Коммерсантъ
22 июля 2014, 09:47
Обломки Boeing падают на Россию
Ситуация вокруг сбитого на Украине малайзийского Boeing 777 становится ключевым фактором мировой политики
Выводы
Хотя реальное расследование трагедии малайзийского лайнера, по сути, так еще и не началось, стороны украинского конфликта с выводами уже определились. Президент Петр Порошенко назвал трагедию терактом и доказательством "внешней агрессии против Украины". После чего пообещал добиваться признания самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик террористическими организациями.
Руководство этих республик возлагает ответственность на украинскую сторону. "Причиной трагедии является бесчеловечный замысел, у которого могут разные авторы: киевская власть, украинские генералы-"ястребы" или действующие по своему усмотрению лидеры Нацгвардии и "Правого сектора",- заявил вице-премьер ДНР Андрей Пургин.- Цель замысла с самолетом очевидна: заставить мировое сообщество считать население Донбасса не заслуживающими снисхождения преступниками".
Но куда более серьезные последствия может иметь то, что главный вывод уже, похоже, сделали США. "Мы достоверно знаем, что самолет был сбит ракетой "земля-воздух", выпущенной с территории, контролируемой сепаратистами",- заявил в конце минувшей недели президент Барак Обама. А госсекретарь Джон Керри, который вчера дал интервью на тему трагедии с Boeing всем ведущим американским телекомпаниям, пошел еще дальше. Он объявил, что ЗРК, с помощью которого на востоке Украины сбили малайзийский Boeing 777, "был передан из России в руки сепаратистов". Это означает, что США возлагают ответственность за трагедию не только на ополченцев, но и на Москву.
В пресс-службе президента РФ вчера не стали комментировать "Ъ" утверждения госсекретаря США. Зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) заявил "Ъ", что обнародованную Джоном Керри версию "произнесли украинцы", США же хочется быстро "назначить виноватого".
Позиция ключевых стран ЕС является, хотя и не столь однозначной, но не менее жесткой. Президент Франции Франсуа Олланд, британский премьер Дэвид Кэмерон и немецкий канцлер Ангела Меркель договорились вчера требовать от президента РФ, чтобы он убедил украинских ополченцев обеспечить свободное и независимое расследование катастрофы лайнера. Если же Россия не примет необходимых для этого мер, Евросоюз уже во вторник (когда соберутся главы МИДов стран-членов) готов обсудить введение новых санкций в отношении Москвы.
С Владимиром Путиным вчера вечером связалась по телефону Ангела Меркель. Как сообщила пресс-служба Кремля, лидеры двух стран согласились, что "для организации объективного и независимого международного расследования" важно обеспечить "всеми сторонами внутриукраинского конфликта необходимые условия, прежде всего предоставление гарантий безопасной работы специалистов", а заодно подтвердили "приоритетный характер скорейшего прекращения боевых действий и налаживания мирного переговорного процесса".
Расследование
Таким образом, основные надежды РФ могут быть связаны именно с проведением независимого расследования трагедии, результаты которого были бы приняты в мире. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) для этого, судя по всему, вряд ли подходит. Источник "Ъ" в МАК пояснил, что его участие в расследовании катастрофы на территории Украины возможно лишь после того, как власти этой страны официально обратятся с такой просьбой, а этого не было. Более того, поскольку авиакатастрофа произошла за границей, лайнер был произведен и эксплуатировался иностранными компаниями, а среди потерпевших нет граждан РФ, у России, говорит собеседник "Ъ", нет оснований для какого-либо участия и в расследовании ЧП.
Источник "Ъ" пояснил, что первым шагом в любом расследовании такого рода авиакатастроф является создание международной комиссии, в которую должны входить представители авиакомпании-владельца воздушного судна, властей государства (в данном случае Малайзии), производителя лайнера - компании Boeing и правительства страны, на территории которой зафиксировано ЧП.
Все необходимые технические экспертизы, в том числе и расшифровку "черных ящиков", по международному законодательству, могут проводить специалисты компании-производителя самолета, что "является абсолютно нормальной практикой".
МАК уже предложил создать международную комиссию по расследованию обстоятельств крушения Boeing 777 под эгидой Международной организации гражданской авиации (ICAO), исследование бортовых регистраторов ("черных ящиков") также, по мнению МАК, должно проводиться под контролем этой международной комиссии. Что касается возможных манипуляций с "черными ящиками", то, как заверили опрошенные "Ъ" эксперты, следы проникновения в содержимое регистратора впоследствии почти наверняка будут обнаружены представителями компании-производителя или другими специалистами в этой области.
"Выводы международных экспертов о том, кто виноват в трагедии сбитого малайзийского лайнера, способны кардинально изменить ситуацию вокруг украинского кризиса,- заявил "Ъ" военный эксперт, замредактора Ежедневного журнала Александр Гольц.- Если появятся убедительные подтверждения американской версии о том, что самолет в самом деле сбили ополченцы, России вряд ли удастся избежать повторения ситуации сентября 1983 года, когда после инцидента с южнокорейским Boeing СССР стал в глазах Запада "империей зла". В этой ситуации России будет сложно убедить мир в достоверности своей версии происшедшего". Если же вопреки американской версии выяснится, что самолет сбили силы ПВО Украины, это радикально изменит ситуацию в отношениях Киева с Западом, считает эксперт. "Если допустить, что такое произойдет, Украина моментально утратит ту симпатию, которую к ней испытывают на Западе после Майдана. Россия же, напротив, получит шанс на реализацию своего сценария украинского урегулирования, с которым придется согласиться Западу",- считает собеседник "Ъ".
Первыми представителями международных организаций, прибывшими в пятницу на место падения малайзийского Boeing 777, стали 17 сотрудников миссии ОБСЕ на Украине. Однако начать полноценную работу им с ходу не удалось. В первый день охранявшие район крушения ополченцы предоставили экспертам, по их свидетельству, лишь чуть более часа для изучения места трагедии. А секретарь миссии ОБСЕ на Украине Майкл Бочуркив сообщил, что на месте трагедии помимо экспертов организации находились люди с неустановленным мандатом. "Мы не знаем, что это за эксперты. Контакты очень сильно ограничены,- пожаловался Майкл Бочуркив.- Тут много хорошо вооруженных людей. Они за нами пристально следят".
Это дало повод президенту Украины Петру Порошенко объявить, что "европейским экспертам мешают работать". А представитель Госдепа США Джен Псаки посетовала, что "части самолета и другие обломки растаскивают, а потенциальным вещественным доказательствам наносят повреждения". Эти заявления вполне могут быть прелюдией к тому, чтобы в дальнейшем не признать выводы международных экспертов.
"Даже выводы ICAO, какой бы авторитетной ни была эта организация, не поставят точку в этом споре,- заявил "Ъ" директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев.- Очевидно, что несогласная с этими выводами сторона или стороны бросятся оспаривать эти заключения, ссылаясь на то, что эксперты не обладали всей полнотой информации. При этом давление Запада на Россию в любом случае будет нарастать"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 28, 2024
Авиационный пресс-клуб соберётся на двадцать третью встречу
Ноябрь 28, 2024
Цены на билеты рухнули: авиакомпании объявили фантастические скидки в "Черную пятницу"
Ноябрь 28, 2024
Аэропорт Владикавказа возобновил работу
Ноябрь 28, 2024
Владимир Богатырев: "Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"