Красная звезда
17 июня 2002, 11:43
Авиация России
Признанные российские лидеры в области создания систем управления оружием для авиации, а также регистрации полетной информации и контроля бортовых параметров летательных аппаратов ОКБ (разработка авионики) и завод, ее серийный производитель, объединились в одном акционерном обществе ОАО "Прибор". Это сокращает время и накладные расходы на разработку, испытания и производство авионики.
ОАО "Прибор" вместе с ОКБ входят в Научно-производственный центр (НПЦ) "Технокомплекс" - ведущее российское объединение по разработке и производству широкого спектра авионики для боевых и гражданских самолетов различного класса.
Как удалось "Прибору" стабилизировать экономическую ситуацию, какие авиационные разработки сейчас внедряются в производство, каковы перспективы развития ОКБ и завода - об этих и других проблемах рассказывают генеральный директор ОАО "Прибор" заслуженный машиностроитель РФ, член-корреспондент МАМ (Международной академии менеджеров) Александр Сапронов и главный конструктор ОАО "Прибор", директор ОКБ "Авиаавтоматика", лауреат Государственной премии Владимир Тарасов.
Приоритет высоких технологий
Александр Сергеевич Сапронов родился в 1940 году в Тульской области. После службы в армии поступил в Тульский политехнический институт. Получив специальность инженера-электромеханика, в 1968 году по распределению начал свою трудовую биографию на заводе "Прибор", с которым связал свою дальнейшую судьбу, пройдя путь от мастера производственного участка до генерального директора предприятия. В 1975 году без отрыва от производства окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, в 1995 году - Школу бизнеса и управления при Калифорнийском университете (США).
Вот уже более сорока лет наше предприятие - серийный завод и ОКБ - занимаются авиаприборостроением. В конце 50-х - начале 60-х, когда молодежь грезила авиацией и космосом, эти отрасли получили бурное развитие. В Советском Союзе создавались все новые и новые НИИ, КБ и предприятия, занимающиеся разработкой и производством приборов и систем для перспективных летательных аппаратов. В их число вошел и завод "Прибор".
С первых лет своего существования наш завод выпускал различные виды авиационных бортовых приборов - от элементарных датчиков до достаточно сложных курсовых систем. Затем было создано научно-производственное объединение "Прибор", включающее в себя серийный завод и конструкторское бюро. Серийный завод специализировался на выпуске продукции 14 различных конструкторов авиационного направления, в том числе и на изделиях, разработанных собственным КБ.
Без ложной скромности скажу, что наше предприятие внесло весомый вклад в обеспечение отечественной авиации современной авионикой. Из ряда направлений авиационного приборостроения, по которым ОАО "Прибор" занимает лидирующие позиции, особое место принадлежит системам управления оружием (СУО). К созданию их первых образцов мы приступили в 1965 году. А через шесть лет было освоено их серийное производство. Вот уже более тридцати лет все советские, а затем и российские боевые самолеты поднимаются в небо с системами управления оружием, созданными в Курске.
Кроме этого, "Прибор" разрабатывает и производит системы регистрации и сохранения полетных данных - так называемые "черные ящики", бортовые и наземные системы контроля нового поколения, измерители массы и положения центра тяжести летательных аппаратов, устройства управления аппаратурой постановки помех зенитным средствам и другие приборы.
Однако в начале 90-х годов "Прибор" оказался в критическом экономическом положении. Отсутствие заказов как военного, так и гражданского назначения, прекращение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ со стороны государства привели к тому, что с ОКБ и завода стали увольняться инженеры и конструкторы, квалифицированные рабочие. Это грозило остановкой производства, утерей многих технологий, научной школы уникальных, единственных в России КБ и завода, занимающихся разработкой и производством систем управления оружием для всей фронтовой авиации. Надо было во что бы то ни стало сохранить предприятия.
В ту пору мы брались за любую работу, которая могла приносить хоть какую-то прибыль. У нас до сих пор существуют структурные подразделения, которые по большому счету спасли наши предприятия от полного разорения в рыночных условиях жизнедеятельности. Это механический завод по производству сельскохозяйственного оборудования и торговый дом. Однако особо подчеркну, что основу ОАО "Прибор" составляли и поныне составляют серийный завод и ОКБ, работающие на оборонную промышленность.
Выходить из экономического кризиса ОАО "Прибор" начало после... дефолта 1998 года. К этому времени мы выполняли солидный контракт с инозаказчиком и на счетах имели валюту. После "черного августа" она вздорожала в несколько раз, что помогло нам покрыть все долги. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
К этому времени мы уже активно занимались маркетингом, начали расширять номенклатуру продукции, в том числе и оборонной. Активизировали научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, в результате чего создали ряд изделий для военной и гражданской авиации, отвечающих самым высоким требованиям мировых стандартов.
Что же мы имеем на сегодняшний день? Недавно мы провели годовое собрание акционеров, на котором подвели итоги за прошедший год и наметили задачи на перспективу. Вот только некоторые из них, характеризующие динамику роста. Объем производства продукции за минувший год составил около 1 млрд. рублей, по сравнению с предыдущим годом темп роста составил 114 процентов. Балансовая прибыль получена в размере 318 млн. рублей. Значительно возросла зарплата наших работников. Если раньше люди увольнялись, то сейчас стоят в очереди на трудоустройство. В 2001 году количество рабочих мест возросло на 326 человек.
Но мы берем не всех желающих. Дело в том, что нам нужны квалифицированные специалисты узкого профиля. Поэтому подготовка кадров, особенно молодых специалистов, сейчас для нас одна из важнейших задач. Сейчас на предприятии действует и совершенствуется кадровая программа, которая включает в себя в первую очередь обеспечение жильем (холостых - общежитием). Для молодых специалистов предприятие выкупает отдельные квартиры, затем на льготных условиях передает последним. Широко развернуто трудовое соревнование как между подразделениями, так и молодыми инженерами и рабочими с обязательным материальным и моральным поощрением. Проводится целевое обучение в вузах города и страны. На подготовку и переподготовку персонала в 2001 году было затрачено более 500 тысяч рублей.
Для адаптации учеников и вновь принятых рабочих на период обучения предусмотрена доплата до одной тысячи рублей в месяц в течение полугода. За год прошли профессиональную подготовку более 150 человек, повысили квалификацию около 100, на обучение в вузах и техникумах определены более 70 человек.
Снижение себестоимости, рост производительности труда, освоение новых видов продукции невозможно без развития и совершенствования производственной базы. В прошлом году на приобретение высокопроизводительного новейшего оборудования, в том числе швейцарских, итальянских и германских фирм, затрачено более 60 млн. рублей. Это многофункциональный электроэрозионный координатно-прошивочный станок, универсальные фрезерные станки с ЧПУ, высокопроизводительные термопластавтоматы, зубообрабатывающее и другое оборудование. В целом за счет организационно-технических мероприятий себестоимость выпускаемой продукции снижена на 3,2 млн. рублей.
Разработанный на 2002 год бизнес-план определил главные направления развития ОАО "Прибор". Основные из них - это получение максимальной прибыли от всех видов деятельности, дальнейшее развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы. Мы стремимся заинтересовать каждого работника в улучшении результатов труда. По итогам этого года мы также ожидаем рост по всем основным технико-экономическим показателям. Их выполнение предусматривается за счет освоения и серийного выпуска военной техники, объем продаж которой будет составлять 80 процентов.
Важнейшим направлением в развитии предприятия является дальнейшее укрепление и обновление технологической базы. В 2002 году планируется направить на проведение исследовательских и опытно-конструкторских работ 20 млн. рублей, на техническое перевооружение и развитие производственных мощностей, выпуск новых изделий - более 100 млн. рублей. Для этого предусматривается закупить токарные станки с ЧПУ, позволяющие совмещать фрезерные и внецентровые сверлильные работы, токарно-револьверные станки с ЧПУ, вертикальный обрабатывающий центр и другое современное оборудование.
Акцент в своей работе мы делаем на совершенствование четкой и слаженной работы всех подразделений, а также развитие взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями, входящими в состав НПЦ "Технокомплекс" и ОАО "НПХ "Аэроэлектромаш".
На международном рынке вооружений немногие отечественные бортовые авиационные системы являются конкурентоспособными. Тем не менее зарубежный покупатель нередко предпочитает французское, итальянское, израильское оборудование. Изделия ОАО "Прибор" выдерживают эту конкуренцию. Курская авионика присутствует на всех поставляемых по контрактам за рубеж самолетах. Необходимо отметить, что на мировом рынке имеется спрос не только на производимую нами продукцию, но и на результаты интеллектуальной работы. На сегодня продано несколько лицензий на передачу документации по производству наших разработок за рубежом.
Особое направление работы ОАО "Прибор" и ОКБ "Авиаавтоматика" - развитие и определение места системы управления оружием в перспективных авиационных комплексах пятого поколения. Уверен, что такие системы мы создадим в скором времени.
Новое поколение авионики создается в Курске
Тарасов Владимир Владимирович окончил Горьковский государственный университет по специальности "радиофизика". В ОКБ "Авиаавтоматика" работал инженером-исследователем, начальником отдела, главным конструктором. С 1996 года - директор ОКБ "Авиаавтоматика", главный конструктор - первый заместитель генерального директора ОАО "Прибор".
Важнейшими составляющими бортовой авионики современного боевого самолета, определяющими эффективность и безопасность его эксплуатации, являются система управления оружием (СУО) и система аварийно-эксплуатационной регистрации полетной информации. На разработке и производстве этих систем специализируются ОКБ "Авиаавтоматика" и ОАО "Прибор". Основываясь на опыте интеграции бортового оборудования и освоения высоких технологий, нами было создано новое поколение СУО и систем регистрации.
К этим работам наше предприятие приступило в середине 80-х годов после передачи в серийное производство СУО для самолетов четвертого поколения МиГ-29 и Су-27. Тогда начались работы по модернизации этих самолетов в многоцелевые МиГ-29М и Су-27М (в одном самолете объединялись функции истребителя-перехватчика с оружием "воздух - воздух" и штурмовика с оружием "воздух - поверхность"). Задача стояла не из легких: при сохранении неизменных размеров и внешнего облика самолета получить новые качества за счет внедрения в бортовое оборудование перспективных интерфейсов и бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ).
Но к тому времени в войсках было немало эффективного оружия с интерфейсами предыдущих поколений, которое руководством ВВС и генеральными конструкторами самолетов было включено в номенклатуру новых истребителей. В результате сопряжение борта, построенного на перспективных БЦВМ и интерфейсах, со всеми типами оружия всей тяжестью легло на СУО. И разработчиками систем управления оружием задача обеспечения подготовки и применения разных типов оружия на одном самолете была успешно решена.
Сегодняшняя наша перспектива - с помощью приобретенного за десятилетия опыта и высокотехнологичного производства сформировать техническую политику и предложить ряд концепций, позволяющих не только участвовать в модернизации существующего парка современных самолетов, но и резко повысить эффективность перспективных летательных аппаратов Военно-воздушных сил РФ, создаваемых в качестве альтернативы натовским истребителям F-22 и JSF (F-35).
Основная концепция ОКБ "Авиаавтоматика" в области создания СУО - оснащение самолетов и вертолетов однотипными системами управления оружием, обладающими свойствами модульности и проектной компонуемости на едином наборе функциональных модулей. Целый ряд летательных аппаратов, реализуемых на международном рынке, комплектуется СУО, разработанными в нашем объединении.
Характерный представитель таких систем - система СУО-30ПК/30ПИ, входящая в комплекс БРЭО истребителей Су-30МКК и Су-30МКИ. Эта система обеспечивает управление ракетами класса "воздух - воздух" с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения (ГСН), управление ракетами класса "воздух - поверхность" с телевизионными, лазерными и пассивными радиолокационными ГСН, применение авиационных средств поражения (АСП) одновременно против нескольких воздушных целей.
Важно и то, что система СУО 30ПК/ПИ выполняет идентификацию и выбор типа и точек подвески авиационных средств поражения, выбор и реализацию сложных вариантов и режимов применения оружия, выдачу команд и информации о наличии, типе, готовности и остатке вооружения, управление подготовкой к боевому применению. Данная система формирует пусковые команды на штатное и аварийное применение оружия, обеспечивает сопряжение интерфейсов систем, задействованных в пуске или стрельбе и ряд других задач.
Второе важнейшее направление наших работ - создание нового поколения бортовых систем контроля и регистрации полетной информации типа "Карат-Б" и наземных типа "Карат-Н", разработанных ОКБ "Авиаавтоматика" совместно с ГосНИИАС и фирмой Dassault Electronique.
"Карат-Б" осуществляет сбор, преобразование и регистрацию информации в полете, сохранение зарегистрированной полетной информации в случае летного происшествия. Также эта система обеспечивает возможность перезаписи информации для наземных средств с последующей обработкой и анализом, организацию полетного контроля бортового оборудования. Немаловажно и то, что "Карат-Б" ведет логическую обработку сигналов от встроенных средств контроля, выдает его результаты на систему отображения информации, а также осуществляет проверку бортового оборудования при оперативных видах технического контроля.
Немало достоинств и у системы "Карат-Н", которая обеспечивает считывание и анализ зарегистрированной информации непосредственно у самолета с помощью переносного компьютера на стартовой позиции. С помощью этой системы осуществляются перезапись зарегистрированной полетной информации на наземное оборудование, ее автоматическая обработка и экспресс-анализ, а также просмотр информации при проведении проверочно-наладочных работ с бортовой частью комплекса в реальном масштабе времени. Немало и других важных функций у этой уникальной системы.
Для реализации концепции обеспечения безопасности полетов, повышения эффективности применения боевых самолетов и эксплуатации авиационной техники по техническому состоянию ОКБ "Авиаавтоматика" ОАО "Прибор" совместно с 13-м ГосНИИ Минобороны и ООО "Новые технологии и системы" разработало информационно-аналитическую систему реального времени для самолета Су-30КН.
Наличие перспективных, глубоко обоснованных концепций, а также серийное производство на базе передовых технологий позволяют ОАО "Прибор" и ОКБ "Авиаавтоматика" при наметившемся возрождении отечественной авиационной отрасли участвовать как в выполнении новых заказов для Военно-воздушных сил России, так и в контрактах с зарубежными заказчиками....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться