О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Расследование Boeing-777: иск Украине о компенсации и отчет ООН

19 сентября состоялось 7269-ое заседание Совет Безопасности ООН по запросу России, посвященное расследованию крушения малайзийского пассажирского самолета "Боинг-777-200" в Украине

19 сентября состоялось 7269-ое заседание Совет Безопасности ООН по запросу России, посвященное расследованию крушения малайзийского пассажирского самолета "Боинг-777-200" в Украине.

Заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтман в своем выступлении на этом заседании доложил о предварительном докладе Нидерландского совета по безопасности (Dutch Safety Board), возглавляющего расследование авиакатастрофы, произошедшей 17 июля в Донецкой области, приведшей к гибели 298 пассажиров и членов экипажа.

Он подтвердил, что международное расследование было проведено в полном соответствии с Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации "Расследование авиационных происшествий и инцидентов", а представленный доклад содержит первые фактические выводы, основанные на разных источниках, включая записи разговоров в кабине пилотов, записи данных о полете, данные по управлению воздушным движением, а также радарные и спутниковые снимки. Доклад Нидерландов был представлен Международной организации по гражданской авиации (ИКАО), которая его также одобрила.

Фелтман добавил, что в докладе, пока предварительном, сделан вывод о том, что самолет "разрушился на части над Украиной в результате внешнего воздействия на него большого числа небольших высокоэнергетических объектов".

Заместитель Генерального секретаря ООН проинформировал, что на сегодняшний день опознаны 225 человек, погибших в ходе крушения самолета, а работа по идентификации других останков продолжается.

Он также особо подчеркнул, что нынешняя ситуация в районе катастрофы, несмотря на объявление режима о прекращении огня, все еще не позволяет следователям получить полный и беспрепятственный доступ к месту трагедии.

"Как мы понимаем, международные следователи вновь пытаются получить доступ к месту крушения самолета с целью репатриации останков, которые, возможно, еще там находятся, и для дальнейшего сбора других вещественных доказательств - с целью завершения подготовки технического доклада", - сказал Джеффри Фелтман.

"Генеральный секретарь ООН вновь призывает всех, кто может оказать влияние в этой ситуации, сделать все возможное для создания надлежащих условий для проведения расследования. Скоро в Украину придет зима, а в зимнее время будет просто невозможно собирать останки и другие вещественные доказательства", - завершил свое выступление представитель ООН, напомнив, что еще два месяца назад в своей резолюции Совет Безопасности потребовал немедленно прекратить в районе катастрофы все военные действия для обеспечения проведении международного расследования, а государства-члены Совета единогласно потребовали от вооруженных групп обеспечить доступ следственных органов к месту трагедии.

Выступивший вслед за ним министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс подтвердил, что работа международной комиссии, которую его страна возглавила 24 июля после подписания соответствующего протокола с Украиной, на месте катастрофы приостановлена еще 6 августа по соображениям безопасности. Кроме того, голландская прокуратура возбудила уголовное дело по факту происшествия и привлекла к расследованию следственные органы других стран. Глава МИД Нидерландов также добавил, что "мы все ставим одну цель: те, кто виновен, должны понести ответственность". Он также сообщил, что "окончательный доклад по крушению самолета будет подготовлен к лету следующего года".

В своем выступлении российский представитель в ООН Виталий Чуркин напомнил, что более двух месяцев назад 21 июля Совет Безопасности принял резолюцию 2166 в поддержку всестороннего, тщательного и независимого международного расследования крушения малазийского авиалайнера на Украине, в результате которого погибли 298 человек.

С целью выполнения требований резолюции в части оказания ООН помощи в проведении расследования он предложил создании поста специального представителя Генерального секретаря по этому вопросу и "направлении, в сотрудничестве с ОБСЕ, соответствующей миссии в район катастрофы", так как сам Секретариат до сих пор не проявил какую-либо инициативу в плане содействия международному расследованию. Особую важность при этом представляет проведение Генеральным секретарем ООН обзора и оценки положения дел по вышеперечисленным вопросам с подробным докладом Совету Безопасности, в том числе на предмет выработки и принятия, дополнительных мер в целях содействия расследованию.

Необходимость предложенных мер Чуркин объяснил тем, что "предварительный доклад, подготовленный нидерландской комиссией, носит не слишком информативный характер и не содержит убедительных сведений об обстоятельствах авиакатастрофы, а ссылки на резолюцию 2166 СБ ООН там вообще полностью отсутствуют". Он также обратил внимание на отсутствие обещанной транспарентности: "расследование, по сути, дано на откуп узкой группе стран". Кроме того, само расследование затягивается, что вызывает все больше вопросов в части его соответствия применимым нормам и стандартам ИКАО: "так, данные о переговорах авиадиспетчеров были переданы, по имеющейся информации, лишь в конце августа".

Далее последовала критика предварительного отчёта о причинах авиакатастрофы, который не только не снял озабоченности мировой общественности, но и дал основания для новых вопросов, перечень которых российская сторона готова направить в Комиссию, Генеральному секретарю ООН и распространить в качестве официального документа Совета Безопасности, а также обсуждать с иностранными партнёрами в конструктивном ключе.

В частности "в отчёте комиссии ничего не сказано о проводимой работе по линии украинского военного сектора: нет информации о переговорах с ним украинских диспетчеров, не приводится информация о проверке мест дислокации в день катастрофы украинских систем ПВО, совершенно замалчивается вопрос о возможном присутствии рядом с малазийским Боингом военного истребителя".

Полностью отсутствует материал с места падения самолета, хотя, по мнению авиационных экспертов, "именно изучение места события и обломков авиалайнера и поражающих элементов могут иметь ключевое значение для установления причин гибели воздушного судна". До сих пор не проведены и многие другие важные экспертизы. Одна из приоритетных и неотложных задач расследования - доступ к месту авиакатастрофы и обломкам воздушного судна до сих пор не решена, хотя неясно, что мешает комиссии выехать в Донецкую область в условиях подписанного две недели назад перемирия, тем более, что даже после приостановки 6 августа работы международной группы экспертов на месте катастрофы там не раз бывали представители ОБСЕ и журналисты.

Виталий Чуркин также призвал государства, неоднократно заявлявшие о наличии у них достоверных данных о произошедшем, в том числе космические снимки территории, где 17 июля произошла катастрофа, обнародовать эту информацию. При этом приводился пример Российской Федерации, которая была первой и, по сути, единственной страной, сразу же и публично предоставившей имеющиеся в ее распоряжении данные объективного контроля об обстоятельствах происшествия.

Было также отмечено, что сразу после инцидента, еще до получения каких-либо достоверных данных, фактически началась информационная война, целью которой было возложить всю вину на ополченцев Донбасса, а Российской Федерации вменялась ответственность за совершение серьезного международного правонарушения, что "стало поводом для раскручивания против России санкционной спирали". Все это  было расценено, как "грубое вмешательство в расследование катастрофы и попытки политически предопределить его результаты".

В заключение российский представитель подчеркнул, что продолжает настаивать на проведении транспарентного и объективного международного расследования в целях установления истины, обеспечив равный и справедливый доступ ко всем материалам расследования специалистам из различных государств, входящих в группу международных экспертов, включая российских и представителей

Межгосударственного авиационного комитета, в соответствии с резолюцией Совета 2166 и требованиями норм ИКАО.

В развернувшейся затем дискуссии ему также пришлось опровергнуть ряд нападок на позицию России.

Среди полезной информации, прозвучавшей в ее ходе, стоит отметить выступление министра иностранных дел Малайзии Анифе Амана, объявившего основными задачами репатриацию останков жертв (из 43 погибших малайцев тела 40 - идентифицированы, а 35 - репатриированы) и  необходимость обеспечения транспарентности и быстроты расследования. В частности министр сказал: "Остаются важные вопросы: кто виноват и что случилось. Время важный фактор, так как зима затруднит расследование".

Другая интересная информация прозвучала в ходе доклада постоянного представителя Украины при ООН Юрия Сергеева, который сообщил, что заключенное 5 сентября перемирие  было нарушено 480 раз, при этом с украинской стороны насчитывается 138 раненых и более 100 убитых. Пресс-центр СНБО Украины в своих ежегодных брифингах упомянул за тот же период о менее 10 погибших и 6 пропавших без вести.

Что касается самого хода расследования, Сергеев вновь повторил утверждения о том, что "самолет был сбит российской ракетой, запущенной российскими наемниками, развернувшими мощную систему ПВО, что подтверждено разведкой Украины и других стран, включая ЗРК "Панцирь". Трагедии бы не произошло, если бы у них не было доступа к современным средствам ПВО". В ответ на российское обвинение в задержке предоставления материалов, он сообщил, что 23 июля международной комиссии были переданы электронные и печатные копии записей переговоров Киевского и Днепропетровского центра управления воздушным движением, а в августе, по просьбе Нидерландов,  - дополнительные записи переговоров экипажа и диспетчеров.

Постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр, исполняющая роль председателя Совета Безопасности в сентябре, подытоживая результаты обсуждения доклада, очень высоко оценила результаты и ход расследования и высказала полное доверие комиссии. Затем было заявлено, что Россия "не в том положении, чтобы давать советы в этом расследовании, поскольку к ней нет доверия в СБ". При этом она вновь перечислила обвинения России в причастности к конфликту на востоке Украины.

Ответ российского постпреда последовал незамедлительно: "Хотя Вы и сидите в председательском месте, Вы не имеете никакого права судить о положении Российской Федерации в Совете Безопасности. Во-вторых, то, что Вы сейчас сказали, только говорит, что Вы воду пытаетесь замутить", - сказал Чуркин. После чего напомнил о малоизвестных инициативах Российской стороны в МИД Австралии, Малайзии и Нидерландов в первые же дни после трагедии с предложением совместного Проекта специальной резолюции СБ ООН для гарантии обеспечения доступа экспертам на место катастрофы. Вместо этого австралийцы и голландцы начали переговоры с Украиной, что затянуло на 10 дней прибытие экспертов, транспортировку и безопасность которых все равно обеспечивали представители "ДНР", надежно контролировавших эту территорию, а украинская сторона, начиная с 28 июля, вначале попыталась захватить район катастрофы армейскими подразделениями, а 7 августа и вовсе вышла из режима прекращения огня.

К сожалению, на заседании так и не было предоставлено новой информации о результатах расследования, поэтому, собственно, обсуждение свелось к повторению инсинуаций и обвинений в произошедшем РФ и сепаратистов "ДНР", при этом в качестве доказательной базы вновь использовались ссылки на социальные сети.

Никаких конкретных обвинений, подтвержденных экспертными заключениями, не было предъявлено, поэтому положительные результаты от заседания появились несколько позже: во-первых, нидерландские эксперты объявили о том, что в результате патологоанатомических экспертиз в телах жертв катастрофы обнаружено "25 металлических предметов, природа которых устанавливается". Они могут стать прямыми и неоспоримыми доказательствами сбития самолета. Вместе с тем, не было заявлено, что найдены готовые поражающие элементы, принадлежащие одной из зенитных ракет конкретного типа, что вместе с крайне малым количеством (в том же "Буке" их около 10 тыс.!) и чрезвычайно характерным формам (двутавр и кубик) говорит скорее о том, что "ракетная версия", на которой дружно настаивали представители Украины и Запада, не подтвердилась, и эксперты вынуждены искать другие варианты поражения рейса МН17.

Во-вторых, родственники граждан Германии, погибших в катастрофе в небе над Торезом, подают против Украины иск в Европейский суд по правам человека, так как в соответствии с нормами международного права "каждое государство несет ответственность за свое воздушное пространство, если оно открыто для полетов, а, если государство не в состоянии обеспечить безопасность, оно должно закрыть свое воздушное пространство".

Сумма компенсации в каждом случае должна составлять не менее 1 млн. евро, а адвокаты уже предложили присоединиться к иску и семьям остальных пострадавших. Общая сумма для официального Киева, экономика которого и так переживает не лучшие времена, может получиться немалой, и если расследование не приведет к выявлению истинного виновника, то платить за всех пострадавших пассажиров, экипаж, самолет и страховую ответственность перед третьими лицами (всего до 0,5 млрд. евро!) придется украинским налогоплательщикам.

Возможно, украинские политики имеют более весомые стимулы,  вызвавшие откровенное торможение нормального следственного процесса?...
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости" - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка