О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На одном дыхании

Еще на Дальнем Востоке ему не раз предлагали вышестоящие должности. Отказывался, да и сейчас, уже в новой для себя ипостаси, считает: "В авиации нет ничего выше и сложнее должности командира полка. Хороший командир "созревает" около пяти лет". Потому, может, ему сложно выделить какой-то период или эпизод: вся служба - в боевом режиме, на одном дыхании.

Афганистан

Раннее утро. Над пустыней Регистан встает огромное солнце, и построение полка возле модулей будто заново открывает людям глаза на красоту окружающего мира, создает мажорное настроение. Рядом взлетает Ми-6, набирает около 600 метров. И вдруг, как в боевике, яркое лазурное небо перечеркивает дымный шлейф ПЗРК - ракета попадает в двигатель. Весь полк, замерев, считает: раз, два, три... В машине - семеро. Все успели выпрыгнуть с парашютом. Вертолет упал. Группа спецназа выехала в пустыню, но моджахедов не нашли - засада была организована профессионально...

Полковник Александр Максимов рассказывает:

- Тогда, в 1986-м, уровень подготовки летного состава на порядок превосходил нынешний, но у душманов были американские "Стингеры" и наши "Стрелы". За три месяца полк потерял шесть машин: Ми-24, Ми-8, Ми-6... И, кроме экипажей, на каждом борту - шестнадцать ычеловек спецназа...

Боевой опыт доставался дорогой ценой. Панджшер "чистили" годами, но почти безрезультатно. Ахмад-шах Масуд умело воевал, "подпитываясь" на открытых россыпях драгоценных камней и металлов. Перехватывая караваны, десантники не раз привозили на базу мешки с долларами, которые сдавали в отдел КГБ. Тогда в армии к этим дензнакам относились как к бумаге. Возможно, потому до сего дня и не вышло из Вооруженных Сил ни одного "олигарха". Каждому - свое.

В солнечном Кандагаре Александру Максимову пришлось работать на износ - до десяти часов налета в сутки, без выходных. Каждый вылет проходил по-разному, но было нечто общее, что их объединяло.

- Ущелье. Спокойное утро. Летим за группой спецназа, "забившей" ночью большой караван с оружием, - вспоминает он. - И вдруг в районе посадки Ми-8 пространство заполняется таким плотным огнем стрелкового оружия душманов, что минуты становятся в несколько раз длиннее. Наши вертолеты Ми-24 кружат, прикрывая Ми-8. Но... Знаете, когда получаешь пробоину в воздухе, слышен громких хлопок, а характер повреждения неясен - нервы напряжены до предела... Лишь после взлета и завершающего удара по душманам Ми-24 вылетаем из ущелья, унося живых, раненых и погибших десантников. Машины послушны. И тогда в душе возникает ни с чем не сравнимое ощущение достойно выполненного долга.

Сколько было вылетов на удары, высадок десанта в горах, перехваченных караванов, пробоин в его машине, сколько раз выручал он или спасали его... Об этом забыть невозможно. Как, впрочем, и то, что прямо из суровых объятий Афганистана заместитель командира эскадрильи капитан Александр Максимов поступил в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина - одно из самых престижных учебных заведений советской эпохи.

От Москвы до самых до окраин...

А начиналось для него все "на пороховой бочке" - Александр Николаевич родился и вырос в подмосковном городе Краснозаводске - основном производителе пороха и взрывчатки в СССР. Хорошо учился в школе, увлекался спортом. В восьмом классе пришла мечта о небе, и в 1975-м он поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.

На первый курс зачислили свыше четырехсот шестидесяти человек. Выпустили - триста пятьдесят. Отбор был жесткий. Как и потом уже самой жизнью: из всего выпуска командирами полков стали лишь четверо...

В 1989-м, по окончании академии, прибыл начальником политотдела на формирование полка в Прибалтику. Союз тогда еще казался нерушимым. Но через год "процесс пошел". Распад СССР начался с прибалтийских республик... Эти и другие события, раскрутившись как праща, в 1991-м забросили подполковника Максимова на должность начальника воздушной, огневой и тактической подготовки полка (громадное понижение). А в 1992-м он оказался на Дальнем Востоке. "Штурмовые ночи Спасска" - для него не только слова из песни. Здесь Александр Максимов стал командиром полка, который вскоре передислоцировался на Сахалин. Что такое туман над заливом Терпения, знают лишь служившие в тех местах. Сам он об этом тепло вспоминает:

- До конца жизни буду благодарен судьбе за то, что назначили командиром самого дальнего вертолетного полка. Там, на Сахалине, мы обязательно поднимали на построении государственный флаг, звучал гимн. Это помогало осознать - дальше нас России больше нет, мы - на передовом рубеже...

Через три года полковник Максимов - уже командир отдельного вертолетного полка в Московском военном округе. Полк всегда был одним из лучших, а служба в нем - экстремальной. Он отправил две эскадрильи в "горячий" Таджикистан. Потом - командировки на Северный Кавказ, в Анголу, Югославию... Суровую школу "горячих точек" многие его подчиненные прошли дважды и трижды. Что требовало особых командирских качеств.

Северный Кавказ

Вылететь, нанести удар для него никогда не было проблемой. Доля комполка - сложнее и труднее, ведь на него завязана вся система управления в армейской авиации. И все же самое трудное - ждать.

- Слетать на боевое задание порой легче, чем просто сидеть и руководить с телефонной трубкой в руке, отвечая за жизни двухсот с лишним человек, - рассказывает полковник Максимов. - В Чечне я порой завидовал подчиненным: в восемь утра вылетают, в восемь вечера возвращаются. С удовольствием сам сел бы за рычаги, бросив эту командирскую "кухню", но нельзя.

Ему надо было сидеть и буквально вымучивать порой решения. Такие, чтобы все выполнили задачи и остались живы.

- Отправляешь, бывало, десять Ми-24, восемь Ми-8, и в любом случае на душе тяжело - все ли вернутся? Все знаешь, рассчитывал сам, но в любой конкретной ситуации летчик действует самостоятельно. В горах у него не перехватишь ручку управления...

Отправив всех на боевые действия, он с тревогой вслушивался в эфир: там стреляют, здесь не вовремя вмешалась артиллерия... Порой сердце кровью обливалось, но "впереди на лихом коне" - не лучший вариант для командира полка... Ответственность за людей - самый тяжелый груз.

За пять лет его командования "экстремальным" полком потерь не было, все вернулись из "горячих" командировок живыми и здоровыми. На груди полковника Максимова - ордена Красной Звезды и "За военные заслуги". А за участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе он представлен к ордену Мужества.

На одном дыхании

Он гордится, что выпала честь командовать людьми, которые все знают, все умеют, в любых условиях выполняют поставленные задачи. Это полковники Сергей Бондаренко, Хамракул Розыев, Юрий Комаров, Сергей Фролкин... К сожалению, от них зависит не все. Смерч проблем "сбивает дыхание".

За пять лет полк "оптимизирован" в три раза, в запас ушли самые лучшие, самые подготовленные летчики, с которыми можно было еще воевать и воевать. Александр Николаевич с горечью констатирует:

- Обидно, что наше государство разбрасывается такими кадрами. Пока еще полк неплохо укомплектован специалистами 1-го и 2-го классов, но через пару лет даст о себе знать убыль летного состава. Кто придет на смену? Молодые лейтенанты, налетавшие за пять лет учебы... 25 часов?

В полку нет возможности планово доучивать - "мирного" топлива получают десять процентов от необходимого. А ведь когда авиационный полк перестает летать, начинается деградация. Можно копать траншеи, учить инструкции, и все же это не заменит полетов.

Дефицит жилья и низкое денежное содержание - отдельная тема, и все же социально-экономические условия службы сегодня таковы, что многие полковые летчики вынуждены искать нормально оплачиваемую гражданскую работу и увольняться в запас.

- Это самое страшное. Государство должно заботиться о нас, ведь мы - его неотъемлемая часть. Служим не за деньги, но и не за унижение. Выпускников 2000 года в полку трое. Предыдущие лейтенанты - уже на 80 процентов уволены. Молодежь не задерживается, потому что не видит перспективы, - говорит Александр Максимов.

Можно ли спасти боевые традиции, славу и будущее отдельного вертолетного полка? Командир считает, что выход есть:

- Надо делать основной упор на подготовку молодежи, даже в ущерб налету "стариков" - это будет меньшим злом, заделом на будущее. С другой стороны, целесообразно отодвинуть возрастные ограничения, ведь многие летчики в свои 45 - опытнейшие специалисты в полном расцвете сил. Без сохранения ценнейшего потенциала "стариков", как и без молодой смены, мы обречены.

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что полковник Александр Максимов назначен заместителем начальника управления авиации Московского военного округа - начальником отдела боевой подготовки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка