Коммерсантъ FM
5 сентября 2014, 11:06
"У нас есть преимущество перед Boeing и Airbus с точки зрения стоимости"
Jet Expo-2014 открывается во Внуково. Компания "Гражданские самолеты Сухого" представит в рамках салона новый Sukhoi Superjet 100 в VIP-версии. Председатель Совета директоров компании Михаил Погосян ответил на вопросы Константина Эггерта
- Мы вот сидим в салоне самолета Sukhoi Superjet бизнес-класса, как я понимаю, первого, да, такого самолета, выпущенного в России? Поправьте меня, если я не прав.
- Ну, действительно, это первый самолет, который подготовлен для поставки заказчикам.
- Заказчик — "Рособоронэкспорт"?
- Заказчик первый - "Рособоронэкспорт", "Ростехнологии", которые начнут эксплуатировать этот самолет до конца этого года.
- Звук кондиционера, который мы слышим сейчас, создан на базе, собственно, вашего главного продукта Sukhoi Superjet, на сегодняшний день главный опыт его эксплуатации, наверное, такой довольно интенсивной - это Мексика, компания Interjet, правильно? Какие элементы этой, может быть, эксплуатационной истории позволили вам сделать вывод, что Sukhoi Superjet - это также хороший вариант для бизнес-самолета?
- Ну, в общем-то, требования, которые предъявляют регулярные авиалинии и которые предъявляет бизнес-авиация, несколько отличаются. Конечно, для регионального самолета, который эксплуатируется на регулярных линиях, дальность полета в районе 4 тыс. км вполне приемлема. Для самолета бизнес-класса нужна большая дальность. Но в основном, значит, расход топлива и те характеристики, которые были подтверждены в процессе эксплуатации самолета, говорят о том, что этот самолет имеет возможность модифицироваться и, собственно, модификация, которую мы сегодня можем представить рынку, это как раз модификация, направленная на использование этого самолета в интересах бизнес-авиации. Я считаю, что очень хорошая площадка Jet Expo, я здесь хотел поблагодарить и организаторов, и "Росавиацию" за то, что у нас появилась такая возможность представлять новые продукты не где-то на зарубежных салонах, а здесь у себя на специализированной выставке, которая связана как раз с этим сегментом авиации.
- На зарубежные салоны тоже повезете?
- Безусловно, мы будем продвигать этот продукт, но бизнес-авиация такой особый сегмент, и, как правило, самолеты этого класса демонстрируют не на "Фарнборо" и "Ле-Бурже", а их демонстрируют на специальных салонах бизнес-авиации.
- Тот самолет, который представляете вы, это большой бизнес-джет так называемый, то есть это все-таки еще более узкий сегмент в рамках вообще всего сегмента бизнес-авиации. В мире, я так понимаю, что это довольно небольшое число самолетов поставляется, сколько там, в год что-то самолетов 25-30, наверное, во всем мире?
- Думаю, что больше поставляется самолетов такого класса. Я думаю, эталоном является здесь Boeing, Airbus. Наверное, наиболее массовый самолет такого класса это Boeing 737 и А320. Они, конечно, имеют несколько большие дальности полета, но это, в общем, по уровню комфорта самолет, который ближе к вот этим магистральным бизнес-джетам, построенным на базе магистральных машин, по сравнению с самолетами специализированными, как самолеты бизнес-класса.
- Ну вот возьмем такие компании как Lineage, Boeing, Airbus, которые будут являться вашими главными конкурентами в этом сегменте рынка больших бизнес-самолетов, что вы видите как основные конкурентные преимущества?
- У нас, по сравнению с Boeing и Airbus, есть преимущество с точки зрения стоимости этого самолета при том, что уровень комфорта очень близок к этим самолетам, поперечное сечение, высота пассажирского салона, близкий к самолетам этого класса, чуть меньше, но близкий. По сравнению с Lineage, значит, я хочу сказать, что у нас существенно более высокий уровень комфорта и более низкая цена, что тоже дает нам возможность выйти на рынок с конкурентным предложением.
- Каковы эти конкурентные предложения? Сколько вы планируете потратить времени на развитие этого проекта, чтобы он был уже достаточно известен в мире, и сколько вы надеетесь делать самолетов в год, ну, скажем через 5 лет?
- Ну, я думаю, что, в этом году мы поставляем первый самолет, в следующем году мы планируем на этот рынок поставить 3-4 самолета, и это самолеты как для государственных заказчиков, так и для экспортного рынка. Я думаю, что производство 4-5 самолетов в год это, в общем, соответствует объемам рынка, ну, может быть, если спрос будет больше, то мы будем рассматривать возможности и увеличения количества самолетов, которые могут быть поставлены на рынок.
- Мы сидим в салоне, я напоминаю, что у вас 3 комплектации есть потенциально для подобного рода или 3 модификации вот этого Sukhoi Superjet, так сказать, бизнес, это корпоративный, это VIP и это правительственный, да? Я так понимаю, что VIP самый, так сказать, высокий уровень, меньше всего пассажиров, насколько я понимаю, соответственно, дальше дальность и так далее. Мы сейчас в каком находимся самолете?
- Мы находимся в варианте VIP, который рассчитан на 18 пассажиров, и, собственно, дальность этого самолета после его оснащения дополнительными топливными баками будет больше 7 тыс. км. Значит, варианты корпоративные, они не предусматривают такой дальности полета, они предусматривают дальность на уровне 5 тыс. км.
- Насколько я понимаю, особенно в варианте корпоративном для бизнес-самолетов, один из главных вопросов, может быть, это цена. Не так часто компании возят 30 с лишним человек куда-то, считается иногда это даже неэкономным, проще купить 30 билетов бизнес-класса и отправить людей куда-то. Как вы думаете, будут распределяться сейчас заказы: больше будет правительственных, больше будет VIP или больше будет корпоративных?
- Я думаю, что более популярной версией этого самолета будет корпоративный вариант, который будет часть салона предусматривать для верхнего уровня руководства, а часть для сопровождающих лиц. Ну, я думаю, что примерно соотношение между вариантами VIP, в котором мы присутствуем, к корпоративному будет примерно 1 к 2, по крайней мере, так мы сегодня оцениваем рынок.
- Отделка целиком российская внутри салона?
- Да, здесь все материалы, ну, материалы используются разные, но это целиком российское производство, и собственно для меня значит тоже является очень важным, что у нас есть уже современный уровень технологий, который позволяет выходить на уровень качества, соответствующий современному мировому уровню.
- В проспекте к этому самолету написано, что он создан совместно с итальянской компанией Alenia Aermacchi, каков вклад иностранных компаний?
- Это вообще весь проект Sukhoi Superjet развивается совместно c Alenia Aermacchi и, собственно, наши итальянские коллеги участвуют и в производстве, и в дизайне интерьера, и в частности мексиканский самолет, оборудованный вариантом интерьера, который разработан нашими итальянскими коллегами. Они участвуют в организации систем послепродажного обслуживания, значит, я хочу сказать, что участвуют в продвижении самолета на мировой рынок, в частности работа с Interjet это полностью ответственность нашего совместного предприятия. Поэтому, ну и в варианте бизнес-джет тоже мы предусматриваем совместную работу с итальянскими коллегами.
- Вы работаете над Sukhoi Superjet и вот теперь уже над бизнес его вариантом с итальянской компанией Aermacchi, но я не могу не задать этот вопрос, вы не опасаетесь, что в нынешней ситуации вашим иностранным партнерам будет, скажем так, сложнее с вами работать?
- Я хочу сказать, что рынок гражданской авиации - это очень интернациональный рынок, и не только мы зависим от наших зарубежных поставщиков, но и ведущие мировые производители зависят от поставок из России. Ну, такой наиболее известные, значит, поставки титана Boeing, Airbus из Верхней Салды из России, поэтому я считаю, что здесь есть общая заинтересованность в том, чтобы все-таки сохранять ту долгосрочную международную кооперацию, которая формировалась в течение длительного периода времени.
- Вы планируете уже какие-то уже, очевидно, поставки на ближайшие годы или, по крайней мере, изучение рынка, скажем так, в каких регионах вы видите наибольшую перспективу для Sukhoi, для его "бизнес-джетов", я имею в виду для бизнеса?
- Для бизнес-джетов, я считаю, что в первую очередь мы смотрим на российский рынок, где есть потребность и у крупных компаний в самолетах такого класса, и у государственных организаций, которые осуществляют перевозки в рамках тех задач, которые они решают. Ну, я считаю, что рынок есть и в юго-восточной Азии для самолетов такого класса, есть рынок и в Латинской Америке, успешный опыт эксплуатации в Мексике дает нам хорошие основания для того, чтобы рассчитывать на то, что и бизнес версия этого самолета найдет спрос.
- Михаил Александрович, вот вы будете уговаривать российских бизнесменов купить такой самолет, они же могут, вот за окном тут и Gulfstream, Dassault, чего только не стоит?
- Уровень комфорта здесь намного выше, чем в Gulfstream и в Dassault, поперечное сечение самолета существенно больше, оно дает возможность объема, комфорта для пассажиров.
- Потолок, я вижу, тут двухметровый, человек здесь может войти…
- Да, существенно выше, в Gulfstream нет такой высоты, сечения, поэтому здесь есть свои преимущества, кроме этого и по оценке стоимости самолет мы тоже даем конкурентную цену.
- Вы знаете, тогда, наверное, последний вопрос, а сколько стоит вот этот дворец, летающий, в котором мы сейчас сидим?
- Я хочу сказать, что это зависит от конкретного заказчика, потому что…
- Ну, вот этот конкретно?
- Это предмет коммерческой тайны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств