АвиаПорт.Ru
21 июня 2002, 12:09
Pratt & Whitney Canada включается в борьбу за RRJ
Как известно, в Pratt&Whitney на протяжении многих лет ведутся работы по программе силовой установки для региональных самолетов. Являясь наследником этого семейства, 800-е получат новый высокоэффективный вентилятор, приводимый через редуктор. Это позволяет повысить КПД вентилятора за счет сокращения частоты вращения ротора. Также меньшие окружные скорости позволяют получить низкий уровень шума. В свою очередь, повышенная частота вращения турбины низкого давления позволяет повысить ее эффективность при малых габаритах.
Внедрение новых решений позволит существенно сократить как количество ступеней, так и количество аэродинамических поверхностей (лопаточных машин), что благоприятно скажется на весе всей конструкции, и позволит сократить издержки при эксплуатации двигателя.
Двухконтурный турбореактивный двигатель PW800 выполнен по двухвальной схеме, вентилятор с широкохордными лопатками. Компрессор низкого давления двухступенчатый, высокого давления - с семью ступенями. Камера сгорания бездымная, обеспечивающая низкий уровень эмиссии вредных веществ. Турбина высокого давления одноступенчатая, низкого давления - двухступенчатая. В PW800 применена схема со смешением потоков внутреннего и наружного контуров, оптимальная для двигателей такой размерности.
На данный момент по программе создано два двигателя-демонстратора, отработавшие на стенде на протяжении 200 часов и подтвердивших высокую эффективность работы каскада низкого давления. По словам Джозефа Торкетти (Joseph Torcetti), вице-президента по развитию международного бизнеса компании Pratt&Whitney Canada, Уже в 2005-2006 году двигатель должен пройти сертификацию и в 2006 году начнется его серийное производство.
В партнерстве с Pratt&Whitney Canada будет работать традиционный партнер этой фирмы - германская MTU Aero Engines, входящая в пятерку крупнейших производителей авиационных двигателей. По словам Йохима Хильдеманна (Joachim Hildemann), вице-президента MTU Aero Engines по маркетингу и продажам, фирмы успешно сотрудничали в разработке и производстве уже пяти двигателей, причем от проекта к проекту роль его компании возрастала. В программе разработки PW800 доля западноевропейской компании может достичь 40%. MTU Aero Engines будет отвечать за компрессор высокого давления и ряд других узлов.
Одним из основных претендентов на установку PW800 сегодня эксперты называют разрабатываемое фирмой "Гражданские самолеты Сухого" семейство региональных самолетов RRJ (Russian Regional Jet). Однако для того, чтобы выиграть тендер на двигатель, который состоится уже в июле текущего года, необходимо представить проект, в котором участие российских предприятий в разработке и изготовлении двигателя составит не менее 50%. В связи с этим в альянсе появился российский участник - ОАО "Авиадвигатель".
Сотрудничество Pratt&Whitney с предприятиями пермского куста имеет 10-летнюю историю, и за эти годы между компаниями наладились прочные деловые контакты. Известно, что корпорация United Technologies, в которую входит авиадвигателестроительное подразделение, за эти годы инвестировало в Россию $400 млн, причем значительная часть этих средств была направлена на реализацию совместных с "Авиадвигателем" и "Пермским моторным заводом" проектов.
Однако вызывает сомнение, что доля отечественного партнера в программе на стадии разработки окажется настолько существенной, чтобы сравняться с вкладом зарубежных участников. Несмотря на то, что коммерческое предложение "Авиадвигателю" еще не сделано, сейчас можно предположить, что в его компетенции окажется мотогондола с реверсивным устройством. Определенные трудности могут возникнуть в связи с тем, что этот узел должен включать большое число крупногабаритных деталей из композитов. Сегодня их производство возможно на предприятиях не авиационной отрасли. Возможно также участие в разработке деталей для компрессора низкого давления, задней опоры двигателя, вала низкого давления смесителя и иных модулей. Кроме того, "Авиадвигатель" будет отвечать за сертификацию двигателя в России, его продажу и поддержку в эксплуатации в стране.
Что касается серийного производства, то сегодня определенности по этому вопросу нет. Очевидно, что из заводов, претендующих на участие в этой программе, будут выбраны те, которые по технологической оснащенности в наибольшей степени будут готовы к производству современной сложной продукции. Важно отметить, что по условиям тендера не менее 50% объемов работ по окончательной сборке должны быть освоены в России.
Внутренний конкурент
В 2002 году в ОАО "Авиадвигатель" продолжались работы по созданию нового двухконтурного турбореактивного двигателя ПС-9 в классе тяги 9 тонн. Очевидно, что сейчас этот проект стал бы внутренним конкурентом PW800. Однако, как отметил Александр Семенов, заместитель генерального конструктора "Авиадвигателя", сегодня этот проект переориентирован в ПС-12. В соответствии с требованиями Российского авиационно-космического агентства к силовой установке для перспективного ближне- среднемагистрального пассажирского самолета, его тяга должна составлять 12 тонн.
На вопрос, не отвлечет ли участие в совместной программе по PW800 средства от отечественного двигателя, А. Семенов ответил, что сегодня схема участия "Авиадвигателя" в PW800 не определена. Однако наиболее вероятно, что собственные средства его компания вкладывать не будет. Таким образом, в случае, если тендер по RRJ Pratt&Whitney выиграть не сможет, в других странах российское предприятие как партнер окажется не столь полезно. И не исключено, что в таком случае альянс будет ограничен традиционными западными участниками....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 1, 2024
"Smartavia" провела отбор выпускников авиационных ВУЗов для подготовки к работе вторыми пилотами
Ноябрь 1, 2024
Правила расследования авиапроисшествий в госавиации планируют изменить в Казахстане
Ноябрь 1, 2024
Мне бы в небо: житель Екатеринбурга рассказал историю получения прав частного пилота самолета