О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЧП во "Внуково": от пьяного водителя к бюджетным миллиардам

Следственный комитет РФ обратился в Басманный суд Москвы с ходатайством об аресте Владимира Мартыненко, водителя снегоуборочной машины, в которую врезался самолет с президентом французской нефтяной компании Total Кристофом де Маржери

Следственный комитет РФ обратился в Басманный суд Москвы с ходатайством об аресте Владимира Мартыненко, водителя снегоуборочной машины, в которую врезался самолет с президентом французской нефтяной компании Total Кристофом де Маржери. Судя по последним заявлениям СК РФ об имевшем место "преступном попустительстве должностных лиц" аэропорта, Мартыненко будет не единственным, кто понесет ответственность за авиакатастрофу. По данным "Росбалта", расследование может затронуть и финансовые аспекты деятельности "Внуково". В частности сейчас рассматривается вопрос о "реанимации" уголовного дела о нецелевом использовании 2 млрд рублей, выделенных из бюджета.

Сейчас сотрудникам правоохранительных органов уже удалось восстановить примерную картину случившегося. 20 октября Владимир Мартыненко пришел на работу трезвым, что засвидетельствовали осматривавшие его врачи, но с собой у него был термос с чаем и коньяком. Водитель несколько раз пил этот напиток (экспертиза обнаружила в его крови 0,6 промилле алкоголя), а потом вместе с коллегами отправился чистить аэродром. Снегоуборочные машины двигались шеренгой, один из водителей был "на связи" с диспетчером, координировавшим их работу, а остальные шоферы следовали рядом. Мартыненко не повезло. На его пути оказалось препятствие, он остановился, чтобы его объехать. Пока Владимир совершал маневр, шеренга с другими водителями, в том числе и с тем, кто общался с диспетчером, уехала.

В условиях сильного тумана Мартыненко просто потерялся. Пытаясь выехать, он оказался на взлетной полосе. Сам Владимир на допросах утверждает, будто связался с диспетчером и поехал, куда тот указал. Диспетчер заявляет, что не отправлял Мартыненко на полосу. Так или иначе, снегоуборщик выехал перед разгонявшимся самолетом Фалкон, на борту которого был Кристоф де Маржери. Самолет зацепил крылом машину, загорелся и упал на землю. Президент Total и три члена экипажа погибли. Сразу после случившегося Мартыненко задержали. 23 октября Басманный суд Москвы рассмотрит ходатайство СК РФ об избрании водителю меры пресечения в виде заключения под стражу.

Поначалу в СК РФ, озвучивая версии ЧП, делали упор на то, что снегоуборщик был пьян. Среди других гипотез назывались ошибка диспетчера, погодные условия, неисправность самолета. Однако вечером 20 октября представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин поднял "градус" расследования. Он заявил, что "причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта". По данным "Росбалта", СК РФ уже изъял документацию о финансовой деятельности аэропорта, в том числе о закупке дорогостоящего оборудования, которое должно фиксировать появление на взлетной полосе посторонних и объектов, а также при помощи спутников отслеживать перемещение технических машин, в том числе снегоуборочных.

Источник агентства в правоохранительных органах рассказал, что сейчас рассматривается вопрос и о возможном возобновлении расследования о нецелевом использовании 2 млрд рублей, выделенных по распоряжению Владимира Путина из бюджета на организацию перевозок пассажиров обанкротившегося авиаальянса AiRUnion. Значительная часть этих средств пошла аэропорту "Внуково".

Данное уголовное дело было возбуждено 10 мая 2011 года Следственным управлением при Управлении на транспорте МВД России по ЦФО по статье 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). В основу расследования легли материалы проверок Счетной палаты РФ и ГУЭБиПК МВД РФ, выявивших факты "использования субсидий из бюджетных средств в сумме 2 млрд рублей не по целевому назначению". Летом 2008 года авиаальянс AiRUnion (в него входили авиакомпании "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс") оказался на грани банкротства. Были приостановлены перевозки тысяч пассажиров, уже купивших билеты. На совещании в правительстве премьер Владимир Путин поручил своему заместителю Сергею Иванову разобраться с ситуацией, а если для этого "нужны средства, то выделить их немедленно".

В результате было решено, что перевозками пассажиров AiRUnion займется контролируемая правительством Москвы авиакомпания "Атлант-Союз", на эти цели ей в общей сложности выделили 5,8 млрд рублей - 2,2 млрд из бюджета столицы, 3,6 млрд рублей из федерального бюджета через госкорпорацию "Ростехнологии". Последняя в дальнейшем планировала создать на базе AiRUnion уже государственную авиакомпанию.

В результате пассажиров перевезли, скандал вокруг AiRUnion утих. Однако Счетная палата и МВД РФ провели проверку использования 5,8 млрд рублей и заподозрили, что 2 млрд рублей из этих средств пошли не по назначению. Ревизоры выяснили, что "Атлант-Союз" на государственные деньги стал скупать долги авиакомпаний, входивших в AiRUnion, при помощи заключения договоров цессии (переуступки долга). Фактически речь шла о том, что "Атлант-Союз" расплачивался по финансовым обязательствам самой AiRUnion и ее руководителей.

Так, 1 млрд рублей потратили на выкуп у Газпромбанка векселей авиакомпаний из альянса, 250 млн рублей ушли ВТБ и "Новикомбанку" на погашение кредитов 2005 года, $8,5 млн были перечислены "Банку Москвы" на погашение другого долга, а около 500 млн рублей поступили в счет уплаты долгов перед ЗАО "Торговый дом АНК", ОАО "Аэропорт Внуково", ОАО "Внуково Хэндлинг", ОАО "Международный аэропорт Внуково". Последние четыре структуры связаны с аэропортом "Внуково" и бизнесменом, бывшим замгендиректора авиакомпании "Атлант-Союз" Виталием Ванцевым, который является председателем совета директоров аэропорта "Внуково". Как удалось выяснить "Росбалту", в ходе расследования были допрошены советник министра транспорта Александр Юрчик, бывшие руководители Департамента транспорта и связи города Москвы Василий Кичеджи (сейчас вице-губернатор Санкт-Петербурга) и Леонид Липсиц, другие бывшие члены правительства Москвы, замгендиректора ГК "Ростехнологии" Игорь Завьялов, зампредправления Газпромбанка Александр Муранов и др.

Все они говорили разное. Ванцев объяснял, в частности, что на совещаниях в правительстве речь шла не только о перевозке пассажиров, но и о сохранении активов AiRUnion. А ни то, ни другое было бы невозможно без погашения долгов: кредиторы могли в любой момент подать иск и парализовать деятельность авиакомпаний, входивших в AiRUnion.

В 2012 году следователь по этому делу посчитал, что поскольку правительства РФ и Москвы не обращались с официальными заявлениями в правоохранительные органы, то от "распределения бюджетной субсидии в 2 млрд рублей" никому вреда причинено не было. Соответственно, нет и предусмотренных статьей 201 УК РФ фактов злоупотребления полномочиями в целях извлечения выгоды и нанесения вреда другим лицам или организациям. На этом основании дело было закрыто.

Летом 2013 года материалы на проверку взял Следственный департамент МВД РФ. Это ведомство признало незаконным постановление о прекращении расследования и отменило его. Однако уже в 2014 году расследование по делу было приостановлено. Источник "Росбалта" в правоохранительных органах утверждает, что теперь это расследование могут возобновить. В том числе для того, чтобы понять, на что расходовались бюджетные средства, если во "Внуково", на бумаге оснащенном современным оборудованием, возможно подобное ЧП....
Авторские права на данный материал принадлежат «РосБалт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка