Boeing-777: сложность следствия
Катастрофа малайзийского Boeing-777 произошла не в самом удачном месте с точки зрения соблюдения процедуры расследования авиационного происшествия
Катастрофа малайзийского Boeing-777 произошла не в самом удачном месте с точки зрения соблюдения процедуры расследования авиационного происшествия.
Самолет был сбит над территорией, которую контролируют силы "ДНР". Факт массовой гибели людей - очень печальное событие, и сознание сразу начинает цепляться за всякие "если бы". "Если бы" Киев официально признал, что ведет военные действия, и на территории Донбасса действует минимум чрезвычайная ситуация - гражданские самолеты в этом районе летали бы нечасто. Если бы Киев продлил действие режима бесполетной зоны, который был отменен буквально на днях, ни малайзийской авиакомпании, ни других гражданских бортов в этом районе точно так же не было бы. Но эти "если" не произошли, и теперь святая обязанность Киева - обеспечить процесс объективного расследования инцидента и опознания погибших.
Международные правила имеют описание процедуры, которая проводится на территории, где действуют несколько "официальных" носителей власти. В нашем случае на территории Украины возникло новообразование - "ДНР". У республики нет официального статуса, но есть реальный контроль над территорией. По международным правилам, расследование авиационных катастроф в таких ситуациях ведут не авиационные власти конкретной страны, а международная комиссия, в которую включают как официальных представителей, так и лиц от непризнанных государственных новообразований. На практике это означает, что "ДНР" совместно с киевскими властями будет присутствовать в комиссии, и в обязанности двух сторон одной власти будет входить обеспечение безопасного проведения непредвзятого расследования катастрофы.
Процесс расследования авиационной катастрофы требует соблюдения нескольких требований. Во-первых, район падения самолета должен быть оцеплен и тщательно осмотрен, все фрагменты самолета, как и тел погибших, должны быть максимально тщательно собраны. Как известно, "ДНР" обеспечила оцепление района катастрофы, и, что самое главное, позволила масс-медиа вести съемки с места события. Такое решение позволит избежать обвинений в подтасовке на месте события, и, кроме того, дает возможность экспертам, не привлеченным к расследованию, составить свое мнение о возможных причинах происшествия.
Если иностранное судно потерпело катастрофу, расследование проводится с участием авиационных властей страны, где зарегистрирован лайнер, в данном случае - малайзийскими. В расследовании также принимают участие представители фирмы-производителя самолета, в данном случае - концерна Boeing.
Поскольку катастрофа произошла на приграничной с Россией территорией, логично привлечение к расследованию и российских авиационных властей в лице Межгосударственного авиационного комитета. Решение ополченцев передать "черные ящики" самолета в Москву связано с правовой коллизией подконтрольности территорий, ведь изучать записи должны были эксперты украинских авиационных властей. С другой стороны, присутствие в этой ситуации "третьей стороны", которая обладает в авиационном мире достаточным авторитетом, - это своеобразная гарантия проведения непредвзятого расследования со стороны международного экспертного сообщества. Или же - повод сомневаться в его результатах.
В течение ближайших часов могут последовать заявления, подтверждающие одну из позиций, за или против. В то же время в обязанности местных властей, будь они от "ДНР" или от Украины, остается обеспечение проведения осмотра местности, чтобы иметь достоверную картину разброса обломков самолета. Точная картина, как и поиск фрагментов ракеты, повредившей самолет, поможет в построении достоверной версии аварии самолета.
В обязанности властей также входит организация процедуры опознания тел родственниками погибших. Это нелегко сделать даже в мирное время: нужны передвижные лаборатории для отбора образцов ДНК, нужны места хранения для тел погибших - ближайшие морги, где родственники могли бы опознать тела своих близких. Помимо организации процедуры опознания требуется налаживание предоставления психологической помощи родственникам, а они, как правило, иностранные подданные, не владеющие русским или украинским языком. Значит, потребуются переводчики при психологах или привлечение волонтеров. Помимо этого, требуется некое место, где соберутся эксперты, родственники, представители официальных властей и следствия. Где оно может быть? Вряд ли в аэропорту Донецка, скорее уж - Днепропетровска. Получится ли забыть о политических распрях и военном противостоянии? Почему-то слабо верится в картину всеобщей консолидации для проведения расследования катастрофы. Однако, это - прямые обязанности властей, если, конечно, они еще могут выполнять свои обязанности, а не увязли в политической войне....