Воздушный транспорт
11 июня 2002, 18:29
Аэровокзал: сегодня, завтра и вчера
Сегодня, когда растет спрос на увеличение объемов услуг аэропортов - роль аэропортов и требования к ним возрастают. Аэропорт обязан иметь такую инфраструктуру, которая способна гарантировать высокое качество обслуживания пассажиров, а также гарантировать им авиационную безопасность во время наземного обслуживания. Эти и другие актуальные проблемы были обсуждены на Московской конференции.
Открыл конференцию генеральный директор ОАО "Аэропорт Внуково", президент Ассооциации "Аэропорт" ГА Валерий Баранов, с приветственным словом к участникам этого международного форума выступили генеральный директор Европейского Совета Аэропортов Филипп Хамон и первый заместитель министра транспорта РФ Александр Нерадько.
- Нашими основными задачами, - говорил Александр Васильевич, - по-прежнему остаются: развитие материальной базы аэропортов, содержание покрытий аэродромов в надлежащем состоянии, обеспечение авиационной безопасности и оснащение аэропортов современным оборудованием, повышение качества услуг, предоставляемых каждому пассажиру. Изменились только требования к решению этих задач.
Среди основных мер в области развития гражданской авиации и авиационной инфраструктуры Александр Васильевич назвал такие меры, как повышение качества обслуживания авиапассажиров до международного уровня, информационные интеграции в сфере услуг, обеспечение конкурентноспособности воздушных перевозок и организации международных стандартов в системе воздушного транспорта, повышение эффективности деятельности аэропортов, создание условий для обновления основных фондов и внедрение современных технологий.
В прошлом году, говорил докладчик, гражданская авиация добилась определенных успехов: на пятнадцать процентов больше, чем в предыдущем, было перевезено пассажиров, произошел рост и грузовых перевозок. Эта тенденция сохраняется и в нынешнем году рост объемов перевозок по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности составляет от 6 до 20 процентов.
Продолжаются работы по улучшению наземной инфраструктуры аэропортов. Согласно государственной инвестиционной программе, в 2001 году на поддержание инфраструктуры аэропортов был израсходован 171 миллион рублей. А в нынешнем на эти цели Правительство России выделяет в четыре раза больше средств,
Первую рабочую сессию с многообещающим названием "Просторно, светло и уютно" вел доктор технических наук, профессор, директор ФГУП "ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" Вадим Иванов. Она была посвящена вопросам разработки архитектурно-планировочных решений аэровокзальных комплексов (АВК).
О том, как проходило развитие АВК в нашей стране, рассказала главный архитектор "Аэропроекта" Светлана Безбородова.
Первые проекты аэровокзалов, говорила Светлана Григорьевна, были несложными и были похожи на жилые дома. В аэровокзале размещались пассажирская комната, камера хранения, буфет, ресторан и парикмахерская. Первые же специализированные здания появились в тридцатые годы - тогда же была заложена основа проектирования и технологии обслуживания пассажиров. Один из первых аэровокзалов в Москве - Центральный - был построен в 1931-32 годах. Интересно, что аэровокзалы того времени отличались монументальностью и величественностью. Уникальность события - полета - подчеркивалась высокими, просторными залами и колоннадой.
Постепенно число аэропортов росло. Был построен аэровокзал в аэропорту "Внуково", возводились здания аэровокзалов в столицах союзных республик, областных центрах и курортных городах.
Со временем функции аэровокзала расширялись, увеличивались и его размеры, а усложнение технологических функций неизбежно приводило к усложнениям форм аэровокзалов, повышению выразительности облика. С 1970 по 1990 годы были построены аэровокзалы в Ростове-на-Дону, Хабаровске, Тюмени, Архангельске и Ленинграде. Они отличались индивидуальной запоминающейся архитектурой, законченным интерьером.
Основные принципы, на которых базируется проектирование современных терминалов: создание многофункционального транспортного узла, объединяющего транспортную структуру аэропорта и города, расширение социальных функций аэропорта и аэровокзалов, мобильность пространства, что позволит относительно безболезненно проводить модернизацию, а также повышение требований авиабезопасности во всех зонах аэропорта. О темпах строительства нового современного аэровокзала в аэропорту "Алма-Аты" говорил в своем докладе первый вице-президент ООО "Международный аэропорт Алма-Аты" Александр Гордеев. Программа развития этого аэропорта, сказал Александр Алексеевич, была рассчитана на два этапа. Второй как раз начался в прошлом году с возведения аэровокзала. Он уже готов на 85 процентов.
Александр Алексеевич отметил, что, несмотря на мировой кризис гражданской авиации, в Алма-Атинском аэропорту идет рост пассажирских перевозок. Благоприятствует этому географическое положение Казахстана и Алма-Аты и недостаточное развитие других видов транспорта. Так, в прошлом году через аэропорт перевезено 640 тысяч пассажиров, в 2002 планируется перевезти свыше 700 тысяч. И, по всей вероятности, эти ожидания оправдаются, так как к Алма-Аты проявляют интерес как к транзитному аэропорту такие авиакомпании, как "КЛМ", "Люфтганза", "Пакистанские авиалинии" и другие.
Поднимался на конференции вопрос и о создании Московского ХАБа, в который войдут три аэропорта: Внуково, Домодедово и Шереметьево. Уже есть проект струнной транспортной системы, возведение которой позволит пассажирам переезжать из одного московского аэропорта в другой за... пятнадцать минут.
С докладом "Архитектурно-планировочные решения и эксплуатация международных пассажирских терминалов" выступил на конференции заместитель вице-президента, главный архитектор французского "Аэропорт де Пари" Пьер-Мишель Делюш. Об обеспечении безопасности пассажиров в АВК аэропорта "Пулково" рассказал заместитель генерального директора по авиационной безопасности ФГУАП "Пулково" Александр Головин. О развитии системы питания в аэропортах - вице-президент компании "Airport of Select Sen/ice Partner" Ларе Кронэ.
На общем собрании членов Ассоциации "Аэропорт" ГА были награждены лауреаты конкурса "Лучший аэропорт года стран СНГ среди действительных членов Ассоциации". Кубок "Лучший аэропорт года стран СНГ" получили ГМА "Борисполь", ГУАП "Пулково", ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону", ЗАО "Международный аэропорт Казань", ОАО "Аэропорт Шымкент".
Малым кубком за победу в номинации "Интенсивно развивающийся аэропорт" были награждены аэропорт "Домодедово", Магнитогорское авиапредприятие, Нижневартовское предприятие, Международный аэропорт "Астана", Международный аэропорт. "Волгоград", почетными грамотами - ОАО "Аэропорт Абакан", ОАО "Аэропорт Толмачево", ОАО "Аэропорт Внуково", ОАО "Аэропорт Кольцово", ГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться