О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пропеллер для Карлсона

С помощью вертолета, созданного в Омске конструкторами аэрокосмического объединения "Полет", каждый может почувствовать себя немножко Карлсоном. Грузоподъемность складного кресла с винтом и мотором, летающего на любом виде топлива, кроме ацетона, невелика, но пару банок варенья прихватить с собой в полет вы вполне сможете.

Успешные летные испытания "Ночной бабочки" (так романтично и довольно двусмысленно назвали свою модель конструкторы) были проведены в конце мая. Новый вертолет является прямым потомком ранцевого десантно-штурмового вертолета "Юла" и тоже предназначен в первую очередь для военных. Из-за этого производители новинки хранят в секрете ее конструктивные особенности, скрывая от любопытных глаз силовую установку, которая состоит из двух воздушно-реактивных двигателей, размещенных в лопастях винта с воздухозаборниками на консолях. Изобретатель "индивидуального ранцевого вертолета" конструктор ПО "Полет" Вячеслав Котельников убежден, что будущее воздушно-десантных войск неизбежно связано с его изобретением.

Однако производители машины не собираются зацикливаться только на Министерстве обороны, тем более что это ведомство пока проявляет весьма сдержанный интерес к предложению омичей. Как сообщил корреспонденту "ДХ" генеральный директор "Полета" Олег Дорофеев, параллельно с вялыми переговорами с военными заводской отдел маркетинга собирает предложения по мирному коммерческому использованию "Бабочки", в том числе не исключая ее поставки за рубеж. Единственное, что завод твердо намерен оставить за собой, - это ноу-хау. "Американцы предлагали нам за вознаграждение поделиться информацией, но получили отказ, - говорит Олег Дорофеев. - Мы считаем, что тот, кто первым наладит серийное производство таких машин, помимо лавров первооткрывателей получит грандиозные прибыли".

По рассказам конструктора, при создании вертолета труднее всего было преодолеть центробежную силу, которая увеличивает вес двигателей на лопастях в сотни раз, что приводит к разрушению конструкции. Выход из положения омский изобретатель позаимствовал у Леонардо да Винчи, однако в чем секрет находки, не говорит даже собственной жене. Ввиду совпадения центра тяжести и центра масс машины ее аэродинамические характеристики позволяют совершать посадку даже при потере части лопасти. Реактивная схема вертолета, когда сам двигатель находится на конце лопасти, очень эффективна: машина в четыре раза менее металлоемка, чем традиционный вертолет, грузоподъемность повышается относительно каждого килограмма конструкции в 3-4раза.

Масса вертолета всего 20 кг, скорость полета - 120 км в час, потолок - 1 км, активное время полета - 25 минут. Он вполне может использоваться для нанесения ударов по наземным целям, выполнения поисково-спасательных работ, а также полетов по магазинам в черте города. Сумки можно пристроить под крыльями - там сейчас расположены пилоны для крепления ракет. Дальность полета (из расчета на 40 кг керосина) - до 300 км. В сложенном виде вертолет представляет собой полутораметровый сверток. По словам разработчиков, изделие полностью готово к серийному производству.

Идея создать одноместный компактный вертолет не нова. Для этих машин придумано даже забавное обобщающее название - "автожир". Это наименование произошло от двух греческих слов - autos (сам) и gyros (вращение). Автожир, согласно "Большой Российской энциклопедии", "представляет собой летательный аппарат тяжелее воздуха, отличающийся от самолета тем, что основной несущей поверхностью служит воздушный винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертикальной оси под действием встречного потока воздуха". Первый автожир был построен в 1929 г. знаменитым Николаем Камовым (инженером, который впоследствии занимался разработками советских вертолетов марки Ка). В 1931-1935 гг. под руководством Камова был создан первый боевой автожир А-7. Отряд автожиров даже участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Вертолеты показали немало преимуществ перед автожирами, поэтому разработки были свернуты. Однако в последние годы снова появился спрос на компактные летательные аппараты - менее шумные и громоздкие и менее капризные при посадке, чем вертолеты или спортивные самолеты. Особенно пришлась по душе идея использования "летающих автомобилей" правительству Нидерландов. По данным голландской газеты "Телеграаф", сейчас Голландия рассматривает вопрос о государственной поддержке производства таких аппаратов, однако не исключает и возможность их закупки на стороне. По мнению голландских специалистов, индивидуальные пропеллеры, на которые охотно пересядут многие граждане страны, могут стать одним из возможных решений проблемы дорожных пробок, затрудняющих доступ полиции или спасателей к месту происшествия.

У голландцев есть собственная разработка. Устройство, проект которого сейчас изучается в правительстве, было разработано в Техническом университете Дельфта с учетом рекомендаций министерства транспорта страны. Оно представляет собой нечто среднее между автомобилем и автожиром и по характеристикам сильно уступает российской "Ночной бабочке". По информации "Телеграаф", аппарат приводится в движение небольшим дизельным двигателем и может развивать скорость до 74 миль в час. Чтобы набрать высоту, ему требуется разгон в 50 метров, в то время как для российской модели он практически не нужен. Приземляется "голландец" также вертикально и может сесть почти в любом месте. В университете уже построены действующие модели аппарата. Для вождения "воздушного автомобиля" не требуется особой квалификации, хотя определенную летную подготовку все же пройти придется.

Кстати, исследования, проведенные на "Полете", показали, что их модель будет не менее популярна и в России. При средней цене ориентировочно в 35 тыс. долл. желающих купить себе личный пропеллер для полетов над деловой частью города найдется немало, считают разработчики....
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловая хроника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка