Дело
14 июня 2002, 15:28
Приходите завтра
С хлеба на воду
По итогам 2001 года чистая прибыль ОАО "Гидроавтоматика" составила 20,5 млн рублей, при этом нераспределенная прибыль в размере 6 млн рублей была направлена на погашение убытков прошлых лет. Понятно, что в такой ситуации совет директоров предприятия решил дивиденды не выплачивать. Причина неблагоприятной финансовой ситуации на "Гидроавтоматике" лежит на поверхности: мощности предприятия рассчитаны в первую очередь на выпуск продукции для авиационной промышленности, которая находится сегодня в глубоком кризисе. Несмотря на то, что 75% номенклатуры ОАО "Гидроавтоматика" никто в России больше не производит, увеличить объемы производства этой продукции в условиях кризиса гражданской авиации почти не представляется возможным.
В то же время, как отметил на собрании акционеров генеральный директор предприятия Николай Срыбный, положение могло бы быть еще хуже, если бы "Гидроавтоматика" не принимала участие в проектах, связанных с экспортом комплектующих для ремонта военной техники, находящейся в эксплуатации в КНР и Узбекистане. Фактически благополучие ОАО "Гидроавтоматика" зависит сегодня от этих заказов. Причем оплату этих заказов стабильной и своевременной никак не назовешь.
Впрочем, в ожидании "возрождения отечественной авиационной промышленности" "Гидроавтоматика" могла бы зарабатывать на производстве гражданской продукции. В частности на предприятии возможно дальнейшее освоение производства комплектующих для "АВТОВАЗа". Однако при нынешних требованиях автозавода к качеству продукции для этого необходима модернизация оборудования. Потому на сегодняшний день "гражданка" на "Гидроавтоматике" составляет не больше 11% от объема продаж.
Тем временем потенциальный источник инвестиций, которые могли бы вывести предприятие на новый уровень, в принципе существует. Компания "Базовый элемент" контролирует сегодня около 35% акций "Гидроавтоматики". Однако с 1999 года, когда группа "Сибирский алюминий" получила в управление акции предприятия, "Гидроавтоматика" инвестиций практически не видела. В частности за последний год "Сибал" - нынешний "Базовый элемент" - не вложил в предприятие ни копейки. Впрочем, это вполне закономерно: крупный бизнес вовсе не обязан вкладывать свои средства в неприбыльные активы.
"БАЗЭЛ" молчит
В сущности, история с "Гидроавтоматикой" вполне соответствует общей концепции, которой придерживается "БАЗЭЛ" в работе с предприятиями авиационной отрасли. Другое предприятие группы - ЗАО "АВИАКОР-Авиационный завод" - в прошлом году также не получило инвестиций, которые могли бы сдвинуть ситуацию на авиационном заводе с мертвой точки.
Есть ли у "БАЗЭЛа" конкретные соображения по этому вопросу - до сих пор неясно. Генеральный директор ОАО "АВИАКОР-Авиационный завод" Владимир Белогуб и генеральный директор ОАО "Гидроавтоматика" Николай Срыбный не уполномочены комментировать вопросы, связанные со стратегическими задачами компании, а руководитель самарского представительства ИПГ Валерий Фомичев времени для встречи с корреспондентом "Дела" не нашел. Без комментариев оставили этот вопрос и в центральной пресс-службе "БАЗЭЛа".
В то же время общая тенденция прослеживается достаточно четко: в последнее время наблюдается явная потеря интереса руководства "БАЗЭЛа" к самарским авиастроительным активам. По мнению экспертов "Дела", охлаждение интереса связано в первую очередь с тем, что на сегодняшний момент самарская авиационная промышленность не приносит ощутимого дохода и вряд ли начет приносить его в ближайшие несколько лет.
Инвестиции отложены
В связи с этим потенциально возможны два варианта развития событий: продажа бизнеса или его замораживание "до лучших времен". Впрочем, первый вариант маловероятен: в катастрофическом состоянии находится сегодня не только самарская авиационная промышленность, поэтому в России вряд ли найдется покупатель, который мог бы успешно освоить этот актив. Не исключено, конечно, что Олег Дерипаска в конечном счете примет предложение генерального директора ульяновского ОАО "Авиастар" о продаже самарского "АВИАКОРа", но стороны вряд ли сойдутся в цене.
Второй вариант кажется более вероятным: действительно, вполне возможно, что руководство "БАЗЭЛа" ждет, когда авиастроением всерьез займутся властные структуры, к примеру, тем или иным способом решат проблему закупок отечественных самолетов авиакомпаниями. При этом сами заводы могут сегодня держаться на плаву только за счет собственных средств, как это делает "Гидроавтоматика", а также кредитов от обладминистрации, как это происходит в случае с "АВИАКОРом". После того, как государственная политика в области авиастроения будет определена, "замороженные" активы, в том числе и оба самарских завода, можно будет немного оживить....
Авторские права на данный материал принадлежат «Дело». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться