О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлет в непогоду

До начала ельцинских реформ в Красноярском крае насчитывалось 282 аэродрома и аэродромчика. Сейчас их осталось меньше тридцати. В советское время практически до каждого районного центра можно было добраться средствами малой авиации. Потом решили, что жителям Абана и Балахты, Канска и Шарыпова летать совсем необязательно. Прекратили свое существование маленькие аэропорты, а жители Красноярского края стали заложниками его огромной территории. Ведь далеко не всюду ходят поезда и не везде проложены автотрассы.

Почему выжила малая авиация? Потому что есть люди, которые хотят летать (даже если им говорят, что в них страна больше не нуждается). Такие, например, как Сергей Родькин. О себе, после увольнения, он с горечью сказал следующую фразу: "В мирное время не нужен, в военное - опасен". Тогда же у него появилась мысль о создании своей, частной авиакомпании. Акционировавшаяся "большая авиация" перенацелилась на международные авиалинии, перестав интересоваться оказавшимися без сообщения с "большой землей" отдаленными городками и поселками. Сотни летчиков оказались без работы - кто-то устроился грузчиком, кто-то охранником. Многие от тоски по небу начали спиваться...

Уволенный в запас летчик взял в аренду брошенный аэропорт в Шарыпове, начал переписываться со своими друзьями и однополчанами.

Начинать приходилось практически с нуля. Вспоминает бывший военный летчик, а ныне - заместитель директора предприятия "Катэкавиа" Сергей Савченко:

- Я верил, что у нас все получится. Родькин - очень серьезный и настырный мужик. Хотя дело это, конечно, новое. Но мне терять было особенно нечего. Денег на раскрутку у нас не было. Мы работали и охранниками в аэропорту, и грузчиками, и строителями. Помню, все было порушено. Даже здание зимой не отапливалось. Так и прожили в девяносто пятом зиму в кабинете начальника аэропорта у калорифера. Пока ремонтировали наш первый самолет - Ан 24, сами мешки с цементом таскали - восстанавливали взлетную полосу. Полоса эта самая не такое простое сооружение, как кажется. Если она чуть просядет, может случиться все что угодно. Порой падали с носилками...

Рассказывает Сергей Родькин:

- Когда начали летать, денег у большинства наших клиентов не было. Платили кто чем может - мебелью, продуктами, услугами транспортными. Зарплата ладно, мы на все были готовы, Но на что покупать горючее, ремонтировать самолеты? Как-то выкручивались. Испытали "шоковую терапию" на себе по полной программе.

Помню, как-то вылетел наш борт из Норильска. Дело было ночью, зимой. Мороз стоял под тридцать градусов. А у нас освещение отказало на взлетной полосе. Это сейчас у нас за все отвечают профессионалы, дело поставлено. А тогда ведь мы сами монтировали освещение. Никогда не забуду, как мы откапывали из снега провода, проверяли каждый контакт... Восстановили все буквально в последнюю минуту. Самолет сел нормально... Сейчас такого уже в принципе не может быть...

С конца девяностых дела молодой компании "Катэкавиа" медленно поползли в гору...

Командир звена самолетов Ан-24 Александр Соколов:

- Я летаю с восемьдесят второго года. Когда-то малая авиация осуществляла жизнеобеспечение большинства территории нашей страны. Взгляните на карту - две трети территории страны северные, труднодоступные регионы. Люди, охваченные патриотизмом, ехали и летели осваивать и поднимать эти суровые земли. Сколько мы перевозили туда рабочих, оборудования, материалов... Казалось, вот-вот, и начнется на Севере красивая, настоящая жизнь. Нет ведь, все бросили и людей оставили на произвол судьбы. А северная авиация развалилась фактически.

Я уже мысленно распрощался с небом, осел в Кемерове, нашел работу. А тут меня Родькин приглашает. Нужно было решиться, сорваться с насиженного места и поехать.

Теперь не жалею. Наши "аннушки" летают в Монголию, Сирию, другие зарубежные страны, среди авиакомпаний подобного класса допуск на международные авиалинии есть только у нас...

Нас приглашают принять участие в самых ответственных операциях. Например, в спасательных работах. Мы в Ленске по время наводнения много работали. Там грунтовая посадочная полоса, требующая от пилотов особого мастерства. Но мы справлялись.

Так что потихоньку набираем высоту. Когда-то над нашими потугами другие летчики смеялись, теперь на работу просятся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия - Красноярск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка