О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Группа синхронного пилотажа "Русь": так птицы не летают

Летчиков много. Мало виртуозов, способных выполнить сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Пилотов, работающих в воздухе командой - единицы. В России всего 4 пилотажные группы. Старейшей из них этом году исполняется 15 лет. Это группа синхронного пилотажа "Русь".

...Показательное выступление пилотажных групп России - всегда захватывающее шоу. Тысячи зрителей, разгоряченных ожиданием зрелища. Пестрое море зевак слегка волнуется. Неожиданно вместо привычного голоса комментатора над толпой раскатываются звуки музыки. Из-за леса поднимается группа самолетов. Они выстроены стрелой, и, кажется, приклеены друг к другу. С грохотом команда проносится над ликующей толпой. Шоу началось, и комментатор объявляет, что в небе эскадрилья "Русь".

Пилотажная группа "Русь" была создана на базе Вяземского учебно-авиационного центра, который впоследствии был преобразован в Вяземский аэроклуб. Пилотажная группа работает на учебно-тренировочных самолетах L-39. Ее пилоты в свободное от выступлений время обучают курсантов летных училищ, "катают" богатых любителей и, конечно, тренируются. Только постоянные тренировки могут быть залогом успеха. Отработка одного маневра в плотном строю может затянуться на годы. Пилоты эскадрильи "Русь" выполняют более двадцати фигур высшего пилотажа.

Летчик пилотажной группы - профессия уникальная. И не только потому, что самолеты, на которых они работают, создавались отнюдь не для выполнения фигур высшего пилотажа. И не потому, что летчик испытывает перегрузки на пределе допустимых норм. Просто чувствовать строй на огромной скорости, идти на выполнение "мертвой петли", когда расстояние от крыла до крыла от 1 до 3 метров, способен далеко не каждый летчик, даже суперпрофессионал.

Огромная ответственность лежит на всех пилотах. Любая даже самая незначительная оплошность в небе может привести к трагедии.

..."Русь" ушла на перестроение для очередного виража (надо отметить, что перестроение - самый опасный элемент программы - осуществляются в безопасном для окружающих пространстве). Пока группа перестраивается, "солист" Валерий Соболев выполняет свою одиночную программу. Он взмывает стрелой ввысь на огромной скорости. Самолет вращается вокруг своей оси. На мгновение он застывает в воздухе, двигатель замолкает и... машина безмолвно падет вниз. Зрители визжат. Им трудно сдержаться, ведь создается впечатление, что трагедии не избежать. Еще секунда и белый самолет с бирюзовой и синей полосами с ревом выходит из пике. А с другой стороны уже возвращается группа из шести самолетов. В этот раз они построены в форме креста. Крики восторга в толпе срываются на хрип.

Когда-то "Русь" работала командой из девяти самолетов. Теперь выступают шесть плюс один. Дело в том, что найти замену выбывшему пилоту практически невозможно. Если заболеет, скажем, правый ведомый, его подменят. Но если ведущий пилотажной группы по какой-то причине не может присутствовать на выступлении, оно просто отменяется.

Летчики незаменимы, но и самолет поменять не так-то просто. L-39 - самолет разработанный еще в 1968 году. Естественно, что его уже давно не выпускают. Конечно, можно починить неисправность, но стоит это весьма дорого. И даже найти относительно новый самолет - недостаточно. Аэроклубу передали 40 самолетов. Стоят они под Барнаулом и на их транспортировку нужны огромные деньги, которых у аэроклуба нет.

В повседневной жизни пилоты "Руси" - инструкторы. Летом они тренируют курсантов летных училищ. В этом году работы много - надо обучить 12 курсантов. Еще Вяземский аэроклуб занимается подготовкой летчиков - любителей. Тренируют их все те же пилоты все той же эскадрильи. Ну а за отдельную плату в небо можно поднять и случайного гостя. Только перед полетом его проинструктируют.

...От строя отделяются двое. Они готовятся к выполнению фигуры "зеркало". Два самолета с выпущенными шасси летят рядом. Только один перевернут шасси вверх. На какое-то мгновение кажется, что самолеты действительно отражаются друг в друге. Короткая программа солиста. И вот уже шестерка снова поднимается над зрителями. В небе они разделяются на две тройки и аккуратно, как карандашом по бумаге, белыми дымами рисуют на голубом небе сердце. В это время Валерий Соболев "протыкает" это сердце дымовой стрелой. "Летчики показывают свою любовь к зрителям. Сердце пилота в небе!" - комментирует голос.

Группа ездит с показами по городам России. Приезжает, изучает местность и разрабатывает программу. Для города это праздник. В Великом Новгороде эскадрилья поднималась из-за золотых куполов Юрьева монастыря крестом. А в Ярославле группа работала над рекой, так, что зрители, стоявшие на обрыве, видели самолеты как на ладони. Специальную программу можно разработать для любого города. И практически наверняка посмотреть на авиашоу соберется все его население. Так и бывает. Проблема только в том, что очень немногие города могут побаловать своих жителей такими праздниками. На все нужны деньги, но не у всех они есть. Так что пока группа отрабатывает около десяти выступлений в год.

Получается, что виртуозы пилотажного дела, мастера высшего класса заботятся не только о новых программах, но и о самых банальных вещах. Этой зимой они вообще почти не летали, потому что не было керосина. Теперь, когда деньги на него появились, команде приходиться больше времени тратить на работу в группе. В общем, жизнь в полном соответствии с названием - все очень по-русски...

..."Русь" построенная стрелой еще раз пролетает над зрителями. В белой полосе на крыльях самолета отражается солнце. Яркая бирюзовая полоса сливается с небом. Музыка победно звучит над зрителями. Благодарная публика приветствует пилотов. Их ждет обед, заправка самолетов и дорога домой в Вязьму. Завтра выходной и летчики, как всегда, пойдут на рыбалку....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка