Труд
14 октября 2014, 08:37
Их SOS все глуше, глуше...
Пропавший в Туве вертолет Ми-8 ищут три дня. А ведь подобные истории с пропавшими воздушными судами случались не раз
Что поразительно, подобные истории с пропавшими воздушными судами случались не раз. Достаточно вспомнить недавнюю пропажу Ан-2 на территории Уральского федерального округа, когда в поисках было задействовано огромное количество техники, людских и финансовых ресурсов. Или катастрофу вертолета авиакомпании "Газпромавиа", когда на операцию по поиску было потрачено порядка 22,5 млн рублей.
А ведь есть диспетчеры и радары, на борту воздушного судна имеются датчики, оповещающие о месте нахождения в любое время. И тогда что это - халатность контролирующих органов, неповоротливость спасателей или несовершенство техники, способной обнаружить пропажу? Ситуацию мы попросили прокомментировать Валерия Шелковникова, президента консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов".
- Вопросы поставлены правильно. Здесь всего хватает - халатности, неповоротливости и, главное, нежелания извлекать уроки и делать выводы. В соответствии со стандартом ИКАО на каждом воздушном судне должен быть аварийный приводной передатчик (emergency locator transmitter). Типов таких аварийных передатчиков несколько: стационарный, переносной, развертываемый и аварийно-спасательный, который приводится в действие вручную. Как показывает анализ происшествий, часто обнаружить судно не получается из-за неэффективной работы аварийного радиомаяка АРМ-406П. И, конечно, тут вмешивается человеческий фактор.
Вспомним 9 января 2009 года, когда экипаж нового вертолета Ми-171 авиакомпании "Газпромавиа" выполнял полет по маршруту Бийск - Кош-Агач. В назначенный сеанс радиосвязи с центром УВД экипаж на связь не вышел. На борту находился полпред президента РФ в Госдуме. Была оперативно организована спасательная операция, в которой в том числе участвовали 13 вертолетов и самолетов. Только через двое суток удалось обнаружить вертолет в районе горы Черная. Причем радиомаяк АРМ-406 разбившегося вертолета был полностью исправен, но перед полетом экипаж просто забыл перевести его в рабочий режим. В автоматическом же режиме он не сработал.
Из донесения руководителя спасательной операции: "Как только спасатели добрались до места катастрофы, один из бойцов МЧС в 14.05 с целью проверки работоспособности включил на разбившемся вертолете радиомаяк.
Маяк немедленно начал передавать сигнал бедствия, и первым его принял спасательный центр в Индии. Уже в 14.08 в Москве определили, что это за вертолет, какой его бортовой номер и где он упал". К слову, второй пилот остался жив, но не владел навыками по использованию аварийной радиостанции.
Трагические последствия бывают даже в простых ситуациях. 21 марта 2007 года двое суток продолжались поиски вертолета, потерпевшего катастрофу в районе Вуктыла, всего в 3 километрах от места вылета. Аварийный радиомаяк не сработал. Члены экипажа после падения оставались живыми, но погибли от переохлаждения.
- Невольно напрашиваются сравнения, - говорит Валерий Шелковников. - В январе в Румынии пилот небольшого самолета совершил аварийную посадку на склоне горы, покрытой глубоким снегом. Спасаясь от холода, пассажиры пытались разводить костер из подручных материалов. В итоге большинство спаслись, но двое погибли от переохлаждения. Самолет спустя 4,5 часа обнаружили местные жители, а группы спасателей ввиду позднего установления местонахождения самолета опоздали. В результате министр внутренних дел Румынии подал в отставку - из-за того, что не сумел как следует организовать спасательную операцию. Я ни на что не намекаю, но делаем ли мы выводы из подобных трагедий у нас? Известно ведь: кто игнорирует уроки истории, обречен на их повторение. И если вы спросите, как скоро найдут пропавший в Тыве вертолет, никто вам точно ответить не сможет, пока процветают халатность и безответственность....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 29, 2024
Аэрофлот представил новый бессрочный уровень программы "Аэрофлот Бонус"
Ноябрь 29, 2024
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2024 года
Ноябрь 29, 2024
Открыты продажи на новые дополнительные рейсы Аэрофлота из Москвы в города Дальнего Востока
Ноябрь 28, 2024
Авиационный пресс-клуб соберётся на двадцать третью встречу