О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вне зоны ответственности

Был ли малайзийский "Боинг" сбит украинскими "Буками"?

Пассажирский самолет "Боинг-777"-2H6ER малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines потерпел крушение на территории Украины недалеко от села Грабово в 50 километрах от границы с Россией. В авиакатастрофе погибли все 283 пассажира лайнера и 15 членов экипажа. Вскоре после того, как стало известно о падении самолета, начали появляться версии о том, что B777 был сбит из зенитного ракетного комплекса. СМИ приводили и свидетельства очевидцев, по словам которых, малайзийский самолет был обстрелян с борта штурмовика Су-25 ВВС Украины.

Полет

Малайзийский пассажирский самолет с регистрационным номером 9M-MRD, выполнявший рейс KLM 4103, вылетел из Амстердама в Куала-Лумпур в 14:14 по московскому времени 17 июля 2014 года. Примерно в 16:20 по московскому времени, когда самолет находился уже над территорией Украины, с ним была утрачена связь. Известно, что, находясь примерно в 50 километрах от российской границы, лайнер начал снижаться, однако было ли это причиной повреждений самолета или регламентной сменой эшелона перед переходом из воздушного пространства одной страны в воздушное пространство другой, пока не ясно. Позднее обломки B777 и тела пассажиров были найдены недалеко от села Грабово в Донецкой области.

По данным Государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины ("Украэрорух"), ответственного за сопровождение пассажирских судов в украинском воздушном пространстве, полет малайзийского "Боинга" проходил в соответствии с летными нормами без каких-либо технических неисправностей. По словам генерального директора "Украэроруха" Дмитрия Бабейчука, от пилотов рейса KLM 4103 не поступало сообщений о неполадках. Последнее техническое обслуживание лайнер прошел 11 июля 2014 года. Полет самолета проходил на высоте 10,6 тысячи метров, что на 2,7 тысячи метров больше высоты официального запрета полетов, введенного украинскими властями 8 июля текущего года.

Площадь разлета обломков упавшего Boeing 777 составляет по меньшей мере один квадратный километр. Это позволяет сделать вывод о том, что самолет начал буквально разваливаться в воздухе на большой высоте. О характере повреждений на обломках самолета пока ничего не известно. О том, что малайзийский лайнер упал на территории Украины, сообщалось около 19:00 по московскому времени. Вскоре после этого Украина, Россия и украинские ополченцы начали обвинять друг друга в падении лайнера. В частности, президент России Владимир Путин полностью возложил ответственность за происшествие на Украину; президент Украины Петр Порошенко обвинил в падении самолета ополченцев; последние - официальные власти.

Любопытно, что и украинские власти, и ополченцы объявили, что пассажирский лайнер был сбит из зенитного ракетного комплекса. Так, советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко заявил, что самолет сбили "террористы" из "любезно предоставленного Путиным зенитно-ракетного комплекса "Бук". Этот комплекс якобы находился близ города Торез. В свою очередь агентство РИА Новости со ссылкой на собственный источник среди ополченцев сообщило, что незадолго до падения B777 в район Донецка был перебазирован дивизион зенитного ракетного комплекса "Бук" украинских вооруженных сил и началась подготовка к переброске в этот район еще одного дивизиона.

На следующий день, 18 июля 2014 года, Министерство обороны России объявило, что на северо-западной окраине Донецка развернуты 27 пусковых установок комплекса "Бук-М1" из 156-го зенитного ракетного полка Вооруженных сил Украины. По данным российского военного ведомства, комплексы этого типа способны обнаруживать воздушные цели на дальности до 160 километров и поражать их на всем диапазоне высот на дальности более 30 километров. Косвенным подтверждением того, что малайзийский лайнер был сбит зенитной ракетой, является большая площадь разлета обломков. Однако использовать в качестве доказательства этот факт невозможно; для этого нужно множество других данных.

"Бук"

В версии с тем, что малайзийский лайнер B777 был сбит ракетой зенитного комплекса "Бук" или "Бук-М1" (более поздние версии - "Бук-М1-2" и "Бук-М2" - были разработаны после распада СССР и на Украину не поставлялись), есть несколько уязвимых мест, из-за чего вся гипотеза выглядит сомнительной. По сообщениям украинских и российских СМИ, у падения малайзийского самолета множество свидетелей, которые, помимо прочего, заявляли и о том, что самолет сбил штурмовик Су-25 с украинскими опознавательными знаками. Вопрос о способности человеческого зрения разглядеть тип и принадлежность самолета на высоте десяти тысяч метров можно не рассматривать.

Интересно другое. Ракета зенитного комплекса "Бук" в силу своих конструктивных особенностей оставляет за собой отчетливый дымный след, который способен держаться в воздухе до десяти минут. Однако в течение нескольких часов свидетельских показаний о таком следе не появлялось. Они начали появляться только днем 18 июля. В частности, украинский портал РКМ выложил фотографию дымного следа зенитной ракеты, якобы пущенной по малайзийскому "Боингу". Достоверность фотографии неизвестна, но, по данным РКМ, ее обнародовал Геращенко, уточнив, что пуск был произведен из третьего микрорайона города Торез.

Следует отметить, что для комплексов "Бук-М1", способных распознавать цели классов "самолет", "вертолет" и "баллистическая ракета", вероятность поражения крупной воздушной аэродинамической цели составляет 60-70 процентов. В частности, по этой причине огонь из комплекса по самолетам ведется не менее чем двумя последовательными пусками ракет. Это означает, что у запуска ракет из зенитного комплекса такого типа просто должны быть свидетели. Точную же информацию о том, был ли произведен запуск ракет-перехватчиков, могут дать только средства объективного контроля. Например, данные радиолокационной станции "Воронеж-ДМ" в Краснодарском крае или систем контроля в Ростовской области России.

Кроме того, комплексы "Бук-М1" в полном своем составе, то есть вместе со станцией обнаружения и целеуказания и командной машиной, способны поражать воздушные цели на высоте до 18 тысяч метров и на дальности до 25 километров. Эти параметры сильно зависят от высоты и скорости полета летательного аппарата, обнаруженного радаром системы. Полным набором этих машин располагают только украинские военные. Тем не менее, если 27 пусковых установок "Бук-М1" расположены в пригороде Донецка, как это утверждает Министерство обороны России, малайзийский лайнер вероятнее всего находился вне зоны их поражения.

В конце июня 2014 года донецкие ополченцы объявили о захвате воинской части А-1402 противовоздушной обороны. По информации украинских властей, вся боеспособная техника была вывезена из этой части до захвата. Ополченцы же утверждали, что в их распоряжении оказался комплекс "Бук". Позднее в сети были опубликованы несколько фотографии, из которых следовало, что донецкие ополченцы располагают по меньшей мере одной самоходной огневой установкой комплекса "Бук-М1". Она может быть использована как самостоятельная боевая единица для поражения воздушных целей, однако без системы обнаружения и целеуказания для нее доступны только цели на высоте не более шести тысяч метров.

18 июля 2014 года генеральный прокурор Украины Виталий Ярема доложил президенту Порошенко, что ополченцы не захватывали комплексы "Бук" и С-300 и не имеют такого вооружения. По разным данным, украинские военные в настоящее время располагают 34 зенитными ракетными комплексами С-300В1/ПС. Их технические характеристики позволяют сбивать воздушные цели на высоте более десяти тысяч метров, однако позиции таких комплексов фиксированы, а инструментальные средства обнаружения и классификации целей однозначно позволяют различать гражданские и боевые самолеты.

В случае с С-300, если самолет был сбит ракетой этого комплекса, можно будет говорить об умышленном обстреле B777. Правда, в этом случае неизвестно, с какой именно позиции мог вестись огонь. Между тем Министерство обороны России 18 июля объявило, что накануне российские радиотехнические средства фиксировали работу радиолокационной станции "Купол" комплекса "Бук-М1", дислоцированного в районе села Стыла. Оно расположено примерно в 35 километрах от Донецка и в 80 километрах от села Грабово, неподалеку от которого упал малайзийский "Боинг". До ноября 2013 года на вооружении Украины стояли и комплексы С-200В, однако о них достоверной информации пока нет.

Выводы

В настоящее время достаточных данных, позволяющих сделать хотя бы приблизительные выводы о том, что произошло в небе Донецкой области, нет. Ополченцы объявили, что обнаружили "черные ящики" с борта малайзийского B777 и готовы передать их Межгосударственному авиационному комитету для расшифровки. Записи бортовых самописцев позволят узнать, что происходило на борту пассажирского лайнера до момента катастрофы. Тщательное же обследование обломков самолета позволит определить, был ли он сбит. Но даже в том случае, если повреждения позволят говорить о том, что самолет сбили ракетой, и определить тип ракеты, выяснить место ее запуска будет практически невозможно.

Наконец, даже если выяснится, что лайнер действительно поразила ракета, установить, кто именно ее запустил будет и вовсе невозможно. Зенитные ракетные комплексы типов "Бук" и С-300 оснащены системами регистрации параметров боевой работы, данные с которых позволят с высокой степенью уверенности говорить, был ли конкретный комплекс использован для поражения именно малайзийского самолета. Но вероятность того, что ополченцы, украинские военные или Россия (по одной из прозвучавших версий, самолет сбили российские С-300, находящиеся на территории Ростовской области) предоставят международной комиссии доступ к данным своего зенитного вооружения, стремится к нулю.

В итоге получается, что какие-то комплексы точно были в районе Донецка. Все остальное необходимо будет выяснить международной комиссии, в состав которой должны войти представители всех заинтересованных стран. Пока же полеты пассажирских самолетов над территорией Украины официально запрещены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка