О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Техасский маршрут

Лучшей авиакомпанией США 2001 года журнал Fortune назвал Southwest Airlines. Уже 28 лет компания работает только с прибылью. И эту традицию не смогли поломать даже события 11 сентября 2001 года, ввергшие мировую авиацию в глубокий кризис. Таким "запасом прочности" компания во многом обязана своему основателю Хербу Келлехеру.

История Southwest Airlines началась с дружеской попойки. В одном из баров техасского города Сан-Антонио в 1966 году встретились влиятельный местный банкир Роллин Кинг и его юрист Херб Келлехер. Выпили по коктейлю-другому и заговорили об авиакомпании Pacific Southwest Airlines. Она специализировалась на пассажирских перевозках внутри Калифорнии и считалась по меркам того времени очень успешной. "А не создать ли нечто подобное у нас в Техасе?" - предложил Кинг Келлехеру. Тот согласно легенде ответил: "Роллин, ты спятил! Но давай попробуем..."

Старики идут в бой

Прямо на салфетке друзья набросали небольшой бизнес-план. По их замыслу новая авиакомпания должна была перевозить пассажиров в "треугольнике" Даллас - Хьюстон - Сан-Антонио. Эти города, самые крупные в штате, расположены довольно далеко друг от друга. Проделывать такой путь на автомобиле было весьма утомительно, воздушное же сообщение отличалось нерегулярностью, да и авиабилеты были недешевы.

В 1960-е годы деятельность авиационной отрасли США жестко регламентировалась комитетом по делам гражданской авиации. Однако документы комитета в основном касались авиаперевозок между штатами - относительно операций внутри одного штата в них практически ничего не говорилось. Кинг и Келлехер решили воспользоваться этим и стали готовиться к экспансии на никем не занятый и незабюрократизированный рынок.

Путь от идеи до ее реализации занял несколько лет. Влиятельные в то время авиакомпании Texas International и Braniff Airlines быстро распознали в прытких новичках будущих конкурентов и попытались задавить их еще до того, как те начали работать. Старожилы возбудили против новорожденной авиакомпании судебные иски по надуманным поводам. Southwest Airlines не стоило большого труда выиграть эти иски, но на каждую судебную победу Southwest Airlines "старики" отвечали новым иском в более высокую инстанцию - вплоть до верховного суда США.

Интересы молодой авиакомпании защищал Херб Келлехер, который впоследствии признался, что все эти баталии его только раззадоривали. Одна из газет тогда написала: "Не тратьте денег на поход в кино, театр или на концерт. Лучше сходите посмотреть, как Херб Келлехер и юристы из Braniff и Texas International рвут друг друга на мелкие кусочки в суде..."

Наконец была назначена дата первого рейса новой авиакомпании - 18 июня 1971 года. Однако противники даже и не думали успокаиваться: за два дня до этой даты им удалось-таки добиться запрета на начало деятельности Southwest Airlines. Херб Келлехер срочно отбыл в Даллас в полной уверенности, что ему удастся отменить запрет. Перед отъездом он зашел к Ламару Мьюзу - тогдашнему СЕО компании. "Что мне делать, Херб? - вопрошал растерянный Мьюз. - А вдруг придет шериф и попытается отменить рейс?" Но Келлехер был настроен решительно: "Значит, на его рубашке останутся следы от самолетных колес. Мы начнем работу, куда бы нас это ни завело - в ад или в райские кущи". Стоит ли говорить, что вылет состоялся точно по расписанию.

...и бутылка виски в придачу

Судебные баталии закончились, но на смену им пришли не менее ожесточенные ценовые битвы. Зачинщиком вновь выступила Braniff Airlines. Явно рассчитывая опрокинуть конкурентов, Braniff в 1973 году снизила цены билетов на рейс Хьюстон - Даллас с $26 до $13. Повторить этот шаг Southwest Airlines не могла - в этом случае она просто вылетела бы в трубу. Блестящий выход пришел в голову Ламару Мьюзу. Southwest Airlines предложила пассажирам выбор: они могут заплатить за билет либо $13, либо прежние $26 - и получить в придачу бесплатную бутылку виски. Идея пришлась пассажирам по вкусу, особенно тем, кто пользовался маршрутами Southwest Airlines для деловых поездок: они, как и раньше, могли предъявлять в бухгалтерию своих компаний билеты по $26 и при этом разживаться дармовой выпивкой. Благодаря этому Southwest Airlines не только не потеряла клиентов, но и стала на время проведения этой маркетинговой акции одним из самых крупных распространителей спиртных напитков в Техасе.

1973-й был первым годом, который компания закончила с прибылью. С тех пор у Southwest Airlines не было ни одного убыточного года.

Поначалу Херб Келлехер не занимал руководящих постов в компании. Он по-прежнему защищал ее интересы в суде и, будучи одним из крупнейших акционеров, заседал в правлении, однако с собственной юридической практикой расставаться не торопился. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Об этом мало рассказывают, но в 1978 году Келлехер решил порвать с Southwest Airlines. Причиной послужил конфликт между Роллином Кингом и Ламаром Мьюзом. Двое лидеров ссорились и прежде, но в то время противоречия между ними предельно обострились. Устав от роли вечного посредника в разборках, Келлехер послал членам совета директоров телеграмму, в которой уведомил их о своем желании уйти в отставку. Он не знал, что буквально в тот же день Ламар Мьюз предъявил правлению ультиматум - или он, или Кинг. Собравшееся на заседание правление начало обсуждать ультиматум Мьюза, отложив телеграмму Келлехера "на потом".

Шантаж Мьюза обернулся против него самого: правление почти единогласно проголосовало за его смещение со всех руководящих постов. Против выступил только Келлехер, который считал, что отставка Мьюза была бы ошибкой. Но самое неожиданное произошло после голосования: отправив Мьюза в отставку, члены совета директоров чуть ли не в один голос заявили Хербу: "Теперь вам придется стать председателем правления и СЕО". От растерянности Келлехер непроизвольно обернулся, чтобы посмотреть, кого же они имеют в виду. А когда осознал, что речь идет о нем, запротестовал: он юрист, а не менеджер. Однако ситуация была чрезвычайной, и бросить любимое детище в беде Келлехер не смог. Он согласился занять кресло председателя правления, но с условием, что на первых порах в качестве СЕО будет нанят настоящий специалист. Им стал Говард Патнем из United Airlines. С его помощью Келлехер три последующих года вникал в тонкости управления авиакомпанией, и только в 1982 году сам занял пост СЕО и президента.

Трудовые династии

Келлехер, пройдя период ученичества, превратился в одного из лучших топ-менеджеров США - это признают и друзья и враги.

Едва ли не главной заслугой Келлехера коллеги считают создание особой корпоративной культуры Southwest Airlines. Став председателем правления, Келлехер первым делом порекомендовал отделу кадров компании брать на работу людей с чувством юмора. И это не причуда: в Southwest Airlines считают, что чувство юмора помогает сотрудникам лучше приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, сохранять способность к творчеству, работать более эффективно и сохранять боевой настрой в любых ситуациях. В Southwest Airlines откровенно признают, что профессионализм соискателя отнюдь не является главным критерием при приеме на работу. Известен случай, когда отдел кадров "завернул" одного из самых квалифицированных летчиков, когда-либо подававших заявление о приеме на работу. А все потому, что по дороге на собеседование он был груб с обслуживающим персоналом компании.

Самоотдача, ответственность, скромность, сострадание - эти качества сотрудников в Southwest Airlines всячески поощряются. Внутренний корпоративный фольклор изобилует милыми и трогательными историями. К примеру, рассказывают о некой пожилой даме, которая приехала в Даллас, чтобы пройти курс лечения от рака. В аэропорту она неожиданно расплакалась, почувствовав себя одинокой в незнакомом городе. К ней сразу же поспешил сотрудник авиакомпании и, узнав в чем дело, вызвался все две недели сопровождать женщину на процедуры. Рядовой для Southwest Airlines случай, но именно из таких мелочей складывалась добрая репутация компании.

Нормой для Southwest Airlines являются всегда улыбающиеся стюарды и стюардессы старающиеся в течение всего полета поддерживать настроение пассажиров. Ради этого экипаж способен на многое - например, спеть правила безопасности на мотив популярной песни. И еще одна деталь: зарплату служащие получают в виде чеков, на которых красуется подпись "От ваших клиентов". Это хорошее напоминание о том, для кого они на самом деле работают.

Southwest Airlines - одна из немногих компаний, где поощряют семейственность. В 1999 году было подсчитано, что в компании работают 820 супружеских пар. Некоторые познакомились прямо на работе, другие переманили своих избранников из других компаний. Служащим Southwest Airlines не возбраняется приводить в компанию братьев, сестер, детей и родителей - разумеется, если они обладают нужными для работы качествами. Рекорд компании - семь сотрудников, принадлежащих к одному семейству. Есть лишь два ограничения: во-первых, на работу не принимаются дети топ-менеджеров; во-вторых, родственники не могут находиться в подчинении друг у друга.

Боевая раскраска самолетов

Помимо корпоративной культуры гордостью Southwest Airlines стали многочисленные ноу-хау, которые впоследствии были взяты на вооружение и конкурентами. Именно Southwest Airlines первой отказалась от практики рассаживать пассажиров в самолете на определенные места, указанные в билете. Это помогло сократить время посадки и соответственно увеличить количество рейсов в день.

Еще одной особенностью Southwest Airlines стала ее приверженность самолетам одной марки - Boeing-737. Это упрощает техническое обслуживание самолетов, сокращает затраты на закупку запасных частей и подготовку экипажей.

Не подумайте однако, что все самолеты компании одинаковы. Многие из них уникальны и обладают собственным "лицом" и именем. К примеру, лайнер "Одинокая звезда" раскрашен в цвета техасского флага, а некоторые самолеты носят имена штатов, играющих ключевую роль в деятельности Southwest Airlines. Есть даже лайнер, посвященный сотрудникам компании, - так оценили их труд, благодаря которому Southwest Airlines пять лет подряд завоевывала престижную премию Triple Crown.

Southwest Airlines давно уже вышла за пределы первоначального "треугольника" Даллас - Хьюстон - Сан-Антонио. Сегодня ее самолеты летают в 58 городов США. В прошлом году услугами компании воспользовались 64 млн человек.

Только в 2000 году компании удалось сэкономить около $1 млн за счет снижения затрат на распространение билетов. В том же году доходы от продажи билетов через Интернет составили 31% от общего объема продаж, или $1,7 млрд в денежном эквиваленте. Совсем неплохо, если учесть, что в открытие сайта Southwest Airlines инвестировала всего $5 млн, а на его обслуживание тратит $21 млн в год.

"А я возьму на себя выпивку..."

В июне 2001-го Херб Келлехер покинул посты президента и СЕО компании, оставив за собой лишь кресло председателя правления. Поговаривали, что его уход связан с тяжелой болезнью - несколько лет назад Келлехеру диагностировали рак. Сам он эту версию опровергает - болезнь не заставила бы его отказаться от работы. Но пришло время уйти и освободить место преемникам, взращенным его собственными усилиями. 70-летний СЕО, президент да еще и председатель правления в одном лице - это сущее наказание для любой компании. Даже для той, которую ты создал с нуля. Примерно так Келлехер объяснял мотивы своей отставки.

Преемников он подбирал долго и тщательно. В итоге ими стали сразу два человека - Джим Паркер (СЕО) и Колин Баррет (президент). Шутки в стиле бывшего босса им уже удаются. Как-то Паркера спросили: "Как вы собираетесь продолжить дело Херба?" Не моргнув глазом, он ответил: "Колин займется курением, ну а я возьму на себя выпивку..." (Келлехер славится как заядлый курильщик и любитель крепких алкогольных напитков, причем об этих его слабостях многие отзываются чуть ли не с восхищением.)

Случай проверить новое руководство "на излом" представился очень быстро - 11 сентября 2001 года. Для большинства авиакомпаний мира события того дня стали сильнейшим стрессом, и вскоре в прессе замелькали сообщения о банкротствах и массовых увольнениях. Ни того ни другого с Southwest Airlines не произошло. Год компания закончила хуже, чем ожидалось, но по-прежнему с прибылью, да к тому же обошлась без увольнений сотрудников.

Келлехер, конечно, не мог остаться в стороне. В первые недели после терактов, когда многие компании поспешили отозвать свою рекламу с телевидения из-за боязни быть обвиненными в кощунстве, Келлехер, напротив, снялся в серии роликов, где постарался спокойно и взвешенно рассказать о мерах, которые предпринимаются Southwest Airlines для выхода из кризиса....
Авторские права на данный материал принадлежат «Компания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка