О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Китайские церемонии "Кузнецова": завод может начать выпуск двигателей для двух стран

Крупнейший российско-китайский проект имеет шанс быть реализованным в Самарской области

Крупнейший российско-китайский проект имеет шанс быть реализованным в Самарской области.

Завод "Кузнецов" может стать площадкой для разработки приоритетного для России и КНР проекта широкофюзеляжного самолета. На предприятии не исключают возможность подключения самарских специалистов к этой работе. Эксперты оценили шансы завода "Кузнецов" как относительно большие, поскольку в стране есть несколько предприятий, которые могли бы взяться за проект. Не исключено, что решение по этому вопросу будет зависеть от результатов расследования крушения ракеты "Антарес", где стоял двигатель, изготовленный на предприятии. Подробности - в материале "ФедералПресс.Приволжье".

В китайском городе Чжухай проходит авиасалон Airshow China. Там выступили представители российской делегации и рассказали о совместных проектах РФ и КНР. Заместитель министра промышленности и торговли РФЮрий Слюсарьзаявил, что Россия и Китай будут вместе разрабатывать широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер. Планируется, что проект будет реализован к 2025 году. Сумма инвестиций пока не обговаривается.

Замминистра также рассказал о том, что для нового самолета будет разработан двигатель размером 30 тонн и больше. Мотор лайнера будет разрабатываться российскими специалистами совместно с китайцами.

"Для этого будет сформирована кооперация российских и китайских компаний. В нее войдет самарское КБ, которое традиционно занимается большими двигателями", - сообщил Юрий Слюсарь.

Слюсарь не уточнил, какие еще компании могут принять участие в проекте. Тем не менее в Самарской области есть только одно конструкторское бюро, которое занимается авиационным и космическим двигателестроением, - это ОАО "Кузнецов". Предприятие существует с 1912 года и сейчас является дочерней компанией ОАО "Оборонпром". Завод занимается строительством двигателей для ракет-носителей "Союз", ремонтом двигателей для авиации ВВС России и производством газоперекачивающих двигателей.

На самом предприятии информацию о возможном участии КБ в российско-китайском проекте "ФедералПресс.Приволжье" не подтвердили, но и не опровергли.

"Опытно-конструкторское бюро ОАО "Кузнецов" действительно сохранило уникальные компетенции по линии создания авиационных двигателей большой мощности в определенном классе тяг от 30 тонн. Поэтому мы не исключаем возможность привлечения самарских специалистов к данному проекту", - пояснили в пресс-службе ОАО "Кузнецов".

Примечательно, что особое внимание отрасли самолетостроения, которая долгое время находилась в упадке, стали уделять после начала российско-украинского кризиса. Из-за санкций Евросоюза и США возникли сложности с запуском первого бюджетного лоукостера "Добролет". Власти страны приступили к разработке комплекса мер по реанимации российской авиационной промышленности и обратили внимание на самарский регион, где эта отрасль представлена рядом предприятий. Так, завод "Авиакор" может начать производство самолета Ил-114. Предприятие подмочило репутацию из-за непоставки воздушных судов для нужд Минобороны. Тем не менее "Авиакор" решил исправиться и не желает упустить привлекательный проект с миллиардными инвестициями. В связи с этим впервые за 20 лет на заводе началась модернизация.

В отличие от "Авиакора" ОАО "Кузнецов" имеет куда более современные мощности и положительную репутацию. Сейчас на заводе идет модернизация, которая должна завершиться к 2020 году. На переоснащение предприятия будет потрачено 17 млрд рублей. Из них 8 млрд рублей - средства федерального бюджета. Основные цели перевооружения - восстановление серийного производства двигателей для стратегической авиации НК-32, увеличение существующих производственных мощностей, усиление конструкторского потенциала. По данным пресс-службы, сейчас на ОАО "Кузнецов" идет строительство нового цеха - гальванического - площадью 11 тыс. кв. м. Объект должны ввести в эксплуатацию в ноябре 2015 года. В нынешнем году также планируется реконструкция испытательных стендов для авиационных двигателей.

Тем не менее недавние события с самолетом "Антарес" отбрасывают тень на завод "Кузнецов". Во время старта американской ракеты-носителя использовались двигатели первой ступени AJ-26 производства самарского предприятия. Спустя несколько секунд после пуска космический аппарат взорвался, после чего на стартовой площадке начался пожар. По данным предприятия, двигатель (модификация жидкостного ракетного двигателя НК-33) прошел модернизацию в части замены кабельной системы, приводов регуляторов агрегатов автоматики и адаптации входных трубопроводов. В компании заверили, что двигатели первой ступени AJ-26 (модификация НК-33) работали до момента аварии в соответствии с циклограммой.

"Отработка и сертификация всех новых систем осуществлялась американской стороной без привлечения специалистов ОАО "Кузнецов". По сути, двигатель AJ-26 проходит летные испытания. Что касается базового двигателя - НК-33, то он имеет большую положительную статистику работы, что очень важно. Именно поэтому делать какие-либо выводы о причинах случившегося на данном этапе некорректно", - отметили в пресс-службе компании.

Сейчас по факту крушения "Антареса" проводится расследование. Самарские специалисты к этим мероприятиям не привлекались.

Впрочем, сторонние эксперты отмечают, что по ситуации с "Антаресом" пока ничего не ясно. Возможно, решение о том, какая компания возьмется за китайский проект, будет принято уже после окончания расследования.

"Для реализации проекта потребуется привлечь лучшие двигателестроительные компании. Я думаю, что завод "Кузнецов" вполне может принять участие. Но, учитывая сложность и масштабность проекта, возможно, потребуется привлечение практически всех ведущих двигателестроительных компаний страны. Но не исключено, что по мере определения параметров двигателя и возможностей каждого предприятия какие-то из них отсеются. Так что на сегодняшний день шансы ОАО "Кузнецов" можно оценить как 50 на 50. То есть завод могут как пригласить к участию в программе, так и отказать", - считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"Дмитрий Баранов.

По словам Баранова, перспективы данного проекта впечатляющи. На сегодняшний день граждане КНР и России летают мало по сравнению с жителями других стран. Развитие авиапрома двух государств будет способствовать развитию авиации в целом. Кроме того, если разработка окажется удачной, то самолет может быть предложен другим государствам, которые не имеют своего авиапрома.

Похожего мнения придерживаются другие эксперты. По их словам, о выборе окончательного подрядчика пока говорить рано.

"Проект просчитан до 2025 года - это довольно длительный срок. За это время подрядчики могут меняться, и не раз. "Кузнецов", вероятно, назван как наиболее вероятный претендент. Так как компетенции у завода достаточно, чтобы справиться с этой задачей. Конкуренцию он будет испытывать прежде всего со стороны своих китайских коллег, которые могут предложить более низкие издержки, но и менее надежную техническую базу. А также - со стороны российского НПО "Сатурн" из города Рыбинска Ярославской области", - считает директор по инвестициям QB FinanceДмитрий Лепешкин....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФедералПресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка