Правда
13 июня 2002, 12:10
Совершенно секретная "Юла"
В конце мая некоторые российские интернет-издания сообщили об уникальной разработке омского аэрокосмического объединения "Полет" - ранцевом десантно-штурмовом вертолете "Юла". Этот аппарат в настоящее время не имеет аналогов в мире. Впрочем, это и неудивительно, достаточно ознакомиться с некоторыми техническими характеристиками "Юлы": масса вертолёта 20 килограммов, скорость полёта - 120 км/час, "потолок" - 1000 метров, активное время полёта - 25 минут. В сложенном виде вертолет представляет собой полутораметровый сверток. В интервью интернет-изданию Страна. RU, автор проекта Вячеслав Котельников рассказал, что "Юла" предназначена для нанесения ударов по наземным целям и выполнения поисково-спасательных работ, имеет фюзеляж телескопической конструкции и двухлопастный несущий винт. Силовая установка состоит из двух политопливных воздушно-реактивных двигателей, размещённых в лопастях винта с воздухозаборниками на консолях.
Ввиду совпадения центра тяжести и центра масс машины, её аэродинамические характеристики позволяют совершать посадку при потере части лопасти. Реактивная схема вертолёта, когда сам двигатель находится на конце лопасти, очень эффективна: машина в 4 раза менее металлоёмка, чем традиционный вертолёт, грузоподъёмность повышается относительно каждого килограмма конструкции в 3-4 раза.
Омские разработчики создали уникальный двигатель-лопасть, при котором центробежная сила, напротив, лишь помогает двигателю. На ПО "Полёт" были изобретены принципиально новые основные элементы машины, начиная с двигателя и заканчивая системой управления и автоматом перекоса. Предполагается, что такие вертолёты будут неоценимы для войск специального назначения. Более подробная информация по проекту засекречена".
Что интересно, о разработке омских конструкторов было известно еще в 1999 году. Тогда проект ранцевого вертолета был представлен на проходившей с 8 по 12 июня 3-ей международной выставке наземной, воздушной техники и вооружений Сухопутных войск и конверсионной продукции "ВТТВ-Омск-99". Однако российские СМИ почему-то не проявили интереса к разработке омских конструкторов. Возможно потому, что детальная информация о проекте была засекречена, как засекречена она и сейчас. Тем не менее известно, что американцы уже проявили интерес к разработке и даже предлагали омичам за соответствующее вознаграждение поделиться информацией. Однако получили отказ. Вячеслав Котельников надеется, что России удастся сохранить приоритет в этой сфере.
Сама идея создания ранцевого вертолета не нова. Впервые ее попытался воплотить в жизнь американский инженер Г.Пентекост, который в 1945 году создал аппарат, названный "Хоппикоптер" ("Попрыгунчик").
Это "чудо" инженерной мысли полностью оправдало свое название. Пентекосту удалось совершить на нем несколько "полетов", которые скорее можно было назвать скачками. Но разработкой американского инженера заинтересовалось британское военное ведомство, которое сделало заказ на изготовление нескольких "Хоппикоптеров". Финансовая поддержка англичан позволила американцу создать аппарат с более мощной силовой установкой. Но дальше этого дело не пошло и "Хоппикоптеры" на практике не использовались.
Зато они подстегнули интерес к подобного рода разработкам у американского военного ведомства. Оно поспешило сделать заказ калифорнийской фирме Rotorcraft of Glendale на проектирование реактивного ранцевого вертолета массой до 40кг и с "почти бесшумным двигателем". Аппарат "Пинвил" построили в 1951 году, а испытывали его в обстановке полной секретности на одной из авиабаз близ Лос-Анджелеса. Хотя параметры аппарата и совпадали с заданными, американские военные в отличие от британских не торопились запустить машину в серию. Дело заключалось в том, что "Пинвил" показал себя далеко не с лучшей стороны. Пилоты-испытатели жаловались на то, что он неустойчив и трудно управляем, особенно вблизи поверхности, и не раз лишь чудом удавалось избегать аварий при посадках.
Кроме того, заказчикам не понравился непомерно большой расход топлива при незначительной (всего 15 мин) продолжительности полета, мизерном радиусе действия, недостаточной грузоподъемности и малой скорости. В результате военные признали "Пинвил" бесперспективным и прекратили его дальнейшие.
В Советском Союзе над созданием подобного рода сверхлегких аппаратов работал инженер В.Пятов. Правда, он основное внимание уделял не ранцевым вертолетам, а вполне традиционным машинам. Но зато созданные под его руководством аппараты были очень легкими, подвижными и имели несложное управление. Один из наиболее удачных экземпляров назывался МАИ Х-5 и с успехом демонстрировался на международных выставках в Гаване, Милане и Лос-Анджелесе.
Впрочем, до запуска в серийное производство дело так и не дошло. И американские, и советские разработчики скорее отрабатывали на этих моделях технологические решения, которые впоследствии применялись при создании "больших" вертолетов.
Но сама идея не умерла, чему пример разработка инженеров омского "Полета".Причем за всю историю создания аппаратов подобного рода она наиболее удачна. В Соединенных Штатах тоже создан подобного рода аппарат под названием "Солотрек".Правда, успехи "Солотрека" пока весьма скромны. Максимальная высота на которую он поднимается - 1,5 метра, время полета - 33 секунды. В общем, не чета "Юле"...
О дальнейшей судьбе ранцевого вертолета, созданного омскими инженерами, пока сложно сказать что-то определенное. Будем надеяться, что все будет хорошо. По крайней мере, сотрудники "Полета" смогли доказать, что подобного рода разработки не настолько уж бесперспективны. И будущее у ранцевых вертолетов есть....
Авторские права на данный материал принадлежат «Правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться