 мая, выяснилось, что 1800 работников аэропорта, наконец, заключили договор, одним из пунктов которого и является гарантия, что в случае увольнения работнику в течение 24-х месяцев будет выплачиваться половина зарплаты.)
Аэропорт "Звартноц" на самом деле серьезно нуждается в финансовых вливаниях, причем, если уж откровенно, речь должна идти о сумме, никак не меньше $1 млрд. Но вот на днях из игривых уст министра юстиции вырывается предварительная цифра в $100 млн (в первые 5 лет - $35 млн, в следующие 10 - еще $50 млн и, наконец, в завершающие 15 лет - $15 млн). Это объем инвестиций в аэропорт, причем на целых 30 лет. Помимо смехотворности этой суммы для превращения "Звартноца" в лучшую региональную авиаплощадку, непонятно, откуда вообще взялась эта цифра, ведь в концессионном договоре об этом нет ни слова: объемы и сроки инвестиций будут значиться в генеральном бизнес-плане (мастер-план), который, согласно договору, будет представлен аргентинской компанией только через полгода после того, как управление аэропортом перейдет к ней. К тому же к концу "первой 5-летки" договором предусмотрена возможность корректировки мастер-плана.
Между тем сам "переходный период" передачи аэропорта в руки аргентинской компании грозит по срокам побить уже другой рекорд. По графику он должен был завершиться еще 18 мая, затем сроки передвинули до 23 мая, но и этот день минул. При этом и приезд Э. Эрнекяна в Ереван успели один раз отложить, но 22 мая он, наконец, прилетел и... в тот же день улетел. Если вы думаете, что его приезд добавил хоть какой-то определенности, то вы ошибаетесь. Соответственно, уже в который раз на протяжении указанного процесса приходится руководствоваться исключительно слухами: говорят, что Эрнекян подписал в Ереване какие-то (?!) документы, а еще - что переходный период растянется уже до сентября.
Цвет неба, цвет мечты
Повторим: непростительной оплошностью (если не выражаться резче!) властей является абсолютно непрозрачная, покрытая пеленой секретности, двусмысленностей, недоговорок и неопределенности политика сдачи в концессию стратегического объекта государства. До сих пор мне казалось, что "в кустах" занимаются чем-то иным. Жизнь оказалась куда богаче моих традиционалистских представлений о ней.
Кстати, о традиционализме. Намеки, прозвучавшие в стенах не РА, а потом уже и в некоторых СМИ, о сексуальных пристрастиях главы аргентинской компании, на мой крайне несовременный взгляд, не имеют к будущему нашего аэропорта ровно никакого отношения, как это по какой-то непонятной логике пытаются представить. Даже если так, то давайте согласимся, что личные пристрастия Эрнекяна никак не сказались на его деловых качествах - в частности, не помешали ему в той или иной форме овладеть 33 аэропортами мира. Так что розовые мечты, как показывает практика, вполне совместимы с голубым цветом.
К разряду казусов можно отнести также и "апеллирование" наших СМИ по поводу передачи аэропорта в управление зарубежной компании не к кому-нибудь, а к удачно "подвернувшемуся" под момент самому председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергею Миронову, которому пришлось, как бы приняв эстафету у нашего министра юстиции, в свою очередь, успокаивать и остужать наиболее горячие головы: "российская сторона не выражает беспокойства", "в этом нет ничего ужасного".
Продолжим, однако, "парад" нестыковок и неопределенностей. Давид Арутюнян, отвечая на вопрос, приоткрывает еще один нюанс: если при "наилучшей"( ?!) работе концессионер не сможет выйти на 20-процентную рентабельность, то он может потребовать удлинения срока договора. Министр терпеливо объясняет "бестолковым" журналистам, что этот пункт призван обезопасить концессионера от дополнительных рисков и даже принимается перечислять могущие препятствовать достижению нужной для возврата вложенных средств прибыльности обстоятельства, как-то: природно-климатические условия (уж не на ожидаемый ли всемирный потоп намек? - А. А.), вопросы войны и мира. При этом он почему-то старательно избегает упоминания о таком важном праве концессионера, как повышение тарифов и расценок (на взлет-посадку, на обслуживание пассажиро-единицы и т. д.), что неизбежно приведет к подорожанию авиабилетов.
Паракарский офшор
Далее нам сообщается - уже из уст президента Р. Кочаряна - что со сдачей
аэропорта в концессию будет облегчена задача экспорта наших товаров на мировые рынки, а благодаря более эффективной эксплуатации грузового (cargo) терминала аэропорта, ныне используемого на 15-16%, Армения станет региональным центром транзитных грузоперевозок.
В этом, действительно, есть рациональное зерно - особенно если учесть, что, согласно правительственному постановлению, аппетиты аргентинской компании вовсе не ограничиваются пределами аэропорта "Звартноц", а включают и все окрестные села (Аревашат, Геханист, Паракар и др.). По сути, речь идет о масштабном по меркам республики проекте, в рамках которого на огромной территории (согласно генплану, который опять же по сей день не представлен. - А. А.) со статусом СЭЗ (свободная экономическая зона) предполагается построить не только увеселительные и сервисные заведения, но и чуть ли не заводы.
Это поистине "государство в государстве" будет функционировать по своим, льготным законам, в том числе таможенным (к примеру, транзитные грузы будут вообще освобождены от таможенной пошлины, что очень важно).Кстати, тем самым зона способна, как минимум, поглотить весь избыток рабочей силы, имеющейся сейчас в наличии в аэропорту. Все это, повторимся, внушает определенные надежды. Однако другой нюанс: нам сообщается, что Эрнекян возьмет на себя обслуживание государственного долга по кредиту Евробанка (ЕБРР), на который и был отстроен грузовой терминал. Напомним, что кредит на $22, 8 млн был почти полностью использован (от него осталось лишь $1, 3 млн) и, по состоянию на 30 апреля с. г., половина долга в размере $10, 8 млн государством уже была погашена. Что же касается намерения концессионера переложить на свои плечи бремя оставшегося госдолга, то об этом пока не сказано ни в одном существующем на сегодня документе. То есть мы снова, по-видимому, имеем дело с неким устным пожеланием, которое станет фактом (если станет) только после заключения отдельного соглашения.
Аэропорты нон-грата
Безусловно, самым существенным опасением во всей этой истории является угроза монополизации стратегической отрасли. Не знаю, "пострашнее" она будет "арментеловской" или "подобрее", но оговоренные в Законе "Об авиации" (в основе которого, по сути, и лежит договор с Эрнекяном) существенные ограничения, призванные исключить возможность возникновения конкурента в радиусе 250 км от "Звартноца", - это действительно большая уступка аргентинцам.
Этим самым, к примеру, аэропорты Гюмри или Степанавана на долгие годы и десятилетия обрекаются на прозябание и, уж во всяком случае, ограничиваются возможности их развития. Когда нам втолковывают, что они так и так не приспособлены к выполнению международных авиарейсов - это "от лукавого". Главным для этого является наличие пограничного и таможенного контроля, а они в том же Гюмрийском аэропорту - кстати, вот уже 5-6 лет, согласно правительственному постановлению N40, действующему в статусе международного - имеются давно. Хорошо хоть, что в договоре сделана оговорка, позволяющая совершать из других аэропортов рейсы внутри СНГ, но вот, скажем, в Турцию из Гюмри уже не вылететь.
Трое на взлетной полосе
Какова же на сегодняшний день оперативная обстановка по сдаче аэропорта "Звартноц" в руки концессионера? Весь процесс регулируется правительственными постановлениями, а потому и здесь еще хватает "белых пятен". Как удалось понять, пока вся недвижимость, здания и сооружения полудюжины бывших ЗАО на территории аэропорта передаются то ли собственно аэропорту, то ли Министерству по управлению госимуществом РА, которое затем передаст их непосредственно аргентинской компании.
Так, согласно правительственным постановлениям, ЗАО "Авиатопливо" "слито" с аэропортом, а ныне в процессе передачи находятся два других ЗАО - "Авиабуж" и "Авиаучебный центр". Не совсем ясна судьба других предприятий на территории аэропорта, но вроде бы после передачи аргентинцам занимаемых ими зданий и помещений все эти службы будут функционировать, взяв ту же самую недвижимость у концессионера, но уже на арендных условиях. Обособленными же от всего этого процесса остаются два ЗАО - "Армянские авиалинии" (кстати, Э. Эрнекян имеет право открыть здесь новые "авиалинии") и "Аэронавигация".
Кстати, общественности представлялось, что состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта требует чуть ли не безотлагательной реконструкции - и аргентинцы буквально на следующий день после того, как возьмут управление в свои руки, примутся за нее. ВПП на самом деле нуждается в усилении, но ее состояние не до такой степени ужасно, как нам внушают. Во всяком случае, разумеющие в этом толк утверждают, что полосу в ее нынешнем состоянии можно спокойно эксплуатировать еще, как минимум, год. Тем не менее, недавно на ВПП объявилась троица строителей армянского происхождения, прибывших из далекой Аргентины - покопались, осмотрелись, но, как утверждают очевидцы, погода была ненастная, так что гости, "приняв на грудь для сугреву", улетели. По всей видимости, и в этом случае повторится обычная, но не совсем оправдывающая себя в условиях Армении история с объявлением тендера на строительные работы, напрасной тратой денег и времени...
Когда же рассеется окутавший аэропорт плотной пеленой туман?
P.S. Как стало известно "ГА" вчера, правительством принято решение в ближайшие день-два закончить передачу основных фондов аэропорта компании Э. Эрнекяна. А полностью полномочия прежней администрации "Звартноца" завершатся ровно в полночь 8 июня. С этого момента для нашего аэропорта начнется "новая эра". Но с каким знаком?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Голос Армении». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться