О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"В России каждый год что-то случается, но этот был особенно "выдающимся"

Спрос на чартерную перевозку падает, в то же время туроператоры предъявляют более высокие требования к авиаперевозчикам, рассказал директор по маркетингу и продажам TUI Russia И.Вукелик

Вместе с падением спроса на зарубежный отдых, падает спрос и на чартерную перевозку, которая долгое время оставалась драйвером роста для российских авиакомпаний. В то же время туроператоры предъявляют более высокие требования к авиаперевозчикам-партнерам, рассказал агентству "АвиаПорт" директор по маркетингу и продажам TUI Russia Ивор Вукелик.

- Недавно TUI решили приостановить сотрудничество со своим давним партнером - компанией Metrojet, теперь вы работаете с перевозчиком группы "Аэрофлот" Orenair. С чем связаны эти перемены?

- В этой истории ищут скандал, но ничего сенсационного в ней нет. Контракт с Metrojet как раз заканчивался в конце этого сезона. Мы обсуждали новые условия, но договориться не получилось. У нас были определенные коммерческие пожелания к коллегам, они не согласились. Наши условия я вам раскрыть, конечно, не могу, это секрет. Но все это чисто коммерческий вопрос. Мы имеем право изменить наши решения относительно авиаперевозчиков в любой момент, и мы им воспользовались. Так что, если бы не было массовой истерии из-за банкротств туроператоров, ситуация не была бы настолько заметной и преувеличенной.

В этот же момент у Orenair появились свободные мощности. Orenair - абсолютно адекватная компания, входящая в группу "Аэрофлот". И качество сервиса на борту и техобслуживания бортов - на высшем уровне. Несколько осложняет ситуацию негативный опыт, сложившейся у Orenair с туроператорами ранее.

- TUI вложила в развитие Metrojet собственные средства. Как вы возвращали эти инвестиции?

- Metrojet, когда мы начали с ним работать, и сейчас - это две разные компании. Это, кстати, верно и в буквальном смысле - компания сменила название и прошла ребрендинг. Вместе мы много сделали для совершенствования процессов техобслуживания бортов и сервиса на борту: поменяли кресла, решили проблемы с задержками рейсов, который были прошлым летом. Инвестиции TUI касались брендированной перевозки, и конечно, для каждой инвестиции был продуман свой механизм возврата, а все изменения происходили постепенно и все успели окупиться. Еще под флагом "Колавиа" летал наш самолет из TUI Fly, но лизинг был полностью переведен на авиакомпанию.

- Orenair теперь будет вашим основным перевозчиком? Их самолеты также будут брендированы символикой TUI, как это было с Metrojet?

- Как раз сейчас мы выбираем нового стратегического партнера. Конечно, рассматриваем и Orenair, и других, всего три компании из числа крупных федеральных перевозчиков. Сейчас, во-первых, проходит тендер - мы согласовываем коммерческие условия. Во-вторых, TUI Travel PLСS проводит технический аудит потенциальных партнеров. Наши специалисты смотрят, как обслуживаются самолеты, как составляются протоколы, изучают все, даже работу бэк-офиса. Когда мы выберем долгосрочного партнера, у нас опять появится возможность брендировать борта и так далее. Мы хотим подписать долгосрочный контракт, стратегический. Но нам крайне важна коммерческая составляющая: экономическая ситуация вам известна, идет спад продаж пакетных туров. Непонятно, что будет дальше, как будут влиять на туристический рынок санкции со стороны западных стран. Непонятно, что будет с экономикой, важен каждый доллар.

- Какие возможности сейчас предоставляет Orenair? Хватает ли вам их мощностей? На каких направлениях летает эта компания?

- Сейчас 75% нашей перевозки это - Orenair. На данный момент мы загружаем два типа самолетов из их парка - один самолет Boeing 777, который летает из "Шереметьево", и несколько Boeing 737 из "Домодедово". Широкофюзеляжный борт в основном используется в Турции, спрос на это направление максимально высокий. Есть еще "Трансаэро", "ЮТэйр", Turkish Airlines, "Уральские авиалинии". Orenair - это член группы "Аэрофлот". Это принципиально другой уровень сервиса. Я знаю, что люди готовы платить деньги, чтобы летать группой "Аэрофлот". Однако в нашем случае стоимость туров для туристов не изменится из-за смены перевозчика. Boeing 777 замечательная машина, там есть бизнес-класс, это важно. Есть премиум-эконом, что тоже нужно на некоторых рейсах. Такая конфигурация позволяет проводить маркетинговые акции.

- Премиальные классы - это важно для туристов?

- Туристы пользуются этими сервисами на определенных направлениях. В основном это туры в Турцию, так как там есть соответствующего уровня отели. У нас не много "бизнеса", но этот сегмент перевозки представлен у Turkish Airlines и "Трансаэро". Он продается очень быстро, глубина продаж у бизнес-класса шикарная. Однако на других направлениях, как правило, те, кто путешествует в бизнес-классе не покупают пакетных туров. Если речь идет о Европе, люди сами покупают билеты.

- В будущем вас интересуют самолеты с бизнес-классом или монокласс? От типа самолета может зависеть ваш выбор?

- Конечно, в первую очередь интересует эконом-класс, нас в первую очередь судят по качеству перелета в эконом-классе. С точки зрения бизнеса, хватает предложения "Трансаэро" и Turkish Airlines. Так что упор будем делать на конфигурацию монокласс. Но посмотрим, какой будет выбор.

Лучший тип для нашего бизнеса в России - Airbus A321, там 219 кресел. 737-800 тоже хорош, но кресельная емкость у него меньше. Туроператоры, как правило, выбирают A321. Хотя наши коллеги в Англии, например, используют преимущественно Boeing 737 на коротких и средних маршрутах.

Впрочем, наши специалисты работают с разными типами ВС. Наши инженеры - отличные профессионалы, у нас в собственности шесть авиакомпаний, очень разнотипных. Кстати, если нашим партнерам-перевозчикам что-то будет нужно, всегда другие компании группы TUI могут помочь.

- TUI повышенное внимание уделяет техническому состоянию флота. Какие дополнительные требования с технической точки зрения вы будете предъявлять к новому партнеру?

- Требования в техническом смысле будут жесткими. Технический аудит потенциальные партнеры проходят уже сейчас. Также наши специалисты будут осуществлять периодический контроль в будущем. Что касается технического обслуживания, это как раз одни из тех вопросов, которые обсуждаются при выборе партнера. У нас есть свой чек-лист и определенные требования к обслуживанию. Конечно, для нас важно, где оно осуществляется, но в России есть свои хорошие технические центры. Orenair, например, и сейчас обслуживается по стандартам "Аэрофлота", там проверок нужен минимум.

- Как туристический поток изменился этим летом? Какие ожидания на будущий год?

- В России каждый год что-то случается, но этот был особенно "выдающимся"... Мы наблюдали спад продаж на пакетные туры и чартерную перевозку в Европу на 30-40%. В Грецию и Хорватию - 10-15%. Зато увеличивались продажи в Турцию и Египет. Египет вырос на 30-35% и реабилитировался фактически до "дореволюционного" уровня. На зимний сезон спрос на это направление высокий. Для чартерных перевозок Египет более показателен, так как в Турцию летают еще регулярные рейсы. Общий тренд таков: кто в прошлом году отдыхал в отеле 5*, в этом году выбирает 4*. Кто тратил $2000, потратит $1500. И all inclusive пользуется все большей популярностью, чтобы расходы были максимально предсказуемыми. Зимой многие туроператоры сделают упор на Египет, а прогнозов на лето пока делать не берусь. Надо посмотреть, что будет с Мексикой и Доминиканой. Таиланд может показать рост.

- Как в этой связи вы планируете изменять объемы перевозки? Будете покупать меньше мест у перевозчиков?

- Мы не будем летать на некоторых азиатских направлениях, где не можем предложить никакого особенного продукта, сконцентрируемся на хорошо известных нам направлениях: Египет, горнолыжные туры и некоторые экскурсионные, чтобы к лету подготовить хорошую программу. Лучше сэкономить и инвестировать в развитие новых направлений на лето, в маркетинг. Нам не нужен оборт для финансирования операционной деятельности, у нас нет кредитов, мы можем сконцентрироваться на собственных концепциях отдыха.

Наша стратегия - осторожно зимой, агрессивно летом. Зимой прогнозируем сокращение порядка 15%, к следующему лету - рост на 20-25% в сравнении с этим годом. В идеале рынок должен прийти к тому, что туроператоры будут выкупать только тот объем перевозки, который смогут продать. Потому что переизбыток продается в минус, потом этот минус надо покрывать - это ящик Пандоры. Когда ты строишь бизнес на базе cash-flow, надо ожидать проблем....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка