"В России каждый год что-то случается, но этот был особенно "выдающимся"
Спрос на чартерную перевозку падает, в то же время туроператоры предъявляют более высокие требования к авиаперевозчикам, рассказал директор по маркетингу и продажам TUI Russia И.Вукелик
- Недавно TUI решили приостановить сотрудничество со своим давним партнером - компанией Metrojet, теперь вы работаете с перевозчиком группы "Аэрофлот" Orenair. С чем связаны эти перемены?
- В этой истории ищут скандал, но ничего сенсационного в ней нет. Контракт с Metrojet как раз заканчивался в конце этого сезона. Мы обсуждали новые условия, но договориться не получилось. У нас были определенные коммерческие пожелания к коллегам, они не согласились. Наши условия я вам раскрыть, конечно, не могу, это секрет. Но все это чисто коммерческий вопрос. Мы имеем право изменить наши решения относительно авиаперевозчиков в любой момент, и мы им воспользовались. Так что, если бы не было массовой истерии из-за банкротств туроператоров, ситуация не была бы настолько заметной и преувеличенной.
В этот же момент у Orenair появились свободные мощности. Orenair - абсолютно адекватная компания, входящая в группу "Аэрофлот". И качество сервиса на борту и техобслуживания бортов - на высшем уровне. Несколько осложняет ситуацию негативный опыт, сложившейся у Orenair с туроператорами ранее.
- TUI вложила в развитие Metrojet собственные средства. Как вы возвращали эти инвестиции?
- Metrojet, когда мы начали с ним работать, и сейчас - это две разные компании. Это, кстати, верно и в буквальном смысле - компания сменила название и прошла ребрендинг. Вместе мы много сделали для совершенствования процессов техобслуживания бортов и сервиса на борту: поменяли кресла, решили проблемы с задержками рейсов, который были прошлым летом. Инвестиции TUI касались брендированной перевозки, и конечно, для каждой инвестиции был продуман свой механизм возврата, а все изменения происходили постепенно и все успели окупиться. Еще под флагом "Колавиа" летал наш самолет из TUI Fly, но лизинг был полностью переведен на авиакомпанию.
- Orenair теперь будет вашим основным перевозчиком? Их самолеты также будут брендированы символикой TUI, как это было с Metrojet?
- Как раз сейчас мы выбираем нового стратегического партнера. Конечно, рассматриваем и Orenair, и других, всего три компании из числа крупных федеральных перевозчиков. Сейчас, во-первых, проходит тендер - мы согласовываем коммерческие условия. Во-вторых, TUI Travel PLСS проводит технический аудит потенциальных партнеров. Наши специалисты смотрят, как обслуживаются самолеты, как составляются протоколы, изучают все, даже работу бэк-офиса. Когда мы выберем долгосрочного партнера, у нас опять появится возможность брендировать борта и так далее. Мы хотим подписать долгосрочный контракт, стратегический. Но нам крайне важна коммерческая составляющая: экономическая ситуация вам известна, идет спад продаж пакетных туров. Непонятно, что будет дальше, как будут влиять на туристический рынок санкции со стороны западных стран. Непонятно, что будет с экономикой, важен каждый доллар.
- Какие возможности сейчас предоставляет Orenair? Хватает ли вам их мощностей? На каких направлениях летает эта компания?
- Сейчас 75% нашей перевозки это - Orenair. На данный момент мы загружаем два типа самолетов из их парка - один самолет Boeing 777, который летает из "Шереметьево", и несколько Boeing 737 из "Домодедово". Широкофюзеляжный борт в основном используется в Турции, спрос на это направление максимально высокий. Есть еще "Трансаэро", "ЮТэйр", Turkish Airlines, "Уральские авиалинии". Orenair - это член группы "Аэрофлот". Это принципиально другой уровень сервиса. Я знаю, что люди готовы платить деньги, чтобы летать группой "Аэрофлот". Однако в нашем случае стоимость туров для туристов не изменится из-за смены перевозчика. Boeing 777 замечательная машина, там есть бизнес-класс, это важно. Есть премиум-эконом, что тоже нужно на некоторых рейсах. Такая конфигурация позволяет проводить маркетинговые акции.
- Премиальные классы - это важно для туристов?
- Туристы пользуются этими сервисами на определенных направлениях. В основном это туры в Турцию, так как там есть соответствующего уровня отели. У нас не много "бизнеса", но этот сегмент перевозки представлен у Turkish Airlines и "Трансаэро". Он продается очень быстро, глубина продаж у бизнес-класса шикарная. Однако на других направлениях, как правило, те, кто путешествует в бизнес-классе не покупают пакетных туров. Если речь идет о Европе, люди сами покупают билеты.
- В будущем вас интересуют самолеты с бизнес-классом или монокласс? От типа самолета может зависеть ваш выбор?
- Конечно, в первую очередь интересует эконом-класс, нас в первую очередь судят по качеству перелета в эконом-классе. С точки зрения бизнеса, хватает предложения "Трансаэро" и Turkish Airlines. Так что упор будем делать на конфигурацию монокласс. Но посмотрим, какой будет выбор.
Лучший тип для нашего бизнеса в России - Airbus A321, там 219 кресел. 737-800 тоже хорош, но кресельная емкость у него меньше. Туроператоры, как правило, выбирают A321. Хотя наши коллеги в Англии, например, используют преимущественно Boeing 737 на коротких и средних маршрутах.
Впрочем, наши специалисты работают с разными типами ВС. Наши инженеры - отличные профессионалы, у нас в собственности шесть авиакомпаний, очень разнотипных. Кстати, если нашим партнерам-перевозчикам что-то будет нужно, всегда другие компании группы TUI могут помочь.
- TUI повышенное внимание уделяет техническому состоянию флота. Какие дополнительные требования с технической точки зрения вы будете предъявлять к новому партнеру?
- Требования в техническом смысле будут жесткими. Технический аудит потенциальные партнеры проходят уже сейчас. Также наши специалисты будут осуществлять периодический контроль в будущем. Что касается технического обслуживания, это как раз одни из тех вопросов, которые обсуждаются при выборе партнера. У нас есть свой чек-лист и определенные требования к обслуживанию. Конечно, для нас важно, где оно осуществляется, но в России есть свои хорошие технические центры. Orenair, например, и сейчас обслуживается по стандартам "Аэрофлота", там проверок нужен минимум.
- Как туристический поток изменился этим летом? Какие ожидания на будущий год?
- В России каждый год что-то случается, но этот был особенно "выдающимся"... Мы наблюдали спад продаж на пакетные туры и чартерную перевозку в Европу на 30-40%. В Грецию и Хорватию - 10-15%. Зато увеличивались продажи в Турцию и Египет. Египет вырос на 30-35% и реабилитировался фактически до "дореволюционного" уровня. На зимний сезон спрос на это направление высокий. Для чартерных перевозок Египет более показателен, так как в Турцию летают еще регулярные рейсы. Общий тренд таков: кто в прошлом году отдыхал в отеле 5*, в этом году выбирает 4*. Кто тратил $2000, потратит $1500. И all inclusive пользуется все большей популярностью, чтобы расходы были максимально предсказуемыми. Зимой многие туроператоры сделают упор на Египет, а прогнозов на лето пока делать не берусь. Надо посмотреть, что будет с Мексикой и Доминиканой. Таиланд может показать рост.
- Как в этой связи вы планируете изменять объемы перевозки? Будете покупать меньше мест у перевозчиков?
- Мы не будем летать на некоторых азиатских направлениях, где не можем предложить никакого особенного продукта, сконцентрируемся на хорошо известных нам направлениях: Египет, горнолыжные туры и некоторые экскурсионные, чтобы к лету подготовить хорошую программу. Лучше сэкономить и инвестировать в развитие новых направлений на лето, в маркетинг. Нам не нужен оборт для финансирования операционной деятельности, у нас нет кредитов, мы можем сконцентрироваться на собственных концепциях отдыха.
Наша стратегия - осторожно зимой, агрессивно летом. Зимой прогнозируем сокращение порядка 15%, к следующему лету - рост на 20-25% в сравнении с этим годом. В идеале рынок должен прийти к тому, что туроператоры будут выкупать только тот объем перевозки, который смогут продать. Потому что переизбыток продается в минус, потом этот минус надо покрывать - это ящик Пандоры. Когда ты строишь бизнес на базе cash-flow, надо ожидать проблем....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Март 21, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Мурманском
Март 24, 2025
Удмуртия в 2026 году получит более миллиарда рублей на развитие гражданских беспилотников
Март 24, 2025
Имиджевый ролик аэропорта Внуково стал лауреатом международного конкурса
Март 24, 2025
Специалисты ФГУП "АГА (А)" завершили проверку аэродромных объектов в аэропорту Геленджик