О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Командир вертолета Ми-8 Тахир Ахмеров: Мы с Лебедем разбились при изумительной погоде

Государственная комиссия сочла виновным в катастрофе экипаж вертолета - командира Тахира Ахмерова, командира-стажера Алексея Куриловича, бортинженера Павла Евсевского. Они остались живы. Возможно, им будут предъявлены обвинения в халатности, повлекшей по неосторожности смерть людей (статья 293, часть 2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Корреспондентам "КП" удалось проникнуть в больничную палату, где проходит лечение экипаж.

- Тахир, давайте начнем с самого начала...

- Итак, 26 апреля я получил задание - везти губернатора и его команду в Ермаковский район.

- Вы раньше возили Лебедя?

- Конечно. Я почти год с ним летал. На следующий день, 27-го, мы с бортинженером и вторым пилотом подготовили машину, документацию, уточнили количество пассажиров, проанализировали погоду.

- У вас были метеосводки?

- Это правильнее назвать анализом. Циклон, согласно прогнозам, 28-го должен был пройти. Поэтому мы решили: приедем утром, посмотрим на прогнозы и доложим губернатору.

- Наступило утро...

- Утром 28-го я пошел в гараж, взял машину и поехал собирать ребят, потому что некому нас в аэропорт возить. Вылет был назначен на 7.30, но мы уже где-то в шесть все были на месте. Машину расчехлили, загрузили на борт питание для пассажиров, водичку и прочее. Еще раз проанализировали погодные условия. Над Красноярском стояла изумительная ясная погода. Посмотрели Абакан. Там всегда давали прогноз 1800 метров высоты облачности. Но в тот, как специально, выдали 1600.

- Что это значит?

- Это значит, что от земли до облаков - 1600 метров. По документам в равнинной местности, а Ермаковский район относится именно к такой, достаточная высота облачности - 150 метров. А было 1600! Это летный прогноз? Более чем!

- Тогда зачем вы об этом рассказываете?

- Повторяю: Абакан всегда давал высоту 1800, а в этот раз дал 1600. Получается, что 200 метров мне якобы не хватало! Приезжает комиссия и решает, что я летел с нарушением требований. Хотя, когда мы пролетели Ермаковское, все знали, что высоты облачности нам хватало за глаза.

- Для вас имеет значение, где летать, - в горах или над равниной?

- Не имеет. Я имею допуск ко всем видам полетов.

- Вам был известен маршрут?

- Не совсем. Мы сели в Соснах, взяли губернатора и журналистов. Лебедь подошел, поздоровался и сказал: "Летим в Ермаковское, там сядут представители местной администрации, и они покажут, куда дальше лететь". Больше он в кабину не заходил.

- Вас обвиняют в "отклонении от заданного курса"...

- План полета давался примерно так: Сосны - Ермаковское - Ермаковский район. Предполагалось, что мы будем летать в радиусе 100 - 150 километров. Это нормально! Здесь нет никакого нарушения. Вертолет - воздушное такси, куда скажут, туда и везем. И прежде, когда летали с губернатором, всегда так делали.

- Кто управлял вертолетом?

- За штурвалом был Алексей (Курилович. - "КП"). Он на основном рабочем сиденье, а я в качестве второго пилота. Погодные условия позволяли это сделать! Если бы они были плохими, то основное управление я бы взял на себя. Я ведь по должности командир-инструктор.

- Итак, вы сели в Ермаковском, что было дальше?

- Там уже ждала машина. В ней был глава района Роговой, директор Шушенского санатория Подгорный и еще один человек. Роговой сказал: "Путь будет показывать Подгорный". Сели, я подозвал Подгорного, спросил, куда лететь. Он сказал, что пойдем по дороге в сторону Кызыла. Где-то 60 - 80 километров. Там приготовлена площадка. Прикинули - это входит в равнинную местность, не в горную, а в равнинную! Взлетели, доложили в Абакан, и визуально по дороге пошли в сторону Кызыла.

- А погода?

- Погода была изумительной! Когда дошли до Танзибея, то увидели, что дорога обходит гору с двух сторон. Я сказал: "Давайте пойдем по правой", но Подгорный не согласился: "Нет, нам надо по левой". Я: "Видите линию ЛЭП? Это опасно". Но он настоял.

Налево, как я предполагаю, им надо было, потому что там дорогу закрывали щитами от камнепада, возможно, они хотели это показать Александру Ивановичу. Шли вдоль дороги где-то на высоте 100 метров, что вполне допустимо. Затем дорога пошла вверх, на высоте 900 метров было уже много снега, к тому же солнце поднималось, и белизна была ослепительная. Но линия ЛЭП, столбы, машины прекрасно просматривались. Высота облачности была под 2000 метров, видимость - километров пять.

Мы выполняли требования заказчика. Вертолет ведь не летает по прямой на высоте 6 километров. Мы можем снижаться и до высоты 5 метров. Мы можем зависнуть, да все, что угодно. Здесь нет ограничений.

- На картах была обозначена ЛЭП?!

- Она, конечно, должна обозначаться, но у нас были карты 1956 года. Заявку на новые мы дали буквально накануне. Но это не главное. Мы ведь летели визуально и ЛЭП прекрасно видели и не упускали из вида. Она в горах петляет по обе стороны дороги, мы ее несколько раз пролетали. Я ребятам сказал: "Очень внимательно, не упускайте из вида линию ЛЭП, это самое главное!"

- А кто в это время был за штурвалом?

- Я был. С того момента, как вошли на возвышенную местность, управление взял на себя. Ребята следили за ЛЭП. И вот, когда остался всего километр до места посадки, представитель администрации Подгорный сказал: "Все, сейчас линия ЛЭП уходит влево, немного пройдем, и будет площадка для посадки" - вроде как успокоил, не надо, мол, напрягаться.

В этом месте дорога делает крутой изгиб. До этого шли на ста метрах, а тут пошли в гору, высота естественно стала снижаться. А сама линия - высотой 30 метров. Мы вышли из-за изгиба, и вот она - ЛЭП!

Видимо, он, Подгорный, не совсем хорошо знал местность или что-то напутал. Я не ищу виновника. Я командир и несу полную ответственность.

- Момент крушения помните?

- Помню, как сейчас. Среагировать я все-таки успел, хотя все произошло в доли секунды. Рванул штурвал на себя, и мы почти сумели проскочить провода поверху. Не хватило мощности, процента два-три, иначе перелетели бы... Самый верхний провод мы даже не зацепили, просто машина встала прямо на него. Секунд пять стояли, я чувствую - машине не хватает мощности выскочить. Машина начала снижаться, и я, естественно, стал оттягивать ее назад, от проводов подальше, чтобы не сгореть и не взорваться. Сколько мог, тянул, но лопастями порвали верхний провод (громоотвод, он не под напряжением. - Авт.). Впрочем, если бы порвали основные провода, было бы хуже. Знаете, какое там напряжение?

Задевали мы провода лопастями по касательной, потому и удалось удара током избежать. Хотя все равно сильно искрило. Провод громоотвода намотался на втулку, после чего лопасти начали хаотично прыгать и отрубили хвостовую балку. А у нас педали управления с ней соединены тросами, которые в таких случаях рвутся, и получается сильнейший удар - несколько тонн. Почему у нас с Лешей (Куриловичем. - Авт.) ноги одинаково и переломаны.

Очнулся уже на земле. Рукой пытаюсь пошевелить - не получается, ногами - тоже, только хруст стоит. Другой рукой пытаюсь выключить работающий двигатель - не выходит, видимо, что-то оборвалось. Тут меня из машины вытащили, отволокли метров на двадцать, я говорю: "Хватит, тушите пламя из выхлопов, иначе топливо взорвется". Его снегом кое-как успели забросать.

Потом меня погрузили в машину и увезли.

Официальная версия

Установлено, что катастрофа Ми-8 произошла в результате его столкновения в полете с линией электропередачи и последующего падения на землю...

Факторами, обусловившими авиационное происшествие, является неудовлетворительная подготовка экипажа к выполнению полета, проявившаяся прежде всего в незнании рельефа местности, ориентиров и расположения препятствий; принятии экипажем решения выполнить полет по маршруту Ермаковское - озеро Ойское по нелетному прогнозу погоды для горного участка маршрута; выполнении экипажем полета по горному ущелью в условиях ограниченной видимости на предельно малой высоте, что непосредственно привело к столкновению вертолета с ЛЭП...

Недостаточность подготовки экипажа к полету в значительной степени была обусловлена незнанием им точного места назначения...

(Из заключения Государственной комиссии, занимавшейся расследованием катастрофы вертолета Ми-8, бортовой номер 22158.)

Командир-стажер Алексей Курилович:

- Как самочувствие, Алексей Владимирович?

- Кости в 40 лет медленно заживают. Не ноги ведь были, а мелкое крошево. Мне штук пятнадцать скобок на одну левую поставили. Так напичкали железом, что теперь ни одна таможня не пропустит.

- Что помните о том полете?

- Летели невысоко, но не нарушая летных правил. Два раза ЛЭП пересекли. Потом стали слева облетать гору. Хорошо видна была дорога справа, метрах в пятидесяти. Кстати, потом кое-где говорили, что мы по "КамАЗу" на дороге ориентировались - это неверно, его просто с борта хорошо видно было, вот пассажиры, наверное, так и подумали.

Снега не было, так, мелкая крупа в воздухе, единственное неудобство - белизна внизу отсвечивала. Провода на ЛЭП были плохо видны, обледенели. Поэтому мы и следили во все глаза. Когда зацепились за громоотвод, Тахир попробовал выправить положение. А так бы на проводах изжарились.

Когда упали, какое-то время пролежал без сознания. Очнулся - обе ноги по колено в крови, не пошевелить. Отстегнули ремни, вытащили меня. И я опять потерял сознание.

- Вы знаете, в чем обвиняют экипаж?

- Телевизор смотрим. Уши вянут. И неподготовленные мы были, и пьяные, и Лебедь нас в плохую погоду лететь заставил. Простите, у меня 22 года летного стажа, у Тахира - 29, допущены мы к полетам над любой местностью и любой степени сложности. И не дрова возим. Я накануне даже рубашку новую к форме купил - как-никак с губернатором лететь.

Где-то даже написали, что мы, члены экипажа, после трагедии друг друга ненавидим и поэтому лежим в разных палатах. А мы специально все в одну попросились, чтобы веселее было. И никто нас не охранял, как писали, и психологи с нами не работали. А вот врачам спасибо, с того света вытащили.

Бортинженер Павел Евсевский:

Из экипажа сильнее всех пострадал бортинженер Павел Евсевский. Разрывы печени, диафрагмы... Врачи двое суток боролись за его жизнь, провели две сложные операции. Лишь недавно Павел стал питаться самостоятельно, сейчас его самочувствие стабильно.

Вот что говорит он о самых драматичных мгновениях полета:

- За несколько минут до падения начали отслеживать ЛЭП. Погода вполне летная. Правда, провода было видно плохо - их скрадывал налет инея. Вдруг примерно в 40 метрах увидели провода ЛЭП. Ахмеров резко взял ручку управления на себя и увеличил мощность двигателя. В какой-то момент показалось, что вывернемся. Но произошел зацеп. Двигатели взвыли, мощность упала.

Когда начали падать, я приготовился отрубать подачу топлива, но не успел. Услышал шум, скрежет, заискрило. Снег нас спас, мягко приземлились. Когда очнулся - попытался все-таки выключить подачу топлива, сил не хватило, потерял сознание. Правда, говорят, я кнопку потом бессознательно вырубил, не знаю, может быть.

Когда вытаскивали - боль чувствовал кошмарную. А потом в Ермаковской больнице зашивали рваные раны на живую. Обезболивающих, что ли, у них не было?

Проверка слуха

Кричал ли Лебедь перед смертью ?

В ряде российских СМИ появилась расшифровка последних записей бортового самописца погибшего Ми-8. Вот что думает по этому поводу корреспондент красноярской телерадиокомпании "Афонтово" Сергей Зыблев, лично слышавший запись:

- Пилоты разговаривали очень спокойно. Без суеты, судя по разговору - высматривали ЛЭП. В кабине, кроме них, находился только директор Шушенского санатория Подгорный, неплохо знавший эту местность, помогавший летчикам своими советами. Никаких посторонних голосов, в том числе голоса губернатора, слышно не было. Тем более не было никакой нецензурной брани. Последнее, что слышно, - крик кого-то из членов экипажа: "ЛЭП!"

Очень резко отреагировали на эти публикации сами пилоты:

Алексей Курилович:

- Я козлу, который это написал, в глаза хочу посмотреть! От начала до конца все - полная туфта. Не было никакого "молока". И криков из салона никаких не могло быть записано. Все, что может быть на пленке, - пишется с наших микрофонов, то есть на ней могли быть только наши голоса.

Павел Евсевский:

- Это просто кощунство. Все произошло в доли секунды, там подумать-то не успеешь, не то что крикнуть. Правдива только одна фраза, про ЛЭП, и то без мата.

А вот расшифровка подлинная

В распоряжении "КП" оказалась настоящая расшифровка разговоров пилотов перед крушением. В ней нет драматического накала и предсмертных криков губернатора Лебедя. Все случилось в считанные мгновения. (Печатается с незначительными сокращениями)

Проверяющий:

- Взлетели с Ермаковского, по дороге вниз пойдем в район Кызылского тракта, это идет на удалении 80 км от Ермаковского по дороге... По дороге будем следовать, по трассе, на открытие трассы едем и посадку на точке доложим вам.

Диспетчер:

- Обратно-то вас когда ждать?

Проверяющий:

- Это уже не от нас зависит, как губернатор закончит открытие... Подсказывают, где-то в 6 часов вечера будем.

Бортинженер:

- Позвать его, может, пускай... Пойду передам.

Проверяющий:

- К левой пойдем.

КВС:

- Куда им пора поворачивать? Чтоб видел ее. Ну и что?

Проверяющий:

- Там повернет и потеряешь.

Неизвестный:

- Мостов нету, б...дь, вот этих... карта старая, сейчас, вот мост пролетели, нету на карте.

Проверяющий:

- Смотрите, чтоб ЛЭП нигде не зацепить.

КВС:

- Давай выше.

Проверяющий:

- Пересекаем ее.

КВС:

- Она слева ушла.

Проверяющий:

- Смотрите. ЛЭП слева.

Проверяющий:

- Я там смотрю, вы смотрите ЛЭП.

Неизвестный:

- Да, да, да, да.

Проверяющий:

- Так ЛЭП, ЛЭП. Будем пересекать. Направо поворачиваем... (Неразб. - голос без микро-фона.)

КВС:

- ЛЭП пересекаем.

Неизвестный:

- Вот сейчас направо дорогу.

Проверяющий:

- Смотрим.

Неизвестный:

- Вот дорога пошла.

КВС:

- ЛЭП слева.

Неизвестный:

- Тут опять близко к дороге подходит.

Проверяющий:

- Смотрим, смотрим, хорошо.

Неизвестный:

- ЛЭП слева.

Проверяющий:

- Хорошо.

КВС:

- Слева... Дорога справа, ЛЭП справа.

Проверяющий:

- Прекрасно.

КВС:

- Ага, вот тут дорога идет.

Неизвестный:

- Пересекаем, командир.

Проверяющий:

- Ага.

Неизвестный:

- Так, пересекли, нормально.

Неизвестный:

- А вот он справа идет.

Неизвестный:

- Ё мое. (Возможно, голос б/инженера, увидел ЛЭП из кабины.) Х...она.

КВС:

- Пересекаем ЛЭП.

Проверяющий:

- Пока не пересекаем.

Неизвестный:

- Да пока не надо, идет ровный изгиб.

Проверяющий:

- Ага.

Неизвестный:

- Так, вот сейчас будем...

Неизвестный:

- Контакт.

Неизвестный:

- Стоп! Вверх!

КВС:

- ЛЭП, ЛЭП, ЛЭП, ЛЭП, ЛЭП, ЛЭП.

Неизвестный:

- Еще, еще вверх!

Неизвестный:

- Е... в рот!

Прекращение записи.

Список участников переговоров:

Проверяющий - командир вертолета Ми-8 Тахир Ахмеров

КВС - командир воздушного судна, командир-стажер Алексей Курилович

Б/и - бортинженер Павел Евсевский

неразб. - неразборчивая фраза

Неизвестный - тот, кто находился в кабине, кроме пилотов (Подгорный)


Вопросы - ребром

Расследование трагического инцидента показало, что даже высокопоставленные чиновники не застрахованы от российского разгильдяйства. В связи с этим "КП" хотела бы услышать от компетентных лиц ответы на следующие вопросы:

1. Откуда появилась официальная версия о плохой погоде во время инцидента?

2. Почему у пилотов была карта местности аж 1956 года? Почему не было современной карты?

3. Почему пилотам показывал дорогу посторонний человек - представитель райадминистрации?

Мнение прокурора Красноярского края Виктора Гриня:

- В акте госкомиссии указан ряд нарушений в организации вылета и следовании по маршруту, однако причины этих нарушений не установлены даже самим актом. Нам же необходимы окончательные выводы. Следствие еще даже не установило, находятся ли действия летчиков в причинной связи с авиакатастрофой.


Выборы-2002

Петр Пимашков официально заявил о своем намерении баллотироваться на пост главы Красноярского края.

Произошло это на берегу реки Енисей, где глава города принимал участие в церемонии спуска на воду нового грузопассажирского судна. Объявляя о своем решении, Петр Пимашков был немногословен:

- Да, решил участвовать в выборах и баллотироваться на пост губернатора Красноярского края. Что же до деталей, о них я сообщу на пресс-конференции, которая состоится в ближайшее время.

У претендентов, которые тоже намерены побороться за Красноярский край, появился серьезный конкурент. В Красноярске, например, где живет почти треть всего населения края, Пимашков пользуется популярностью и до сегодняшнего дня лидировал в ряде местных рейтингов и опросов.

Добиться этого мэру Красноярска удалось во многом благодаря тому, что именно с его фамилией связывают горожане благоустройство краевого центра. Весьма популярен Пимашков и в сельских регионах края благодаря действующей программе по комплексной поддержке городом сельского товаропроизводителя.

Справка "КП"

На сегодня среди кандидатов на пост губернатора Красноярского края наиболее реальными претендентами являются глава Таймырского АО А. Хлопонин, глава Законодательного собрания края А. Усс и мэр Красноярска П. Пимашков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка