О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Египетского миллиардера обсчитали на две акции

Глава египетского холдинга Kato Aromatic Ибрагим Камель подписал с российскими властями инвестиционное соглашение о приобретении 25% минус одна акция ЗАО "Авиастар-СП" и 25% минус одна акций ОАО "Туполев". Протокол о намерениях, подписанный сторонами еще в марте, предусматривал передачу блокирующего пакета акций авиазавода, но правительство решило не рисковать.

В соответствии с соглашением дочерняя компания Камеля Sirocco Airospace International должна инвестировать в строительство новых самолетов Ту-204 до конца следующего года 280 млн. долларов. При этом не менее 210 млн. долларов составят затраты непосредственно на ульяновский авиазавод.

С российской стороны соглашение было подписано ЗАО "Авиастар-СП", ОАО "Туполев" и Минимуществом РФ. Однако министерство неожиданно делегировало свои полномочия "Росавиакосмосу", представитель которого и подписывал документ. Как объяснили журналистам, Минимущество в целом одобрило соглашение. При этом свою подпись в документе поставил первый заместитель главы "Росавиакосмоса" Валерий Воскобойников, хотя его непосредственный начальник был рядом.

На это можно было бы не обратить внимания, если бы не прошедшая в начале месяца информация о нежелании министерства одобрить сделку с египтянами. Дело в том, что несколько лет назад все имущество Ульяновского авиапромышленного комплекса было выведено в несколько дочерних предприятий. Самолетное производство оказалось в ЗАО "Авиастар-СП". Минимущество при этом не соглашалось на сделку, пока все предприятия "большого "Авиастара" не будут переведены на одну акцию.

Плюс - минус равен контролю

По всей видимости, это и послужило причиной двухмесячной задержки подписания соглашения, намечавшееся на конец марта - начало апреля. Sirocco ожидала получения блокирующего пакета акций ульяновского авиазавода (25% плюс одна акция), а получила минус одну. Российское законодательство ограничивает иностранное участие в российских оборонных предприятиях, заявил генеральный директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев.

Но здесь самолетное производство является гражданским и выделено в отдельную структуру. "Мы понимаем, что государству необходим контроль над туполевской фирмой", - говорил в интервью "Газете" г-н Камель. Но блокирующий пакет "Авиастара-СП" был необходим египтянину для усиления своей значимости на предприятии в глазах иностранных партнеров. По всей видимости, миллиардера "уторговали", и государство сохранило контроль над ОАО "Туполев" (50% плюс одна акция), а также контрольный пакет акций ОАО "Туполев" в ЗАО "Авиастар-СП".

План плану рознь

В соответствии с бизнес-планом египтяне намерены уже в этом году построить три самолета, а с 2005 года собирать не менее двух воздушных судов в месяц.

По прогнозам Минтранса, в ближайшие 5 лет российским компаниям потребуется около 50 самолетов Ту-204 - это по 10 лайнеров в год. Это является точкой безубыточности производства.

По мнению экспертов, обольщаться по поводу заключенного соглашения особенно не стоит. За всю историю Ту-204 самолетов этого типа было выпущено не более 25 штук. С каждым годом возможность реализации этого проекта кажется все более туманной. Не исключено, говорят аналитики, что соглашение является очередным рекламным ходом.

Finita la...

Дело в том, что, работая с "Авиастаром" уже много лет, Ибрагим Камель вложил в предприятие не один десяток миллионов долларов. В 1995 году его консультанты охарактеризовали этот проект как очень интересный и сулящий в будущем хорошие доходы. Сегодня глава египетской компании по тем или иным причинам уже не может просто уйти с предприятия - не просто расстаться со сделанными инвестициями, когда существует надежда их вернуть.

О совершении этой сделки можно будет говорить лишь через полтора года (только в декабре 2003 года акции "Авиастара-СП" и "Туполева" должны перейти Sirocco). К этому же сроку на предприятии должны быть заложены новые фюзеляжи для будущих самолетов. Только при выполнении этих двух условий можно будет сказать, что "Авиастар" заработает.

Справка

Ибрагим Камель уже много лет пытался зайти на "Авиастар". В 1995 году он предложил переоборудовать российские лайнеры английскими двигателями и зарубежной авионикой для дальнейшей продажи их за границу. Г-ну Камелю, являющемуся советником президента Египта по экономическим вопросам и имеющему хорошие личные связи с российскими властями, наработанные еще при СССР, удалось стать эксклюзивным экспортером российских самолетов в зарубежные страны. В 1996 году Kato Aromatic получила эксклюзивные права на модификацию Ту-204-120 - нового туполевского лайнера с двигателями фирмы Rolls-Roys. Вскоре Kato передала эти права специально созданной дочерней компании Sirocco Aerospace International. В 1998-1999 годах Sirocco профинансировала строительство в Ульяновске трех Ту-204-120 в пассажирском исполнении и одного грузового. Эти самолеты составили флот авиакомпании Cairo Aviation, формально не входящей в холдинг Kato, но также возглавляемой Ибрагимом Камелем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка